Ответ на пост «Папа, не ругай»

Моей дочке логопеды ставили дизартрию до 7 лет и уверяли что никогда нормально говорить не будет. Учиттся будет в лучшем случае на 3 и спецшкола... Больницы, логопедический сад, куча логопедов...

Но нашли одну, Элладу, родом из Греции. За пераое занятие поставила нам сразу три звука. Год занятий и мы уже не помним что такое дизартрия, плюс подготовила к школе.

В итоге пошли в школу почти на год позже, но оно того стоило.

В школе практически одни пятерки, а русский язык вообще в топе благодаря тому, что она научила ребенка не только говорить, но и заучивать правила.

Низкий ей поклон!

Нарушения работы нейронов у здоровых людей

Что бы быть дислексиком, не обязательно быть носителем аутичного спектра. Просто у таких, как я (носитель аутичного спектра не инвалидной формы) чаще обращают внимание, как на дефект. И меньше способности адаптироваться в социуме, чем у нейротипичных. Например, отшутиться или приподнести в выгодном свете.

При этом всём нарушения интеллекта нет!

Нет картинки лучше((

Кстати, мне легко читать шрифт Комик, он уже корявый 😁

И за компанию собрала ещё нарушения.

Эти нарушения не являются патологией (в смысле инвалидностью), поддаются коррекции в любом возрасте. И диагностируются тоже в любом возрасте. Чем раньше замечено и корректируется, тем проще жить. Присутствуют у здоровых (нейротипичных) людей.
Коррекцией занимается логопед-дефектолог, а некоторые даже в домашних условиях можно.
Просто часто это списывают на невнимательность, не воспитанность и т.д.

Нарушения письменной речи

Дисграфия – расстройство письменной речи, проявляющееся в специфических часто повторяющихся ошибках.

Дислексия – недостаточность чтения. Ошибки восприятия букв.

Дизорфография – невозможность автоматического применения на практике правил языка.

Нарушения устной речи

Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте

Ринолалия (носовая речь) - нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за анатомического дефекта периферического отдела речевого анализатора

Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) стороны речи при недостаточной иннервации мышц, обеспечивающих речевую функцию

Дисфония – нарушение голоса (воспаление голосовых связок – ларингиты)

Заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата


Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, повтор и пропуск слогов при сохранных грамматическом, лексическом и фонетическом аспектах речи. В чистом виде встречается редко – чаще в составе других речевых нарушений

Брадилалия – патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. Чаще встречается в составе других речевых нарушений.

Легастения
Как правило, легастения включает в себя не только дислексию, но и дисграфию. Легастеники путают местами буквы и цифры как при чтении, так и при написании.
Для легастеника типичны сложности в распознавании звуков, узнавании рифм или слов, начинающихся с одной и той же буквы. Дети-легастеники делают много ошибок в правописании, испытывают огромные трудности при чтении текстов, пропускают звуки, «проглатывают» окончания слов.

Зеркальное письмо
или «Почерк Леонардо» – феномен, когда ребенок пишет буквы в обратном или перевернутом положении.
Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т и ш (отражение по вертикали).
1. Врожденные особенности у ребенка-левши.
2. Недоразвитость пространство-временных представлений.
3. Оптическая дисграфия.
4. Раннее обучение ребенка письму и грамотности.
5. Неврологические отклонения.

Дизартрия
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначается лечение и логопедическая коррекция.

Дисграфия
Нарушение письма. Часто ребенок не может определить начало и конец предложения, отличить приставку от предлога, переставляет местами буквы и слоги, не различает мягкие и твердые согласные, пишет буквы зеркально. Возникает из-за особенного строения отдельных участков в обоих полушариях головного мозга. Часто встречается в двуязычных семьях.

Дизорфография
То же нарушение письма, но более специфичное. О нем часто говорят так: «Правила знает, а применить не может» или еще так: «Полное отсутствие "языкового чутья"». У детей с таким заболеванием, как правило, небольшой словарный запас. Уходит корнями в неспособность ребенка распознавать на слух морфемы (корни, суффиксы, флексии, приставки). Развитию нарушения способствует перегруженность учебой.

Дислексия
Нарушение чтения. Ребенку приходится прикладывать в разы больше усилий, чтобы научиться читать. А если это удается, то все равно процесс воспроизведения написанной информации каждый раз так труден, что до понимания смысла дело часто не доходит. Как правило, причина подобных трудностей связана с особым строением головного мозга. Дислексию часто сопровождает неадекватное восприятие времени и пространства.

Дискалькулия
Проблема с обучением счету. Проявляется в трудности решения простейших математических задач и разного рода алгоритмов. При этом возникают проблемы с вниманием, абстрактно-логическим мышлением и трудности работы со зрительной информацией. Мозг не может установить связь между числом и его величиной (представлением о количестве). Нередки случаи данного нарушения у детей из неблагополучных семей.

Тревожные расстройства
Устойчивое чувство страха, причины которого не очевидны. Часто выражается в разного рода опасениях, волнениях, напряженности, головокружении, панических состояниях. Часто таким людям трудно расслабиться и сосредоточиться. Связано с нарушениями в частях головного мозга, отвечающих за связь между процессами обработки информации и ее интерпретации. Развитию способствует наличие подобной проблемы у родителей, детские травмы, сильный стресс.

Диспраксия
Нарушение координации, которое на первый взгляд выглядит как неуклюжесть. Но проблема глубже: такие дети не всегда могут контролировать движения глаз и направление взгляда, часто двигают головой. Им с трудом дается одевание, завязывание шнурков. Причины возникновения неизвестны. Считается, что она скорее всего вызвана неполным развитием нейронов, которые должны передавать импульсы в двигательный аппарат. Способствующие факторы — педагогическая запущенность.

"здоровых нет, есть не диагностированные" 😁

Логопед

Алиса поможет со звуками в речи у ребенка

Делаем гимнастику в игровой форме.

Просто скажи «Алиса, включи навык легко сказать»

Можно даже на телефоне 👌🏻

У врача

Ребенок не говорит. История вторая. Принцесса на подоконнике

Как люди представляют себе работу логопеда? Чаще всего так. В большой красивый кабинет, полный пособий, приводят ребенка. Ребенок и логопед красиво сидят за столом, перекладывают карточки, делают артикуляционную гимнастику напротив зеркала и занимаются пальчиковой гимнастикой. Потом чинно раскланиваются и занятие заканчивается.

Если ребенок – нормотипичный воспитанный дошкольник, которому надо поставить звук Р, так примерно и будет. Пособий и логопедических игр будет побольше, чем я описала, но в целом так.

А если ребенок не говорит, а вместо этого много кричит и дерется, и отказывается заходить в вагон метро, потому что он не того цвета? Если трансфер ребенка к логопеду делает мать седой или больно бьет по карману (если возить на такси), то семья принимает решение пригласить логопеда домой (а еще бывают обычные бытовые ситуации, например, есть еще один ребенок и маме не разорваться).

К этой девочке я приходила сама. Брала с собой чемодан игрушек для мотивации и ездила три раза в неделю. Начали мы заниматься, когда ей было четыре года. Мне не хочется давать ей вымышленное имя, титул Принцесса подходит ей больше всего.

На диагностике она показала, что может повторять отдельные звуки и некоторые слоги. Был глазной контакт, понимание некоторых простых контекстных инструкций (включи свет, подними, дай).

Как заниматься с ребенком, которому не объяснить, что ему надо заниматься? Есть игрушка (конфета, мама, планшет) – хорошо. Нету – плохо. Зачем ему напрягаться и делать то, что сложно и не получается, если можно не делать? Заставить не получится. Эти дети мастерски умеют расслаблять все мышцы в своем теле и становиться мороженкой. Очень тяжелой такой мороженкой. Будет лежать и смотреть в потолок, разглядывать нитку на штанах или палец. И это он еще в хорошем настроении.

Самый эффективный способ научить ребенка чему-то – зайти через сферу его интересов. А потом аккуратно изнутри раздвигать границы этой сферы. Чтобы ребенок начинал увлекаться и другими темами и пробовал играть и в другие игры. Для самого начала у меня есть арсенал игрушек, которые никогда не покупают родители в здравом уме. Самый топ это лизуны. Они липкие, мокрые и быстро портятся. Портят одежду и стены. Но сколько чудесных открытий мои ученики совершили за лизун! Очень много. Естественно для каждого ребенка свой пул призов.

Что же предпочла моя Принцесса? Не куклу, не пони, не мишку, не зайчика. У нас был Дино. Дино – это такая резиновая игрушка на руку, в форме головы динозавра.
Она его кидала. У неговорящих детей часто бывают такие однообразные игры. Крутить, кидать.
Как можно расширить эту сферу? Превратить кидание в спорт. И ввести правила. Кидать можно только ЭТОТ предметы. Все остальное нельзя. У нас даже была ширма, через которую надо было перекинуть Дино. Такой волейбол на минималках.

Эта мотивация работала минут на двадцать. Работали стоя. Повторяли слоги, имитировали движения, работали над пониманием других контекстных (вытри, открой, закрой, спрячь)  и внеконтекстных (хлопай, прыгай, топай, кружись) инструкций.

Потом Принцесса уставала и залезала на подоконник. Мы смотрели в окно, разглядывали мужика выгуливающего собаку, и отстукивали ритмы. Сначала с одинаковым слогом: МА-МА, ПА-ПА-ПА, потом усложняли, меняли гласные, потом стали меняться и согласные. Однажды мы начали отстукивать то, что видим. Слово СО-БА-КА мы отстучали очень много раз. И до сих пор мама Принцессы считает его поворотным моментом в развитии ребенка. Момент, когда ребенок в первый раз сказал ей на улице слово «Собака» и показал на нее пальцем, она вспоминает с особым трепетом. Жаль, мужик с собакой так и не узнает, какую роль он сыграл в развитии ребенка.

Под самый конец занятия, когда силы совсем заканчивались, Принцесса начинала сметать на пол все, что видит. И кружиться. Ну то есть делать что-то свое, где до нее не достучаться. И в этот момент я предлагала ей упражнение «Тачка». А Принцесса, надо сказать, уже тогда была хорошо физически развита. Она мне один раз пяткой в нос во время игры так вломила, он у меня три дня болел. Ни один Принц с экскаватором не добился таких результатов (хотя попытки были). Упражнение заключается в том, что она встает на руки, я беру ее за ноги и мы идем. Она идет на руках, а я ее держу (мед.противопоказаний не было, все с разрешения родителей). Физическая активность нашла выход, а заодно получилось еще предметы по карточкам наименовать.

Девочка она активная, подвижная. Такая бой-девочка. И тут ей купили стол. Ее личный стол со стулом. И она совершенно без проблем за него села. И в нашем обучении начался новый этап. У нее уже к тому моменту получались отдельные слова, и заметно улучшилось понимание. Но фразы еще не было. И я приняла решение идти к речи с другой стороны. Часто в работе с алаликами используют метод глобального чтения. Мы зашли еще дальше, начали с письма. Поясню. Ребенку уже пять. Пальчиковая гимнастика на отлично. Визуальное восприятие на отлично с плюсом. В сфере интересов уже рисование, лепка и элементы обычных детских игр с игрушками. Ей нравятся буквы и цифры. Мы начинали писать самые простые печатные буквы фломастером. П, Л, О. Ей это очень нравилось. Это и было мотивацией, дело стало подкреплять само себя. Я усложнила процесс, предложила переписывать слоги и слова из этих букв. Так она переписала слово мама, папа. То, что написала сама, и читать интереснее. Слова стали узнаваемыми. В этот момент я напечатала ей листы с липучками. Чтобы можно было клеить слова и получалось бы предложение. Мама иди. Папа иди. Баба пей. Мама дай сок. Чувствуете, к чему я веду? Ей было сложно самой сказать фразу. Порождение высказывания – это сложный для нее процесс. Ей нужна была подсказка. Интересная для нее подсказка. Так Принцесса начала с подсказкой произносить несколько слов. А потом подсказка стала ей не нужна. С этой девочкой мы работали два года. Потом семье пришлось переехать и мы расстались. С теплыми воспоминаниями друг о друге.

Главное я не сказала, почему я называю ее Принцессой. Потому что мы все знаем, что не платья и не туфельки делают человека Принцессой. А талант управленца и бешеная харизма. Неговорящая девочка в пять лет в детском саду управляла толпой говорящих мальчиков. Они ее встречали и ждали, когда она придумает им новую игру. И были правы, Принцессе фантазии на всех хватит.

Эффект домино, или поговорим о пользе закрытого рта

Сейчас будет неожиданная информация, но без неё никак.
Наружным органом для дыхания является нос. Дам вам несколько секунд отойти от шока этого нежданного откровения, и продолжу.

Воздух, проходящий через нос, согревается и очищается. Благодаря этому обеспечивается нормальный газообмен в легких: кислород поступает в кровь, а углекислый газ выводится из организма.

Вторая неожиданная информация: рот не является органом дыхания и служит резервным органом при невозможности дышать носом.

Чем дышат ваши дети? Носом или ртом?

Ко мне приходят на занятия разные дети. Открытый рот всегда вызывает у меня вопросы. Почему рот открыт? Как давно? Все отвечают так: это только сегодня. У ребенка небольшие сопли/заложенность/аллергия/плакал, миллион причин. У части детей это так. А некоторые на каждое занятие приходят с открытым ртом. Однажды ребенок начинает прокладывать язык между зубами, его становится видно. Ребенку не мешает, он привык. А в его челюсти, и во всем организме начинают происходить неприятные изменения (звучит тревожная музыка).

Я обязательно в конце статьи приведу ссылки на статьи, которые можно будет почитать.

Итак, к чему приводит открытый рот? Приведу выдержки из статьи Сатыго Елены Александровны (Сатыго Елена Александровна, доктор медицинских наук,  профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии СЗГМУ  имени И. И. Мечникова, практикующий детский стоматолог).

- Затрудненное носовое дыхание характеризуется несмыканием губ, неправильным положением языка, что отрицательно влияет на формирование зубных рядов и прикуса в целом. Язык у таких детей расположен внизу, иногда между передними зубами или с упором во фронтальный участок нижней челюсти, рот приоткрыт. Часто у таких детей нижняя челюсть сдвинута кзади.

- Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте не только вредно влияет на развитие скелета грудной клетки, но и приводит к деформации лицевого отдела: верхняя челюсть развивается аномально, сближаются ее боковые части, твердое нёбо становится узким, высоким.

- В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное и тесное положение зубов сначала верхней челюсти, а затем и нижней.

- Ребенок с нарушением носового дыхания не может нормально жевать и глотать, а также произносить ряд звуков.

- При изучении изменения электрической активности околоротовых, жевательных и лицевых мышц установлена связь снижения их функции с нарушениями дыхательной проводимости. Было показано, что круговая мышца рта имеет низкую электрическую активность. У некоторых пациентов была достоверно снижена активность всех лицевых и мимических мышц. Жевательные мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, также имеют низкую электрическую активность.

- При затрудненном дыхании у многих детей выявили аденоидные разрастания на задней стенке глотки, у сошника, увеличенные нёбно-глоточные миндалины и другие виды патологии носоглотки.

-  При таком нарушении развития ноздри обычно узкие, переносица широкая, губы не сомкнуты, контур подбородка нередко двойной, речь нарушена.

- Поскольку биоэлектрическая активность всех мышц имеет стандартные показатели для поддержания скелета в равновесном состоянии, мышцы шеи, подбородочная мышца и даже трапециевидная мышца берут на себя нагрузку «ослабленных» мышц. У детей с ротовым типом дыхания часто можно увидеть парафункции мышц при произношении звуков, при глотании. Ротовое дыхание неблагоприятно отражается на биоэлектрической активности всех мышц скелета, поскольку приводит к деформациям на всех уровнях.

Делаем паузу на осмысление прочитанного. Ребенок родился здоровым (или если есть какие-то сопутствующие нарушения, они с этим не связаны), но в результате ряда причин (о них позже), произошло следующее. В норме у любого человека при закрытом рте язык поддерживает нёбо (прямо сейчас протестируйте себя, где язык в свободном положении при закрытом рте?) . Длительное открытие рта приводит к изменению положения языка, он либо лежит на дне ротовой полости, либо проложен между зубами (а теперь откройте рот, язык окажется внизу). Круговая мышца рта ослаблена, в результате чего речь становится нечеткой. (Неожиданное последствие – так как ребенок нечетко выговаривает гласные, он потом начинает пропускать их при письме, или писать неправильно. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Эта информация из статьи Архиповой Е.Ф. доктора педагогических наук, профессора МПГУ, ссылка в конце. )

Итак, нарушения мышечного баланса в челюстно-лицевой области отражаются на формировании лицевого скелета и повышения тонуса мышц шеи. В результате перераспределения нагрузки происходит искривление шейного отдела позвоночника (на уровне 3-4 позвонков).  Часто у детей с ротовым типом дыхания врачи-ортопеды отмечают нарушение осанки и плоскостопие (Архипова Е.Ф,).

Также у ребенка, который не дышит носом, появляется хроническое кислородное голодание. (опять отсылка к статье Архиповой Е.Ф.). Ребенок постоянно в гипоксии. Утомляем, невнимателен, работоспособность снижена.

А теперь самое интересное – причины.
В самом названии – миофункциональном нарушении, кроется ответ. Это нарушение функции мышцы. (Есть отдельное нарушение дизартрия, может выглядеть похоже, но оно имеет неврологические причины). Миофункциональное нарушение не неврологическое.

У взрослых людей строение определяет функцию. Их челюстно-лицевой аппарат уже сформировался. А у детей наоборот, функция определяет строение. Сначала эта функция – сосание. Потом ребенок становится старше и приходит пора жевать. Но если ребенок в год продолжает питаться через соску (и сосать соску!) у них формируется задержка в формировании правильных процессов жевания и глотания.
(пример из практики: девочка, 2г.2мес. нормотипичная, но речь непонятная, губно-губных звуков п,б,м в речи нет, хотя отдельно есть. Круговая мышца слабая, рот приоткрыт. Из чашки пить не хочет, пьет из поильника с соской, ночью сосет обычную соску. Рекомендация: убрать соску, делать упражнения для развития круговой мышцы рта).

Помимо сосания сосок, пальцев и карандашей есть еще один враг – пюрированная пища. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение).

И вот мы пришли к тому, с чего начинали.
Я не буду давать вам способы решения этой проблемы, в статье Елены Александровны и Елены Филлиповны есть все ответы. Я хочу привлечь внимание к этой проблеме. Очень важно понимать, откуда все началось. Чем раньше получится обнаружить нарушение и начать действовать, тем быстрее будет результат.

Ссылки:
Архипова Е.Ф. https://cyberleninka.ru/article/n/k-chemu-privodit-privychno...
Сатыго Е.А. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://bukbook.ru/media/files/book/book/Miofunktsional'naya... - не пугайтесь слова трейнеры, в статье приведены упражнения.

Ребенок не говорит. История первая.Про часики

Я логопед. Занимаюсь с неговорящими детьми. Эти дети все очень разные, как снежинки. Причины отсутствия речи тоже разные. Сегодня мы поговорим о сценарии, который развивается позитивно. Ко мне на занятия пришел малыш, три года. Давайте назовем его Илья. У мальчика не было ни одного слова. Мамы, папы, бабы, ничего не было. Зато были жесты (не жестовый язык, а обычные бытовые жесты). Он таким образом мог взаимодействовать с родными, показывать какие-то свои просьбы. (Это хороший звоночек, у парня есть инициатива в общении). Звуки, даже звукоподражания тоже были (му - это корова, бе - это барашек, ав - собачка и т.п.). А речи не было.

А ещё у парня было "замечательное" поведение. Надо сказать, что у детей с таким речевым диагнозом поведение это частый гость. Их злит, что их не понимают. Они не знают, когда им дадут ту или иную вещь, а если вообще не дадут? Поэтому на отказ дать ему вещь "вотпрямщаз" начинается скандал. А мы ведь с вами понимаем, что ВСЁ дать ребенку невозможно. Эмоционально-волевая сфера не зрелая, сами себя остановить они уже не могут. И поэтому случаются истерики, драки и прочие неприятные вещи. Сразу скажу, шлёпать не вариант. Каким образом удар по мягкому месту поможет ему успокоиться? Никаким. Он начнет бить вас в ответ. Этот юноша кстати дрался очень больно.

Пока наш товарищ заливается слезами и орет, давайте поговорим про речевой диагноз. У него нет аутизма (нет ни одного диагностического критерия по МКБ-11). Это моторная алалия. То есть у ребенка сохранен интеллект, сохранно понимание речи. Нарушена только моторная сторона речи. То есть его язык, губы могут отлично двигаться, но он не понимает как ими двигать. Нам надо его научить. Это самый благоприятный прогноз, на мой взгляд. Само оно конечно не восстановится, но с регулярными занятиями у парня есть отличные шансы даже пойти в обычную школу.

Итак, что было сделано? Мне не удалось уговорить родителей на ABA, пришлось устаканивать поведение в рамках лого-занятий, чтобы мы вообще могли заниматься. С помощью введения ряда правил парень понял, что единственный способ от меня получить игрушку - это сделать задание. Нет задания - нет приза. Также за хорошее поведение у него отдельный супер-приз. Я даю ему ставить часики (таймер) на десять минут. Если он начинает рыдать, или драться, или убегать я таймер останавливаю. Делает задание, снова включаю. Через десять минут, когда часики начнут пищать, Илья может сбегать к маме за конфетой или за соком или просто побегать. Через минуту возвращается (сам!!!) И снова ставит себе часики. Поведения уже давно нет. А речь? Полгода назад ничего не было. А сейчас он может рассказать как его зовут, что папа купил ему машинку, мама дала конфету, машинка большая, а конфета вкусная, и много чего ещё. Работы ещё много, динамика отличная. Самое главное, что теперь его понимают не только родители, но и все вокруг, и он больше не злится.

Речь запустили! Наконец-то! А дальше что?

Заметки учителя

Есть случай в моей практике,который перевернул представление о себе и помог продолжить работу учителем, не уволившись в первый год.
Я учитель русского языка, мне 21 год, первый год работы в школе: я вечно в мыле, шоке и непонимании,как вести уроки, держать дисциплину, а ещё в депрессии от того,что подрабатывая простой официанткой, я зарабатывала в разы больше, практически не уставая, поэтому решила отработать год и идти в другие профессии.
И вот однажды, зайдя в пятый класс, я обнаружила ученицу в слезах, хорошая девочка, простая троечница, но очень милая. Я села за учительский стол, открыла тетрадь,чтобы хоть что-то проверить за перемену и практически равнодушно спросила, почему она плачет (к своему оправданию, дети в этом классе ревели, дрались постоянно и из-за любой мелочи, поэтому я привыкла).
Лена (имя изменено), хлюпая носом, выдавила,что Артем ее обзывает (имя тоже скорректировано):
-Как он тебя обзывает?- вздыхая, я продолжила задавать вопросы.
-Он говорит, что я хромоножка!!!- сказала и начала снова плакать.
-Ну и пусть говорит, тебе-то какая разница, ты ж не хромоножка! - бравировала я в ответ на ее слезы.
Лена немного удивилась, посмотрела на меня и сказала:
- Как же, я же хромаю!
В этом момент удивилась я: отвлеклась от проверки тетрадки, посмотрела на нее и вспомнила,что да, действительно, у Лены диагноз дцп, левая рука и нога не двигаются как у обычных людей, пишет она медленнее других, поэтому на уроках приходится ее постоянно подгонять или корректировать задание, а я забыла, вот совершенно вылетел этот факт из моей головы, поэтому честно решила ей признаться:
- Лена, я забыла,что ты хромаешь! - сказала я ей в ответ.
-Как забыли? - ещё больше удивилась она!
-Понимаешь, ты хорошая, симпатичная девочка, я смотрю на тебя целиком, поэтому совершенно не замечаю,что ты прихрамываешь или что-то ещё, я вижу красивую и старательную ученицу, в отличии от того же Артема...
Лена замерла, потом вытерла слезы и сказала просто "спасибо", потом прозвенел звонок и я начала свой урок, забыв про этот инцидент...
На следующий день ко мне пришла ее бабушка и очень сильно благодарила, сказав,что Лена и до этого восхищалась мной, а после вчерашнего так вообще, не перестает обо мне говорить...
А я стояла, красная от смущения, не понимая, чем же заслужила такие приятные слова, но именно в тот момент я поняла,что я на своем месте...
Сейчас я почти 15 лет учитель русского языка и литературы, по совместительству логопед. По совету мужа, решила писать сюда заметки про свою деятельность, это мой первый пост.
Отвечу на ваши вопросы в комментариях, приму конструктивную критику!
Спасибо за внимание!

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: