Телеграм - Мягкий кот
Середина и конец 90-х у меня почему-то всегда ассоциируется с зимой. Плохо почищенные дороги, мороз, старый изношенный троллейбус, вереницы засыпанных снегом троллейбусов в депо. Вечная нехватка всего – зеркал, угольных вставок, резины, повторителей поворотов, всего…
Но одно воспоминание постоянно крутится в голове – это дети-беспризорники. В куртках на 2-3 размера больше, с чумазыми лицами и оловянными от клея «Момент» глазами. Они заскакивали в салон даже не погреться, нет – в салоне троллейбуса не было печек вообще, кроме обогрева пуско-тормозных, выдававщего слабую струйку чуть теплого воздуха в салон. Просто они хотели побыстрее доехать до городского рынка, где надеялись поживиться. Жили они в теплотрассе между автостанцией и заводом, очень часто, когда ехал по этой, прямой как стрела, дороге, видел их торчащие из люков головы.
Жалко их было, пипец. Но когда они заскакивали в салон, то тяжелый дух «Момента» проникал даже в кабину. Кондукторов тогда еще не было, а пассажиры боялись контакта с этими пацанами. А кто, по мнению пассажиров, должен их выгонять? Водитель, конечно. И очень удивлялись, когда очередной «гневный проситель» посылался мной подальше. Я обычно отвечал – «Вам мешают – вы и выгоняйте». В ответ, как правило, куча оскорблений, угроз и прочего. Но мне реально было жалко выгонять детей на мороз. Ничего, 5 остановок потерпят. Тем более я знал, что 90% пассажиров и так едут без билетов. Откуда я это знал? А вот об этом, собственно, и история.
С деньгами тогда было очень плохо. Зарплата задерживалась уже на 6 месяцев, за квартиру платить было нечем, еду покупать было не на что. Дошло до того, что как-то раз собираясь на работу я обедал поджаренным на растительном масле батоном. Больше дома жрать было нечего. Терпеть это было уже нельзя и я решился. В то время администрация депо разрешала водителям брать «под реализацию» абонементы. Вот я и решил – возьму 50…. Нет, 100 абонементов! За смену распродам их и вот живые деньги в кармане! Это выход! Ура!
Зашёл в кассу, взял 100 абонементов, такие «полосочки», по 10 штук. Соответственно, 10 полосочек. Разложил их аккуратно в специально взятую из дома коробочку, еще одну коробочку поставил «для мелочи» и выехал на линию.
С движением в этот день была жопа. На моем маршруте вместо четырнадцати машин ездило… две. Соответственно народу была тьма-тьмущая. При паспортной полной загрузке в 120
пассажиров реально ехало все 150. Тяжело было и мне и троллейбусу, но меня грела мысль о деньгах. Первый рейс я мечтал о том, как куплю окорочков, картошки, лука и устрою пир. И еще селедки куплю! И Сникерсов! И пива! Но за этот рейс у меня не купили ни одного билета… И второй рейс и третий – тишина. После обеденного перерыва поток пассажиров спал, но, по прежнему, ни один человек у меня билеты не купил. Так я отьездил всю смену. Ни одного билета продано не было.
Прошло 3 дня. За эти три дня я продал четыре… нет, не полоски. Четыре абонемента. Этого хватало только на хлеб. Надвигался пиздец.
И вот в курилке я пожаловался старому водиле, что пассажиры, сволочи, ездят бесплатно и абонементы у меня покупать не хотят. На что он пожал плечами и сказал
- Я знаю, что тебе надо сделать! Обратись к Маринке Чупа-Чупсу!
- А кто такая Маринка Чупа-Чупс?
-Короче, она беспризорница, родители сидят, а она скитается по троллейбусам и подрабатывает продажей билетов. Берёт 10%. Если согласен – я тебе её подошлю.
- Конечно согласен! Боюсь спросить, а почему Чупа-Чупс?
- Увидишь – поймёшь!
Вечером того же дня в мой троллейбус зашла девчонка лет 13-ти, одетая потрёпанно, но чисто. Моментом от неё не воняло. Выглядела не вульгарно, но держалась уверенно.
Сама тощая как тростинка, а голова круглая, большая, глаза чуть вытаращенные. Реально как карамелька Чупа-Чупс из рекламы. И улыбка такая же. ))
Дал я ей на пробу 2 ленточки абонементов и пошла Марина торговать. Распродала за 10 минут! То, что я не мог продать три дня! Приходит, говорит, давай еще. То есть ко мне за 3 дня обратились всего четыре (!) честных пассажира. Остальные ехали бесплатно.
В общем, где-то за час-полтора были проданы все абонементы. Я отдал Маринке её долю, 10%, договорились на завтра. На следующий день я взял в кассе уже 500 билетов, Маринка распродала их за 3 вечера. Жизнь стала налаживаться )) Появились деньги, появилась уверенность.
Как-то раз один мужик завозмущался, что это за девушка ходит и продаёт абонементы, у нас ведь нет кондукторов! Прибежал к кабине с вопросами. После этого случая я дал Маринке своё удостоверение "О проверке знаний ТБ". Оно было грозного красного цвета, с тиснением на обложке "Троллейбусное управление" и всё в печатях внутри. Показом этой "корочки" правдоискатели из пассажиров обычно удовлетворялись.
На самом деле Маринке было не 13 лет, а 16. Из-за недоедания и кочевого образа жизни у неё была внешность ребенка. Да, в принципе и была она ребёнком. С полгода она вот так скиталась по троллейбусам, помогая водителям и зарабатывая деньги. Потом появились кондуктора и Маринка исчезла из поля зрения. Но, когда ей исполнилось 18, она устроилась в депо кондуктором. Сошлась с молодым водителем, закрутился роман, вышла за него замуж, заочно закончила учебное заведение и ушла уже на другое место. Дальнейшую судьбу я не знаю, но думаю, что всё у неё сложилось хорошо.
90-е года кончились, беспризорники с улиц исчезли. В троллейбусном депо наладилась жизнь, стали покупать новые машины, ликвидировали задолженность. Потеплело.
Но каждую зиму, в вечерние смены, когда город засыпает, я кручу баранку и вспоминаю те времена. И, если честно, повтора не хочу.
Знакомый рассказал. Ехал он на поезде СПб - Ростов недавно. Курение в поездах запрещено. Он подошел к проводнице и честно спросил, как можно курить в тамбуре.
- Купите у меня лотерейный билет и курите спокойно.
- А охрана?
- Охране покажете билет и все.
Стоит, курит. Охрана проходит и делает замечание. Он показывает лотерейный билет. Охрана:
- Так ты его в нагрудном кармане держи, чтобы мы каждый раз видели!
- ОК