Источник телеграм канал "Плохой Шофёр" - https://t.me/BadShofer/46345
Источник телеграм канал "Плохой Шофёр" - https://t.me/BadShofer/46345
После сегодняшнего шторма в Анапе появлись новая локация для фотографий.
Дисклеймер: сразу скажу, я не из engine департамента, поэтому технические тонкости поломки опустим.
А дело было так. Балкер 2011 года постройки класса Supramax, дедвейтом около 54000 тонн, выходил с грузом сыпучих удобрений из порта Акаба, Иордания, в Индонезию. Время сего действа - конец июля 2015 года. Ещё за две недели до этого, в Египте, механики жаловались на качество поставляемых малакской компанией запчастей, но тогда этому никто особенного значения не придавал. К говённому снабжению и экономии во многих компаниях привыкли, особенно в греческих. В порту произошло несколько блэкаутов (обесточки то есть) - полетела турбина одного из дизель-генераторов, и компания решила прислать наконец-то двух техников из Греции на замену турбины.
картинка супрамакса из интернета, для примера
Путь, естественно, проходил через Аденский залив и Сомали, поэтому техников удобнее всего было взять в Джибути. На частную охрану компания при этом поскупилась. Самое интересное что техникам пообещали сутки якорной стоянки в Джибути, чтобы они успели всё наладить и вернуться в отель, а оттуда - домой. Но руководство решило по-другому (время - деньги, экономщики, блять), и капитану поступил приказ из офиса сняться с якоря и следовать дальше. Охуевшим от такого расклада техникам (две недели перехода до Индонезии, вместо суток на якоре!) конечно же пришлось остаться на борту и допиливать турбину в процессе перехода - тут надо сказать ещё что модель прислали не ту, и коннектить её приходилось подручными средствами, из говна и палок.
Т.к. из трёх дизель-генераторов рабочих было только полтора (один сдох, второй был еле-еле живой), мы как по расписанию на вахте, ловили на ходу блэкауты 6 через 6 часов. Уже когда вышли из Аденского залива (дело было 1 августа), помню, сидим на послеобеденном кофе-тайме в месс-руме (кают-компания), и тут заходит наш электрик. Чумазый весь, в солярке, глаза очумевшие. Говорит мол, ребята, всё, engine капут. Мы такие, ну в смысле, не в первый же раз блэкаут. Он добавляет, вы не поняли, на этот раз уже полный капут. Оказалось что все три генератора померли, новую турбину прикрутить так и не удалось, и питание идёт только от аварийного ДГ. Но его мощности не хватает для запуска компрессоров чтобы провернуть главный дрыгатель. То есть если по аналогии с авто, мощностей одного хилого аккумулятора не хватает чтобы раскрутить стартер и запустить сам двигатель.
Степень охуевшести компании и экипажа передать невозможно. Стоим без движения в дрейфе, к югу от нас - Сомали, пиратская зона, а мы ещё и без охраны. Старпом всех матросов сразу снял с рабочего дня и поставил на лук-аут на мост. Капитан в переписке срётся с конторой, механики с двумя технишенами что-то пытаются придумать, но что делать если компрессора набить не получается, а без них мы не поедем.
Спустя пару дней нас вынесло таки на небольшие (около 50 метров) глубины, и капитан поспешил этим воспользоваться, приказав отдать якорь. В это время компания начала наконец суетиться, подыскивать спасательный буксир, чтобы нас за усы оттарабанить хоть куда-нибудь. Только эти малаки искали не где поближе и побыстрее (от Джибути до нас буксиру 3 дня ходу), а где подешевле. Заказали буксир из Дубай и сказали ждать дней 5-6. Погода в это время стояла соответствующая сезону - август месяц, непрекращающиеся южные муссоны с ветродуйкой около 8 баллов и волнами метра 4-5.
Понимая чем это может закончится, экипаж начал приготовления к эвакуации, на всякий случай. Во фрифолл (спас. шлюпку) снесли дополнительную провизию, воду. На мосту подготовили журналы, аварийное оборудование (sart, epirb), радиостанции и прочее СОЛАСовское добро.
Утром 7 августа, часов в 6, просыпаюсь раньше обычного, т.к. качка просто дурная. Подумал, может быть якорь не держит, и нас просто тянет. Оказалось что за ночь нас успело сорвать с якорей, сейчас под нами глубина уже около километра, естественно грунт нас уже не держит и мы снова в дрейфе. Тут надо добавить что судно было в грузу, с сыпучими удобрениями - и если груз в трюме при сильной качке сместится, то существует весьма ненулевая вероятность оверкиля, то есть опрокидывания судна кверху дном, с последующим повторением подвига Титаника. Так что капитан отдал приказ об оставлении судна.
В это время в каюту тихонько заходит боцман, и чтобы не создавать ажиотаж, спокойно говорит собрать вещи, и идти на muster station - аварийное место сбора то есть. Документы и электроника у меня были сложены ещё с вечера, поэтому закинув за спину рюкзак с вещами, и взяв в руки жилет и гидрокостюм, я пошёл наверх, к шлюпочной палубе.
Никогда не забуду как в это же время судно кренится на левый борт, по коридору направо бежит матрос-филипинец, падает, съезжает жопой по коридору, и всё это под аккомпанемент алярмы общесудовой тревоги. Старпом потом говорил что на кренометре в этот момент отметил крен градусов под 35-40.
Сборы описывать не буду, прыгнули, слетели с рампы, поехали. В шлюпке половина экипажа обрыганные, шутка ли зыбь 4 метра. Старпом успешно пытается править против волны, чтобы не опрокинуло. Все знали что рядом находится один из островов архипелага Сокотры, поэтому поехали на него.
Помню, высунулся из шлюпки с биноклем, рассмотрел вдалеке на острове домики. Почему-то все решили что это какие-то древние строения ещё со времён средневековья, но в них по крайней мере можно укрыться от тени. Все обрадовались. Затем, когда мы подошли ближе, третий помощник рассмотрел в бинокль людей. Значит, нас есть кому приютить, обрадовались мы.
Но тут трёха посмотрел повнимательней, после чего повернулся к нам и говорит - они дескать с автоматами. Тут и началось. Половина команды орёт разворачиваться, вторая половина вместе со мной доказывает что у нас топлива не так уж и много для дрейфа в океане, и что лучше уж с пиратами но на берегу, чем без пиратов но чёрти где посреди океана.
С матами-перематами подрулили к берегу, едва не раздолбав шлюпку о скалы. Потом кажется нашли вмятину в шлюпке, но как-то было не до этого. Местные, увидев нас, потом кое-как на пальцах объяснили, что они нас сами испугались - подумали что мы сами из Сомали, и едем к ним к ним на угнанном фрифолле захватывать их остров. Оказалось, что сами они из Йемена - архипелаг Сокотры териториально принадлежит Йемену, и местные выступают тут чем-то вроде охраны от посягательств сомалийцев. Надо сказать, что живут они в одноэтажных хибарках наподобие афганских. Население - человек 100-150 включая женщин и детей. Живут рыбалкой и разведением коз, и каждые месяца три к ним прилетает вертолёт с провизией и снабжением.
Кое-как вытолкнув шлюпку на грунт, они пошли объясняться с капитаном на пальцах что же им с нами делать. Связи на острове, естественно, не было. Огромная скала посреди океана, и только относительно небольшая площадка с лагуной, на которой расположилась эта деревенька с местными. Единственным средством связи у них была радиостанция для связи с Сокотрой, куда они передали сообщение что мол весь экипаж спасён, жив цел орёл и всё такое.
Надо сказать, что после прыжка с судна активировали EPIRB (радиолокационный аварийный маяк), по которому все аварийо-спасательные службы были почти тут же оповещены о том что наше судно потерпело бедствие. После связи с Сокотрой, йеменские MRCC убедились что с экипажем всё хорошо, и сказали сидеть и ждать вертолёта. На наш вопрос когда его собственно ожидать, местные вначале неопределённо помахали руками, потом нарисовали на песке полную луну - означало это то что муссоны должны утихнуть где-то к концу августа, примерно под полнолуние, и только тогда вертолёт может к нам долететь безопасно, без риска быть сдутым куда не надо.
Что ж, местные встретили нас радушно. Разместили в помещении бывшей школы, наши спали кто на полу, лёжа на гидрокостюмах, кое-то уснул на школьных партах.
Т.к. своей провизии у нас было не так уж и много (сколько поместилось - столько поместилось), спустя несколько дней местные нас начали подкармливать. На завтрак и ужин была хлебная лепёшка, в обед - тарелка риса. Воду пили свою - бутилированную, и в паках из аварийного снабжения шлюпки. Также сидели на аварийных галетах 7 Ocean, стремясь растянуть их как можно на дольший срок. За что местным йеменцам большое человеческое спасибо, так это за то что даже не смотря на их хреновые условия жизни, они всё равно помогали чем могли. Раздали также одеяла, подушки, кому хватило. Самое главное, помогали с едой, хотя по всему было видно что им и самим не особенно хватает. Кое-как разместившись в бывшей школе, мы приготовились коротать дни до прихода спасателей.
...ту би континьюед...
ps: все фото и видеоматериалы с острова слетели вместе с жёстким ещё пару лет назад, поэтому за качество звиняйте - фото кое-как насобирал, а видео пришлось надёргивать с интервью, которое как-то довелось давать местному телеканалу спустя год после описанного экшена.
Баржа с 1400 тоннами метанола (ядовитый метиловый спирт) на борту частично затонула на плотине Макалпайн в американского городе Луисвилль (штат Кентукки). Об этом информирует американский телеканал ABC News, ссылаясь на заявление городских властей.
Мне кажется или все-таки США кто-то проклял??
Пруф: В США частично затонула баржа с 1 400 тоннами метилового спирта - Газета.Ru | Новости (gazeta.ru)
16 тысяч тонн кукурузы навалом в трюмах из Китая и мы идём с лоцманом по фарватеру в Сурабаю, Индонезия.
До порта остаётся каких-то три часа, местное время 23:00, темно, старпом с боцманом на баке, готовые в любой момент к аварийной отдаче якоря; вся машинная команда - в машине, готовая вообще ко всему.
На радаре появляется встречный индонезийский военный корабль, дистанция быстро сокращается.
Неожиданно военные меняют свой курс влево, подставляя нам свой правый борт.
- Держись за мачту! - кричит старпом боцману, понимая, что столкновение неизбежно. На мостике грек капитан и индонезиец лоцман ничего не кричат и даже не говорят, застыв, как две статуи с выпученными глазами.
В машине, где нет даже центрального поста управления, все держатся бодро, мечтая лишь об одном - добраться побыстрее до каюты и упасть в постель.
Но что это?! - толчок, судно резко останавливается,, что-то падает вниз и следует немедленная команда машинного телеграфа "Полный назад".
Выполняем, насколько быстро это возможно только выполнить.
"Стоп машина!"
"Отдать якорь!"
Через нескоьько минут: "Вира якорь!", "Малый вперёд!".
Никто ничего не понимает.
Зато на палубе, на баке было интереснее.
После столкновения с военным кораблём, наш капитан решил немедленно начать спасение людей, понимая, что корпус военного корабля аллюминиевый и у него нет шансов долго держаться на плаву, будучи распоротым нашим стальным форштевнем.
В ответ индонезийцы... открыли по нам огонь.
- Поднять якорь, отходим на милю!
Получивший пробоину военный корабль начинает быстро тонуть.
Остаётся только догадываться о причине резкой смены курса не по правилам судовождения индонезийскими военными, но результат плачевный - погиб один их моряк.
Мы снова снялись с якоря и дошли до порта Сурабая, где были арестованы.
Прилетели четыре следователя: один из страны нашего флага, один из страны судовладельца, один из страны страховщика и один из страны ещё чего-то. Помню, что их было четверо.
Каждый день нас - старших офицеров, возили на допрос. Это трудно назвать допросом в нашем обычном понимании. Наручников и конвоя не было. Пока.
Иногда мы даже были приглашены в ресторан вместе с офицерами местного военно-морского ведомства. Хоть они там все и ели руками, мне всё же удалось выпросить вилку и нож у повара ресторана. Хорошо, что овощи на кухне они чистят ножом, а не зубами.))
Сначала сказали, что посадят в тюрьму весь наш экипаж. Честь военно-морского флота Индонезии была задета и, поэтому, у нас нет никаких шансов.
Затем, сменив идею, пообещали, что посадят только офицеров, а рядовые поедут домой. В конце концов, вердикт был таков, что в тюрьму должны были отправиться только капитан со старшим механиком.
Все наши уже знали, что можно говорить, а что нет; что можно подписывать, а что нет. Например, мы все твёрдо заявляли, что сначала была команда "Полный назад", а затем толчок, а не наоборот, как это было на самом деле. Знали мы и то, что нельзя подписывать документы на местном языке, которого мы не понимали.
Время шло и однажды рано утром неожиданно был получен приказ срочно готовить машину к выходу в море.
Кто-то из страховщиков договорился с властями Индонезии о залоге (естественно, невозвратном) в 500 тысяч долларов и нас выпустили в море.
Еще через некоторое время мы ошвартовались у причала в Бангкоке. Внизу у трапа толпились китайцы. Это был новый экипаж, нового владельца судна, купившего его по дешёвке у греков. Дождавшись подтверждения оплаты покупки судна, капитан разрешил впустить китайцев, которым мы с радостью показали, как тут у нас всё устроено, как запускаются машины и механизмы, пожелав им на прощанье удачи.
Так закончились десять месяцев очередного необычного рейса, после чего мы все дружно разлетелись в разные стороны, чтобы никогда больше не встретиться. Что ж, такова специфика нашей работы и нашего образа жизни.