ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (часть 3)

Почему лучше оцифровать ваши VHS-кассеты самостоятельно, а не отдавать типичным оцифровщикам

(или хотя бы просить у оцифровщиков примеры, что получится в итоге)

Потому что качество проделанной ими работы может легко оказаться полным говном, что я здесь и покажу.

Итак, типичная студия которая делает оцифровку при помощи специального устройства и в нём же сразу нарезает на DVD-диск, против моей собственноручной работы с помощью обыкновенного USB-тюнера за пару кусков, вот такого:

(В наличии была именно такая штуковина, Rombica Pro Studio, купленная 3 года назад. Не реклама, у неё свои недостатки. Например, во время продолжительной работы 2 раза зависала, вероятно из-за перегрева.)

Пример 1.

Оцифровщики (скрины с неизменённого содержимого полученных DVD-дисков, только с фильтром устранения чересстрочной развёртки):

  • Контраст увеличен, но слишком сильно - иногда чёрные и белые участки окажутся выбиты, т.е. станут сплошным пятном чёрного (0,0,0) и белого (255,255,255).

  • Убран паразитный оттенок (его можете увидеть на чёрных участках ниже в «моё»), это плюс. Но на этапе, когда вам по сути нужно просто получить «так же как на кассете», это далеко не главное. Работать с цветом и делать любые реставрационные действия нужно потом (если вообще захотите, это ведь не обязательно).

  • РЕЗКОСТЬ!!!!! Как она выкручена. Ореолы вокруг предметов. Сколько из-за неё вылезло шума!

  • Ну и конечно, картинка зашакалена. Кодек Mpeg-2, как обычно для DVD-материала, битрейт 9000 кбит/с, но его (и возможностей кодера) не хватает. Этот кадр - первый в новой сцене, поэтому на нём зашакаленность видна особенно хорошо.

Моё:

Это результат после всех этапов записи и обработки. Резкость по сравнению с кассетой увеличена лишь немного, + был подавлен шум (помехи с кассеты и магнитофона). Кодер x264, битрейт 4000 кбит/с, пожато в 2 прохода с преднастройкой "very slow" (кстати, не советую так делать, просто материал был длинный и я решил вручную указать битрейт пониже, чтобы файл получился менее объёмным. Для максимального качества лучше однопроходом и показатель качества crf=16 (более чем достаточно для среднестатистических кассет, при значениях с более высоким качеством разницу уже не увидите, имхо) ).

Пример 2. Та же сцена, но на 20 кадров вперёд, чтобы у оцифровщиков бедный кодер Mpeg-2 хоть немного улучшил картинку.

Оцифровшики («среднее по больнице» качество видеоряда у них выглядело вот так):

Моё:

Пример 3.

Оцифровщики - весь кадр состоит из шума:

Моё:

Общий вывод - у оцифровщиков похерен реставрационный потенциал изображения, и это очень плохо, если не сказать хуже некуда. Не выполнена главная цель - получить полноценный исходный материал в цифровом виде.

Такие вещи как резкость, контраст, цвет, шум (исходный), прочие проблемы с видеорядом - можно исправить ПОТОМ! Главное - чтобы было с чем работать, то есть оцифрованная запись была бы качественной! А у них картинка получилась уже дополнительно испорченная.

Так что повторюсь, если обращаетесь к оцифровщикам, постарайтесь предварительно увидеть, что получится.

Конечно, для самостоятельной работы нужно чтобы у вас был видеомагнитофон и устройство захвата. А ещё это дело трудоёмкое и долгое (в моём случае 2,5 месяца почти непрерывной работы, чтобы сделать 30 кассет. Это с учётом того, что часть из них пришлось делать заново, т.к. я несколько раз менял подход к работе в поисках наилучшего.). Да и желания разбираться в технических тонкостях может не быть. Но по мне, оно того стоит, хотя бы для материалов которые вам особенно дороги.

Коротко о моей схеме работы:

  1. Предварительно в драйвере устройства настроить картинку. В моём случае (Rombica Pro Studio) был слишком сильный контраст, и белые области иногда проваливались в чисто белое пятно.

    2. Чтобы записать видео - не использовать идущее в комплекте с устройством однокнопочное ПО. Использовать программу OBS Studio. Настройка кодирования при записи - x264 , CRF 10, шаблон "ultrafast" для меньшей нагрузки на ЦП (это качество заоблачного уровня, с большим-большим запасом, гарантия что никаких зрительных потерь не будет).

    3. Звук писать как отдельный источник, не с устройства захвата (ущербные кодеки вам порежут верхние частоты), а подключив магнитофон напрямую в компьютер отдельным кабелем. Писать в формат WAV. После обработки кодировать в OPUS - максимальное сохранение качества.

    4. Этап монтажа и обработки изображения - в VirtualDub . Хорошие фильтры для чистки и увеличения чёткости картинки: Camcorder Color Denoise, Frequency suppressor of the noise, Super temporary cleaner (у всех трёх автором указан "Stolyarovskiy Sergey").

    5. Окончательное кодирование - x264, CRF 16, шаблон "medium". Это очень высокое качество без зрительных потерь (при таком уровне чёткости, как в моих примерах. Должно подойти для большинства кассет). Можно уменьшать на ваше усмотрение.

Оцифровка VHS кассет

Привет. Немного авторского контента не помешает.

Хочу поделиться информацией и наблюдениям по оцифровке видео кассет VHS. В интернете существуют альтернативные и, вероятно, более простые и\или дешевые способы - спору нет. Уверен, не стоит объяснять, что оцифровка - это перенос содержимого, в данном случае, с вашей видеокассеты на компьютер.

Периодически занимаюсь этим, и достаточно уже давно. Но как хобби и только для определенного круга лиц из родственников и знакомых. То есть не на коммерческой основе.

В свое время я пробовал различные варианты и комбинации по оборудованию. А Перед написанием этого поста я пробежался по статьям, что сейчас есть, и по разным предложениям на авито. И самое популярное, что я встречал - это usb-свисток, как от ноунеймов, так и от averMedia с rca-разьемами на нем (тюльпаны). Примерно как на картинке.

Но как по мне, иметь на выходе MPG или AVI с сомнительным качеством - это не интересно в 2023 году. В общем, такой вариант я считаю устаревшим или суперэкономным, тк он уровня 2010х годов по выходному качеству. Рассматривать их я не стану.

Примерно в 2014-16 годах так же пробовал девайс averMedia C 874. По описанию он был интересным, и я его взял.


Он был на борту уже с аппаратным кодировщиком в h264, но скупость софта меня разочаровала, как и выходной контейнер ts-файла. Проблем было больше, чем предполагал. В нем уже был встроенный апскейлинг входящего сигнала до 1080p или 720p. Что позволяло получить ролик и птом его уже ужать на монтаже в нужное разрешение.

Если немного вспомнить теорию, то изначально VHS кассеты рассчитаны на старые (в текущих реалиях) телевизоры с электронно-лучевыми трубками, поддерживающими разрешение ~400х300 пикселей.

А в зависимости от типа кассеты - разрешение на ней были 320х240 (VHS), 480х320 (Video8) или 640х480 (Hi8). И такие же разрешения были часто в шаблонах настроек у софта у свистков с начала поста. Как раз подходящие под avi и mpg контейнеры.

А теперь, то что получилось у меня на текущий момент. Давайте сразу приложу свою схему и дам пояснения к ней.

Сейчас имеется:

  • VHS-плеер

  • RCA-сплиттер, активный

  • Аналоговый телевизор

  • Конвертер rca2hdmi

  • AVerMedia Technologies Live Gamer Ultra GC553

  • отдельный пк средних характеристик

VHS-магнитофон.

После него по rca (1) я поставил активный RCA-сплиттер (приблуда, которая параллелит картинку и звук на N выходов), потому что я хочу смотреть "в лайве" независимо от ПК, что сейчас кодируется на аналоговом теревизоре (2), который так же подключен от сплиттера. Ранее экспериментировал просто с пассивными переходниками - тогда сигнал становился хуже, тк мощность терялась.

От сплиттера идет во второй выход rca (3) до аппаратного переходнка-апскейлера в HDMI, который уже с 1080p картинкой передает сигнал в HDMI-провод. С учетом того что я писал выше про разрешения кассет, достаточно бы поставить и 720p у него, но конкретно в этом девайсе это приводит к сильной деградации и искажению картинки, поэтому выставлено 1080p.

У меня валялся ранее приобретенный AVerMedia GC553, который как раз умеет принимать по HDMI сигнал. (Он раньше использовался для разных целей с видеозахватом, в тч и иногда по работе жены (Gamedev QA), но это отдельный пост должен быть). Так что для текущей схемы он вполне вписался. Отмечу, что софт и прошивка для него все еще поддерживаются актуальными, несмотря на то, что девайс 2018 года выпуска.

Ну и как понятно, что он подключен в USB3.0 порт к пк (5), на котором стоит фирменный софт ReCentral. Им я получаю черновой вариант записи для дальнейшей пост-обработки. Пишется в h264\avc в mp4 контейнер с небольшим оверхедом с битрейтом.

Реставрацией, шумодавом и прочим - честно, не занимаюсь, тк не умею. Обычно меня просят просто оцифровать как есть и отдать. Так что после того как ролик оцифрован - в Adobe Media Encoder я отрезаю лишние куски и экспортирую уже в тот же h264\avc в адекватным битрейтом и разрешением картинки 640х480. На выходе картинка не хуже, чем была на кассете.

Обсуждения, что я зря потратил деньги и это переплата, приветствуются. Буду рад услышать различные мнения.

Сайт Госфильмофонда открыл доступ к коллекции любимых диафильмов

На официальном сайте Госфильмофонда появился новый раздел - "Диафильмы".

PS: Кажется сделали немного криво, но хотя бы так.

Французский SECAM, мать его!

Интересная история у меня тут случилась. В общем, век живи, век учись.

Интриги не будет, потому что спойлер в названии поста.


Хорошие люди попросили меня оцифровать их семейные видео. Почему же не помочь хорошим людям. А надо сказать, понаехали они сюда из Франции в девяностые. И вот, все кассеты оцифрованы кроме одной, самой старой — чёрно-белая, хоть ты тресни. Кассета снималась ещё во Франции.  Что ж, всё в PAL'е, а тут SECAM, бывает. Но то, что они записывали с телевизора уже в Росси, оказалось вполне цветным, хоть и Секам тоже:

Ладно, будем разбираться. Тут надо сказать, что видюшник у меня крутейший, премиум-класса, выпущен на самом закате VHS, стоил тогда огромных денег, шесть головок, мультисистемный, полный фарш:

В следующие полдня я изнасиловал меню своего видеомагнитофона, изнасиловал конфигурацию видеозахвата, перепробовал все шнуры — и S-Video, композит, переходники с одного на другой. Да, такой подлянки от своего видика я не ожидал. Единственное, чего я добился, это цветного муара при определённой комбинации настроек:

Значит, сигналы цветности есть, они просто не распознаются. Стало быть, будем сдаваться. Звоню этим иммигрантам, описываю ситуацию, так, мол, и так, французский Секам, чёрно-белые воспоминания из детства будут. А они говорят: "Блин, точно, мы и забыли! Подожди, мы сейчас тебе специальный видак привезём!" Тут уже я охренел, как всё продумано. Привозят вот это:

Обратите внимание на французские надписи:

И что же? Подсоединяю, включаю, и вуаля!

Что ж, буду знать теперь. Это получается, не только надписи на морде французские, но и камкордер, который у них там был, записывал в своём посконном французском Секаме. Я больше никогда такого не видел. Это как же надо было прогнуть производителей под свою локализацию!

Так что имейте в виду, если кто столкнётся.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: