Луи Дюси "Проперция де Росси заканчивает свой последний барельеф" (1822) Музей Средневековья Лиможа)
В эпоху Ренессанса женщины в искусстве были лишь музами. Известных художниц было немного, а из скульпторов по-настоящему известна была одна. Проперция стала одной из четырех женщин, которых Джорджо Вазари включил в свои «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550) – самое известное собрание биографий гениев эпохи Возрождения.
Проперция де Росси родилась в 1490 году в Болонье в семье нотариуса Джованни Мартино Росси да Модена. Как и многие другие девушки из состоятельных семей, она училась музыке, пению, танцам, рисованию. Последнее ей преподавал известный в то время художник и гравер Маркантонио Раймонди. Вазари писал, что Проперция была «добродетельная, не только в домашних делах, как и в других, а также в бесконечных науках...она была прекрасна, и она пела в свое время лучше, чем любая женщина из ее города». Но одно дело петь или рисовать на досуге – отличное хобби для девицы из уважаемого семейства – и совсем другое сделать это своей профессией. Практически все известные художницы того времени сами были из семей художников и учились у родственников. Получить художественное образование и дальнейшие заказы, не имея связей в творческой среде, было сложно. Когда Проперция решила от живописи перейти к скульптуре, это и вовсе вызвало недоумение. Ваяние считалось совсем уж не женским занятием, особенно если приходилось работать с мрамором. Правда, начинала девушка с резьбы не по мрамору, а по персиковым, абрикосовым и черешневым косточкам. Эти миниатюры были в основном на религиозные сюжеты.
Затем Проперция поступила в Болонский университет, где отучилась на скульптора. Надо заметить, что общество Болоньи было по меркам своего времени достаточно либеральным, женщины имели больше свобод, а в университет с 13 века принимали студенток – редкость по тем временам. Проперция создавала мраморные бюсты, которые пользовались большим спросом. Затем она решила принять участие в конкурсе на право украсить западный фасад Базилики Сан-Петронио в 1524 году. В качестве конкурсной работы комиссия попросила выполнить мраморный бюст графа Гвидо де Пеполи, и результат очень понравился публике. В итоге Поперция вошла в число победителей.
Фигуры ангелов слева и справа также приписывают Проперции де Росси. (Ц. Сан Петронио в Болонье)
Соперники-мужчины отнеслись к ней не по-джентельменски, часто высмеивали ее и мешали работе. Вазари утверждает, что из-за козней «коллеги» Амико Аспертини женщина за свою работу почти ничего не получила. В 1525 году она еще и попала под суд по обвинение в том, что она бросила краску в лицо художника Винченцо Миолы и пыталась выцарапать ему глаза. Свидетелем обвинения был все тот же Аспертини.
Самое известное произведение Проперции как раз было создано для собора Сан-Петронио. Барельеф с изображением Иосифа и жены Потифара поместили в углу, не на самом видном месте, но зрители все равно оценили мастерство скульптора по достоинству. Согласно библейскому сюжету проданный в рабство Иосиф оказался в доме Патифара, начальника телохранителей фараона. Тот сделал юношу управляющим. Тем временем коварная и развратная жена Потифара (по некоторым источникам ее звали Зулейха) решила соблазнить молодого раба, но тот оказался морально устойчивым, и домогательства развратницы отверг. Тогда женщина из мести ложно обвинила его в попытке изнасилования. Сам Потифар в это не поверил, но из-за классового неравенства слова госпожи оказались весомее слов раба. Иосифа в итоге бросили в тюрьму. Довольно необычно, что женщина создала барельеф на тему женского коварства. Этот сюжет в то время часто использовали для иллюстраций проповедей о женской греховности (эстафета от Евы с ее яблоком принята) и необходимости бороться с соблазнами.
Некоторые усмотрели в этом барельефе отсылку и к личной жизни самой женщины-скульптора. Урожденная Проперция де Модена была замужем за человеком по фамилии Росси, о котором известно немного. Он был богат и значительно старше своей молодой жены, к ее увлечению искусством относился с пониманием. Однако она на свою беду влюбилась в Антона Галеаццо Мальвазиа. Какие на самом деле были отношения между Проперцией и Антоном, сказать трудно. Однако в 1520 году женщина попала под суд за то, что устроила погром в саду своего соседа, с которым у нее был конфликт. В документах упомянуто, что она была любовницей Мальвазиа.
Вазари писал: «Она закончила, к великой радости всей Болоньи, сказочную картину (на самом деле это мраморный барельеф), где (так как в то время несчастная женщина была очень влюблена в красивого молодого человека, который, казалось, мало заботился о ней) она изобразила жену хозяина дома фараона, которая влюбилась в Иосифа, почти отчаявшись, умоляет его, в последний снимает с него одежду с более чем восхитительной женской грацией. Именно эта работа, которую все уважали, была прекрасна и доставляла ей большое удовлетворение, так как эта фигура Ветхого Завета отчасти переборола ее бурную страсть».
Посмертный портрет (по другой версии автопортрет)
Из-за того, что коварный Аспертини не унимался, продолжал активно распространять о ней клевету и всячески портить ее репутацию, заказов было все меньше. В итоге скульптор через 5 лет после создания знаменитого барельефа окончательно разорилась и умерла в больнице для бедных. По иронии судьбы незадолго до этого папа захотел разместить заказ и даже отправил к ней гонца, но тот не успел. Узнав о ее смерти Климент VII сказал, что Проперция была «благородным и возвышенным гением». Как подытожил Вазари, «будь у нее столько же удачи и поддержки, сколько таланта, она бы не умерла в безвестности, а затмила бы лучших резчиков по мрамору».
**************************
Опьянение Ноя (?) (Около 1525)