Ребенок не говорит. А мы думали, у нас вундеркинд

Я логопед для неговорящих детей. И меня пугает, что этих детей становится очень много. И эти дети приходят очень поздно. Шестилетние и семилетние неговорящие дети! Их сверстники знают уже несколько тысяч слов, складывают их в длинные предложения, сочиняют истории, формулируют вопросы и умеют на вопросы отвечать. В чем беда? Я вижу проблему в отсутствии ранней диагностики. Родителям не хватает информации о том, как должна развиваться речь и на что нужно обращать внимание. На приеме у невролога часто не хватает времени на полноценную оценку речевого развития ребенка. Родители окружены мифами о том, что «мальчики поздно говорят – это норма», «вот у троюродной соседки моего кота племянник в 5 заговорил предложениями», «отстаньте от ребенка, когда надо будет, он заговорит» и рассказывают анекдот про соль. А потом становится поздно.

«Мы думали, у нас вундеркинд» - это реальная история. И она встречается чаще, чем вам кажется. Представьте себе двухлетку. Он активно использует планшет. Находит в нем мультики с цифрами и буквами, цветами, часто на английском. Запоминает это и повторяет. Родители счастливы – у них гений! Билингв!

А в чем проблема? А в том, что этот двухлетка не умеет просить. Не обращается к маме и папе. Не показывает кису. Он вне планшета даже играть не умеет. А буквы и цифры для него на самом деле ничего не значат. Он ведь не может сосчитать количество предметов, он просто как считалочку заучил одиндватри, или Абэвэгэдэ. Потренировал память, а не мышление.
У ребенка нет инициативы речи. Он не ходит за мамой и не просит пить, играть, читать ему книжку про динозавров. Очень удобный и замечательный малыш – кормят – ест. Поят-пьет. Игрушки не раскидывает. А если ребенок не вызывает сложностей, зачем вести его к врачу и задавать вопросы? Все же хорошо!

Я хочу еще раз расставить акценты: не надо ждать трех лет, чтобы увидеть проблему.
Понимание речи начинает активно развиваться с 7 до 10 месяцев. То есть ребенок в 10 месяцев должен пальцем показывать знакомые ему предметы, людей или животных (киса, стул, мяч, кровать и т.д.) по вашей просьбе.

Если у вашего ребенка в три месяца не было комплекса оживления (  не улыбается вам, не гулит АГУ), он вялый и не обращает на вас внимания – надо говорить врачу.

Если в 7-8 месяцев ребенок не лепечет слоговые ряды ( та-та-та, на-на-на, ма-ма-ма и др, до 4-5 слогов в цепочке может быть) – это повод обратиться к врачу.

Если в 1 год и 8 месяцев у вас не прибавляются новые слова, кроме мама, папа, баба – повод обратиться к врачу и к логопеду.

Если в 2,6 года нет предложений – это повод обратиться к врачу и к логопеду.

Также важный момент, ребенок в посте - это не педагогическая запущенность, это ребенок с тяжелым нарушением речи. Оно бы все равно было, просто планшет помешал заметить его вовремя и раньше начать коррекционную работу. Если ребенок в два года перассказывает наизусть Чуковского, которого ему по вечерам читает бабушка, а планшета он отродясь не видал, но при этом он не понимает простых инструкций, не обращается к вам, ничего не просит словами - это то же самое нарушение. Нужно снимать ребенка с пъедестала его гениальности и срочно вести к неврологу и к логопеду.

Помните, нормально развивающийся ребенок – это ребенок, который может к вам обратиться, позвать вас из другой комнаты, он просит у вас желаемое, хочет с вами играть. Он любопытный, ему все интересно. Он не должен в два года учить стихи, цифры и буквы, он должен катать машинки и смотреть на бабочек. А ближе к трем начать выносить вам душу своими задушевными рассказами о том, что ему срочно нужно пополнить коллекцию кукол, динозавров или поездов.

Иногда действительно бывает ситуация, когда ребенок поздно заговорил предложениями. Но при этом в три месяца у него было гуление, в 7-8 месяцев лепет, по возрасту развивалось понимание речи, такой ребенок умеет играть с игрушками, пробует как-то нарисовать домик или солнышко. То есть у него ВСЕ процессы сформированы, только запаздывает речь.

Нарушение речи это очень плохо. У ребенка без первичных поражений интеллекта, который не умеет и не учится говорить, интеллект не развивается. Появляется вторичное нарушение интеллектуальной сферы, дети попадают в категорию «умственная отсталость». Чего не произошло бы, если бы речью занялись вовремя. Простите, накипело.

Я есть здесь. https://vk.com/logo_svetlana
В группе или под этим постом можно задавать вопросы.

Диагностика говорящего ребенка (скрытые проблемы)

Я логопед для неговорящих детей. Но однажды мои знакомые привели говорящего, на диагностику. Денису четыре года. Он много улыбается и много болтает. Звуки по возрасту на месте, все слова понятные, слоговая структура сохранна. Родители говорят, что он никак не может запомнить названия цветов. Любой цвет для него – синий. Не запоминает он и названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). А в четыре года, это надо знать. И есть проблема с некоторыми окончаниями слов – путает.

Итак, начинаем расследование.
- Как тебя зовут? Как зовут маму? Во что ты любишь играть?

С удовольствием Денис рассказывает мне об этом, и дополнительно сыпет своими вопросами – есть ли у меня в кабинете трактор? А можно ли поиграть в поезд? А прыгаю ли я на батуте?

Я отвечаю на все его вопросы и достаю из ящика трактор и поезд – даю ему поиграть. Пока зацепиться не за что – отличный ребенок. На вопросы отвечает, сам инициативу проявляет.

1. Проверяю, различает ли ребенок цвета в принципе:
Предлагаю ему рассортировать фигурки по цвету – справляется. И они у него действительно все «синие». И дело не в том, что его не учили – учили. Просто названия цветов и сами цвета в его голове никак не связываются. То же самое с фигурами.

2. Проверяю, есть ли такая же история с другими словами:
Есть такие книги, где нарисованы разные предметы на белом фоне. Это очень удобно. Я стала показывать эти предметы и спрашивать про них.

И вот тут этот коварный тип меня провел, каюсь. Но у меня есть оправдание, все остальные мои ученики не хотят со мной разговаривать, и инициативу обычно проявляю я. И когда юный джентльмен ведет со мной светскую беседу, я не могу не включиться в нее и не ответить!

Итак, Ваша Честь, вот стенография:
Я: Это что?
Денис: Стул
Я: А это что?
Денис: Шкаф
Я: а это что?
Денис: Света, а у тебя дома есть бульдозер?


Понимаете, что он сделал? Он не умеет говорить: «Я не знаю», «Я забыл», «Подскажи». И мастерски уводит разговор в сторону, как только я касаюсь предмета его незнания. И он проворачивает этот трюк довольно часто.

Теперь я по-прежнему отвечаю на его вопрос, а потом возвращаю его к своему. Оказалось, что у такого прекрасно говорящего Дениса есть пробелы в лексике. Которые он шифрует местоимениями и указательными словами.

Я: Кто это?
Денис: Ну…вот этот!
Я: Кто этот?
Денис: Света! (с возмущением в голосе, заламыванием рук и характерной мимикой) – ты что, сама не знаешь?

Проверьте своего ребенка: если ваш ребенок часто произносит местоимения вместо существительных, например: «ОН ест морковку», уточните: кто ОН?

Также было обнаружено неточное использование слов (пример: "чистит" — вместо "подметает", "банка" вместо "ваза").

3. Составление рассказа по картинке:
На своей территории Денис вас заболтает. У вас там нет шансов. Возможно, после диалога с ним, вы обнаружите, что дарите ему на Новый год вертолет (Я кремень, я сказала, что не подарю). Но если предложить ему что-то, с чем он раньше дела не имел, весь его запал пропадет.

Показываю картинку. Простую. Там светит солнце, растет зеленая трава, летит бабочка, собака играет в мяч.

Инструкция: расскажи.
Он: Собака
Я: что делает собака?
Он: бегает.


Денис не умеет описывать картинку хотя бы одним предложением: «собака играет в мяч». Всю информацию нужно выуживать с помощью дополнительных вопросов.

Что с этим делать? Развивать. Учить ребенка сочинять рассказы по сериям сюжетных картинок и графических схем.

4. Еще обнаружились проблемы:

- согласования существительного с прилагательным (и с другими частями речи);
- сложности усвоения слов обобщающего значения ( пример: овощи, обувь, игрушки, еда и т.д. Денис не знал ни одной категории, хотя дома все это не раз повторялось)
- ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, курицов»).
- ошибки с родовыми окончаниями: «дядя устала».

Мое заключение для Дениса – лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
Это корректируется занятиями. За полгода он освоил цвета и формы (даже научился находить, что в комнате круглое, а что квадратное), научился придумывать рассказы (некоторые из них имеют совершенно неожиданный конец даже для меня), решил практически все свои грамматические проблемы. Научился сообщать о своем незнании и просить о помощи. Это кстати, очень облегчило его жизнь.  

Ребенок не говорит в восемь лет

Сейчас Грише уже девять. Он учится по программе 8.4. У него умственная отсталость и аутизм. Речи нет. Игровой деятельности нет. Не агрессивен. Стоило ли год назад брать такого мальчика в работу и есть ли смысл в занятиях?

Я работаю логопедом для неговорящих детей. Ко мне приходят дети разного возраста и с разными диагнозами. Сегодня поговорим про Гришу. Вопреки всем, кто считает, что такие дети появляются лишь в семьях маргиналов, которые употребляют разные вещества и не хотят детей, Гриша был долгожданным ребенком. Полная семья, запланированная беременность. Беременность вели платно, роды были платные. Родители очень ждали этого ребенка и не хотели ничего упустить. С самого рождения малыш наблюдался в частном медицинском центре, все обследования были проведены. Родители слышали от врачей, что все хорошо, речь обязательно придет, так бывает, подождите. Речь не приходила. Понимания речи не было. В глаза ребенок не смотрел. После трех лет они поняли, что что-то не так. Потом ходили по врачам, ставили инвалидность и искали специалистов. Это сейчас АВА центров в Питере как грибов, а тогда было в разы меньше. А логопедов для неговорящих детей найти было еще сложнее (цитата: вот заговорит, тогда и приходите). Где-то в пять лет они нашли центр по ABA-терапии. Заниматься с логопедом Гриша не мог.  У ребенка не было сотрудничества. А если ребенок бегает по стенам, смеется и ничего делать не хочет, занятия с поведенческим специалистом для него актуальнее, чем с логопедом. Далее началось установление сотрудничества. Ребенку подбирали мотивацию, учили работать за сбор жетонов, он начал сидеть за столом и делать, что предлагает специалист. Заодно ABA прокачали имитацию, понимание речи (садись, встань, покажи нос, иди, стой и т.д.) и навыки сотрудничества, даже научили его просить словом «Дай», повторять простые слоги, говорить «мама» и «папа». Так, ко мне в кабинет пришел неговорящий, но отлично подготовленный к занятиям восьмилетний мальчик (почему он не пришел раньше? с поведением долго были проблемы, а навыки формировались очень медленно).

Наши занятия
Ко мне пришел позитивный человечек. Он улыбался, делал, что попросили. Ему это все безразлично и не интересно, но раз надо, он сделает. У него нет критичности к выполненному заданию. Хорошо? Плохо? – ему глубоко безразлично. Зато, он уже знал, как надо себя вести, а как не надо.

Наша цель: мы (я и родители) отдавали себе отчет в том, что он не будет говорить сложноподчиненными предложениями. Успехом будет считаться умение ребенка просить то, что он хочет. Также необходимо было расширить пассивный словарь (научить понимать больше слов и фраз).  

Главной мишенью стали глаголы.
Глаголы это пусковой механизм речи. Можно знать тонну существительных, но при этом все еще оставаться неговорящим. Или можно знать десять глаголов и иметь возможность применять их здесь и сейчас.

Я начала с различения глаголов на слух.

Говорю: Вытри!
Ребенок вытирает.

Говорю: включи!
Ребенок нажимает кнопку на игрушечной стиральной машине и она начинает «стирать». И.т.д.

Главное – никаких картинок, только живое взаимодействие с предметом. Чтобы можно было потрогать, покрутить, нажать.  

Каждый выученный глагол был встречен с трепетом и радостью в глазах родителей.

Финалом упражнения был маленький экзамен: на столе лежат 20 предметов. Я в случайном порядке называю инструкцию, он выбирает предмет и производит необходимое действие.
Это была первая победа. Гриша все выполнил без ошибок.
Я сейчас пишу это, и кажется, что все так легко и просто. На самом деле мы потратили на это месяца четыре, и в самом начале было сложно поверить, что Гриша так сможет. Я не хотела класть все яйца в одну корзину, поэтому параллельно занималась с ним артикуляционной гимнастикой, повторением и отхлопыванием слогов (чтобы развивалась возможность говорения), развитием визуального восприятия (чтобы быть готовой зайти через чтение) и обучения его просьбам дорогих его сердцу вкусных вещей.

Зато переход к следующему пункту плана произошел сам собой. Во время выполнения упражнения на понимание речи, Гриша (как мог) повторял за мной глаголы. Чувствуете, что произошло потом? Он их запомнил и сам стал произносить, когда я молча выполняла действие.  Не все, но стал! ОН НАЗЫВАЛ ДЕСЯТЬ ГЛАГОЛОВ!
Я не знаю, как родители, но лично я была счастлива. Моя душа ликовала, требовала открыть шампанского, взрывать салюты на городской площади и кричать о своем счастье через форточку.  

То есть я делаю вид, что я ем, а он говорит – «кушать»!
Я делаю вид, что пью, а он говорит – «пить»!
А если показать ему игрушечный горшок, он скажет «писать»! (ввели для того, чтобы он мог проситься в туалет.)


Слово «пить» мы тут же превратили в просьбу. У меня стоит кулер. Он показывает пальцем и говорит – «пить». Ему наливают воды.

Дальше выученные глаголы следовало обобщить, и заодно еще немного прокачать визуальное восприятие. То есть, научить его называть глагол по картинке, а не вживую.  Мы сфотографировали маму, выполняющую разные действия и показали ему. И он справился. С другими персонажами на обычных карточках он пока не разобрался, но что делают родители (и он сам) на фото, он начал называть.

Также была выяснена интересная вещь – этому мальчику в принципе лучше даются глаголы, чем существительные. Поэтому было принято решение учить существительные через глаголы.
Если просто показать на поезд и назвать его, Гриша не запоминает. Но если сказать «едет…» и сделать многозначительную паузу, Гриша добавляет слово «поезд» и начинает показывать, как он едет.

Так у нас в арсенале появились «открой дверь», «дуй шар», «дай печенье». Я тщательно слежу за тем, чтобы Гриша не решил, что это одно слово «дуйшар или откройдверь». Но, если показать ему  пузыри, он скажет «дуй пузыри», так что здесь все схвачено.

А еще, если что-то упадет, Гриша покажет на это пальцем и скажет: «упало».

Сейчас я настолько преисполнилась верой в Гришу, что замахнулась на другую форму используемых глаголов, на глаголы от первого лица. Чтобы папа ему сказал: Иди! А Гриша ему небрежно: Иду!
И, вы знаете, у нас получается! Сейчас ему девять лет, и, казалось бы, все подходящие периоды для развития речи давно прошли. Но каждое занятие он удивляет меня, повышает планку, ставит свои собственные рекорды. А мы с родителями придумываем для него новые цели, воспринимаем его как ребенка, который уже может сказать, что ему нужно, и формируем среду вокруг него так, чтобы возможностей для этих просьб становилось все больше.  

Иногда в комментариях меня спрашивают, зачем я это пишу. Хочу пояснить. Я хочу подарить родителям неговорящих детей лучик надежды. Позитивный пример того, что если заниматься и вкладываться, то результат будет. И иногда этот результат кроется в облегчении жизни родителей и ребенка наличием обычных просьб. Развитием понимания речи. Появлением простых фраз. Умением сказать "да" или "нет" в ответ на какой-либо вопрос.. А дальше...кто знает. Дети умеют удивлять.


Логопед для неговорящих детей, Леонтьева Светлана.

https://vk.com/logo_svetlana еще я есть вот здесь

Ребенок плохо говорит: Один день из жизни логопеда

Я работаю логопедом с неговорящими детьми. Чаще всего эта работа происходит онлайн или в кабинете, но есть у меня такие дети, к которым я приезжаю домой. Чаще всего, причина одна – у них нет возможности ездить. А я не готова с ними расставаться (уже столько вложено!).
Сегодня предлагаю вам совершить со мной маленькое путешествие по Санкт-Петербургу (и узнать, почему логопеда ноги кормят).

Что нужно, чтобы приехать домой к ребенку? Игрушки. Пособия. Мыльные пузыри. Чай в термосе (как правило, между детьми у меня уходит час на дорогу и нет времени нормально поесть). Передвигаюсь я на метро. Стараюсь по минимуму использовать наземный транспорт – он не раз меня подводил. Однажды, меня подвозили на машине и я опоздала на сорок минут – была подготовка к параду перед 9 мая и перед машиной перекрыли мост.

Каждая станция метро для меня – это воспоминания о детях, которые там живут. Я всех помню, с некоторыми родителями даже иногда переписываюсь, они мне шлют фото подросших детей.

Итак, верх синей ветки. Антон. Ему уже пять. Он не любит заниматься, но он смирился с тем, что это нужно делать. По тоске в его глазах видно, что он просто ждет, когда занятие закончится, и он пойдет по своим более важным делам. Он может говорить отдельные слова, знает много названий животных и машин, буквы, цифры и цвета.
– «В чем же его проблема?», - спросите вы. Я надеюсь, что спросите.
Проблема Антона в глаголах. Именно глаголы запускают речь ребенка. Цифры и цвета не помогут ему попросить почистить и нарезать банан или налить воды.

Сейчас вы мне возразите и скажете, что без существительных тоже будет плохо. И это так. И про них мы тоже не забываем, просто отрабатываем в связке с глаголом.
Сложность в том, что их нельзя учить по карточкам и предметам. Чтобы выучить слона, надо взять игрушку (или картинку слона) и сказать «слон». Чтобы выучить глагол, надо совершить действие. Лить воду, ронять вещи, поднимать вещи, что-то рвать, кидать, чинить, открывать и т.д.
Этим мы с Антоном и занимались. Художественно роняли все подряд (УПАЛ!), водили зверей по нарисованной дороге (ИДИ!), сортировали предметы одежды и еду: майку…НАДЕЛ (убрал в кучку с одеждой), кашу…КУШАЮ (убрал в кучу картинок с едой).

После занятия бегу на автобус, который отвезет меня к метро. Именно так. Если опоздаю, придется ждать следующий, и я могу опоздать уже на занятие. Не люблю опаздывать.

Еду в свой кабинет. Там меня ждет Тимур  (6 лет).

Ребенок не говорит. История четвертая. Неговорящий трёхлетка

Я работаю логопедом с неговорящими детьми. Сегодня у нас в гостях Иннокентий (назовем его так), три года. Иннокентий очень трогательный малыш с большими глазами. Он любит фломастеры и маленькие синие машинки. Он уже ходит на ABA терапию, и там его научили показывать пальцем на желаемые предметы. Речи нет. Кеша ничего не повторяет за другими людьми. Единственное, что мы слышим от него – это спонтанные вокализации, состоящие из нескольких звуков. Понимания речи тоже нет. Кеша не выполняет ничего из того, о чем его просят. Почти не имитирует жесты. Лучше всего развито визуальное восприятие. Кеша сопоставляет одинаковые предметы и картинки. Может нарисовать круг фломастером. Первым делом вы спросите меня – аутизм ли это? Врачи этот диагноз не ставят. Речевой диагноз - нарушение экспрессивной и импрессивной речи (то есть не говорит и не понимает).

Что будем делать в самом начале?

Физический слух у Кеши в норме. Первое, что необходимо проверить – это его реакцию на неречевые звуки. Гремим, стучим, звеним – Кеша вертит головой – ищет источник звука.

Отлично, второй вопрос: различает ли Кеша эти звуки между собой? (это очень полезное и интересное упражнение на слуховое внимание, проведите его своему ребенку, даже если у него нет проблем с речью, вам понравится!)

Упражнение: перед ребенком предметы: Колокольчик, ложка и чашка, кубик. У вас есть такие же предметы. Стучим кубиком (или ложкой по чашке, или звоним в колокольчик) – он делает то же самое и т.п. Чтобы он понял, что надо делать с предметами. А потом прячем предметы за спину (или закрываем ширмой) и начинаем звучать. Ребенок должен послушать звук, выбрать предмет, который его издает и воспроизвести звук таким же движением.
Количество предметов необходимо увеличивать, по мере выполнения. Можно добавить фольгу, бутылку с водой, пищалку, трещотку – все, на что хватит фантазии.


Кстати, Кеша идеально справился, все выбрал верно из десяти предметов.

Теперь нас интересует имитация

Уже в год малыш может повторять простые движения крупной моторики.  

В полтора года ребенку доступны манипуляции с предметами: он пинает мяч, стучит молотком, кормит куклу и т.д.
К двум годам по плану усложнение действий, выполнение программы действий (взрослый катит мяч, стучит кубиком, целует куклу, а потом просит повторить три действия в том же порядке).

Что делать, если ребенок не повторяет за вами? Учить! Один взрослый показывает движение, а второй помогаете ребенку выполнить (двигает его руками или ногами). Потом ребенка хвалят, как будто он сам сделал. Подсказку постепенно необходимо снижать. До полного самостоятельного выполнения.

ВАЖНО: Когда вы просите ребенка повторить, вы говорите: «делай так!» Вы не называете действие, это другое упражнение.

(У меня были случаи неоднократных подсказок со стороны взрослых. Я стучу по столу, ребенок не стучит. И тут от мамы доносится: «Ну постучи!» Если ребенок понимает речь, он постучит. Но это будет не имитация. Это будет выполнение инструкции на слух. А здесь ему надо посмотреть и повторить то, что увидел).

С имитацией разобрались. Теперь Кеша, кроме крупной и мелкой моторики, даже научился повторять некоторые движения губ и языка.

Следующий пункт – ритм
Этот пункт полностью лег на плечи родителей, они делали дома. Задача взрослого – хлопнуть (или стукнуть) 1, 2 или 3 раза. Задача ребенка – повторить стук такое же количество раз и вовремя остановиться. Это сложно. Хочется колотить по столу, пока он не развалится. А это не засчитывают.
Для чего нам ритм? Если мы прислушаемся к своей речи, услышим его. Количество слогов в слове, слов в предложении. Кол-ба-са. Ка-би-нет. Кот-ле-ты. Когда дети учатся говорить, слоговая структура бывает чудовищно нарушена. Ребенок говорит мо-ко вместо молоко. Ба-ка вместо собака. У некоторых бывает огромный хвост лишних звуков после слова (и само слово не такое красивое как здесь, а едва угадываемое нами), примерно так: слонпролреа. Жирафпролжщг. А еще бывает мамамамамамама вместо мама. Если научить ребенка отхлопывать ритмы, а потом прохлопывать слова, этого не будет.

Эхо

Мы знаем, что ребенок может говорить звуки, слышали в спонтанных вокализациях. Но мы не можем объяснить, как воспроизвести этот звук по инструкции. Давайте используем поведенческий импульс. Возьмем для этого маленькие игрушки (шарики, кубики и т.д.) и пустое ведро. И начнем кидать их туда и кричать – АААААА. Фокус внимания ребенка теперь смещен. Теперь для него это не задание, которое он не понимает, как делать. А веселое дело.
Бух (это звук падения кубика) – ААААА –(это тетя логопед кричит)
Бух – АААА
Бух – АААА
Бух – АААА
Бух – многозначительная пауза взрослого, которую может заполнить ребенок по инерции, если был вовлечен в процесс. Если не сказал звук, то вы говорите АААА и продолжаете игру. Кеше игра помогла, и в тот день он вышел из кабинета счастливым обладателем звука А.

Понимание речи
Этот навык у Иннокентия пошел легче всего. Для отслеживания динамики я создала список слов.  Мы с родителями вписывали туда все понимаемое. После 100 существительных и 25 глаголов перестали считать.
Как мы понимали, что он понимает? Давали инструкцию: Прыгай! Дай! Подними! Вытри! 
Главное условие – инструкция не должна зависеть от контекста. Если что-то упало – логично, что это надо поднять. Если что-то пролили – логично, что надо вытереть. Если протянули руку, надо что-то дать. Дети это быстро понимают.  Но если одновременно на столе лужа, на полу чашка, а я говорю: «прыгай!» - все-таки придется слушать. Сейчас мы учимся слушать два слова. Это сложно. Яблоко и чашка. Ложка и слон. Корова и штаны. Эти предметы надо выбрать из нескольких и вложить в мою раскрытую ладонь. Кеша внимает преимущественно второму слову, первое игнорирует. Но мы над этим работаем.

Когда есть понимание, но нет говорения, или когда есть говорение, но нет понимания – это попроще. Когда вообще ничего нет – это то еще приключение. Необходимо вызывать у ребенка каждый(!) звук, лепить из них слоги, из слогов слова. В сторону предложений вообще пока не смотрим .

Что научился говорить ребенок примерно за десять месяцев с нуля?
Научился звать маму (МАМА!). Просить (Дай). Просить есть (АМ-АМ). Просить надуть шарик или пузыри (Дуй). Мышка (пи-пи), машинка (би-би), паровоз (ту-ту), собака (ав-ав). Говорить Папа, баба, деда, ляля (но маму все равно интереснее звать). Говорить ИДИ (ди-ди). Махать рукой и говорить пока (та-та). Есть еще много других звукокомплексов, но уже не буду перечислять. Как вы видите, мы не можем сойти с рельсов онтогенеза. Ребенок не прошел этот этап раньше, зато проходит сейчас.
Это все не происходит скачками. Как правило, это маленькие, ежедневные, едва заметные изменения. И иногда необходимо оглядываться далеко назад, в самое начало, чтобы отметить, какой путь мы уже проделали. Наверное, поэтому я и пишу эти посты – чтобы самой для себя видеть этот результат. И чтобы поделиться с вами тем, на что обращать внимание и что можно с этим сделать. Если у вас есть какие-то вопросы, может быть нужно что-то пояснить или что-то рассказать подробнее – пишите, буду рада.

Логопед Светлана Леонтьева.

Ответ на пост «Про коррекционные школы»

Три истории про особенных детей из моего опыта

Как говорится - разблокировано:

Так получилось, что в дипломе о моем втором образовании написано - Психолог, педагог, доп. спец - Олигофренопедагог.

За пять лет учебы была практика в спецшколе, а позднее я полтора года проработала в детском отделении психиатрической больницы.

Первая история - На практике в спецшколе мне особенно запомнился класс - 12 человек. Постоянные вопли учителя - Молчать!!! и на математике простейший пример на сложение в пределах десяти проходят три урока. По методике преподавания - повторяют 100500 раз с разными картинками и в разных плоскостях. И усваивают дети не все и не сразу, а через полгода с трудом вспоминают, о чем речь... И говорят мне - на нас надо орать, мы иначе не слушаемся!

История вторая, через несколько лет. Во время работы в больнице.
В конце декабря лежала у нас в детском отделении девочка со средней степенью олигофрении - Олечка, пышногрудая красавица-блондинка 14 лет. Лежала последний раз - возраст предельный для детского отделения.
В карте заключение гинеколога - "Живет половой жизнью с 11 лет"...
И гордые рассказы Олечки всем свободным ушам, что у нее уже есть жених 25 лет, который ее на своей машине катает. Считала Олечка от 1 до 10 с ошибками, могла написать свое имя, фамилию писала тоже с ошибками. Жила в деревне у бабушки с младенческого возраста и в больнице лежала регулярно. Бабушка отдавала , что бы девчонку подкормили и приодели ( при отделении был небольшой фонд одежек для малоимущих пациентов). За пару дней до нового года в больницу пришла ее пьяная мама, орала на проходной и требовала новогодний подарок дочери. К Олечке пройти в отделение отказалась - "Че я там не видела!"

И история третья, для меня самая грустная.
Поступила в детское девочка Лена. Восемь лет. Круглолицая, русая, маленькая мышка, с испуганными серыми глазками.
Предварительный диагноз помнится вроде бы "задержка психического развития". Поступила первый раз и я провела ее по всем методикам (так положено). Считала она до 10 с трудом, по картинкам не узнавала ни одного дикого животного, из домашних знала немного о тех, что по ее словам "бабушка держит". Связный рассказ по трем картинкам составить не смогла, но при этом внимательно слушала и про животных на картинках старательно выспрашивала - А что он ест? А где живет? А с кем дружит?
Рассказ по картинке мы в итоге составили вместе и заодно по еще нескольким таким же блокам картинок пробежались. Сидели часа три. Обычно дети с таким диагнозом через 20-30 минут уже не слушают и вовсю вертятся, просятся уйти.
Ребенок оказался очень усидчивым и любопытным, но при этом общий кругозор и знания об окружающем мире на уровне - "Что я увидела в окно у бабушки в деревне".
Коллега-психиатр потом сказала, что Лене собираются в будущем ставить олигофрению, мама настаивает - пенсия ну очень нужна.
Мама в это время проходила стандартный курс в женском отделении. У мамы тоже диагноз Олигофрения (легкая степень). В больнице лежит регулярно. Милая пухленькая сероглазая шатенка. Улыбчивая, но не слишком общительная. Коллеги из женского отделения потом рассказали, что у мамы три квартиры от разных мужей. Все сдаются. Женщине около 35, мужья были предельно пожилые и жене недвижимость оставили в наследство. Живет она у четвертого пока еще гражданского мужа, а дочь с бабушкой в деревне. Девочка на домашнем обучении.

Примерно через тридцать дней (перед выпиской) я провела финальную диагностику Лене. Ребенок сидел и рассказывал, смотря на картинки - Это лиса, она ест мышек, живет в норе. Это волк, его зовут "санитар леса", волки живут стаей и едят мясо.
Лена два часа цитировала мне все, что я ей рассказал месяц тому назад, добавляя новые детали, по ее словам узнанные у соседок по палате. Рассказ по картинкам она составила сама, бесконечно фантазируя. Считала уже до 30.

Общий уровень знаний по прежнему не дотягивал до возрастной нормы и диагноз ЗПР ей поставили.

Ответ на пост «Про коррекционные школы»

Расскажу реальную инклюзию из СССР. Когда нас проблема не касается, то ее и вроде и нет. Когда я поступил в 1986 году в "бауманку", то не знал, что там есть обучение для глухонемых. Оказалось, что обучение таких людей ведется с 1934 года. В мое время их набирали в отдельные группы, которые сопровождали сурдопедагоги весь учебный день. Когда шел общий поток, то они стояли рядом с лектором и переводили. Были на лабах, на семинарах. Сейчас это направление в МВТУ развилось еще больше. И построение учебного процесса дало понимание, что для реальной инклюзии нужны "деньги, деньги и еще раз деньги". Тьюторы, помощники - все это стоит денег. Учитель не должен на это отвлекаться. Он не должен успокаивать ребенка с особенностями, не его это задача. Если ребенок не справляется с программой, то его надо переводить в другой класс, с коррекцией. Не надо отнимать нервый у учителей и возможность получать знания у остальных детей.

Ответ на пост «Про коррекционные школы»

Министерство образования, куда катимся?..
Работаю на заводе. Полгода назад пришли на завод практиканты после 3 курса технического техникума, или колледжа, хрен их теперь разберёшь. Одного Буратино дали мне. Наставником будешь, говорят. Ладно.
С первого взгляда парень как парень. Козявки не ест, говном не кидается, драться не лезет... Речь правильная и даже вежливая. Не матерится. В первые же дни он заявил, что работать по специальности он не собирается, а будет он после техникума поступать в военное училище, сейчас выбирает - либо в Сызранское вертолётное, либо в Ейское авиационное, либо в Академию ВКС им. Жуковского. Ему папа-военный посоветовал, папа долго прапорщиком служил, говорит что у военных зарплата хорошая и лётчики рано на пенсию выходят.
Оке, думаю, судя по всему парень неглупый...
Недели через две начал я замечать, что чего-то тут не так...
Абсолютно не помнит, что ему говорят. Надо, говорю, станок после себя прибрать, чтоб следующий, кому понадобится, нашёл оборудование чистым. Он ушёл - станок засран. Почему не прибрал?.. А я потом, вечером уберу... Надо сразу, говорю. Понял? Понял. На завтра такая же хуйня. Через месяц таки получилось приучить.
Инструмент, говорю, убирай в тумбочку, как не нужен стал. Он мой личный, я за него расписывался.
- Петя, ты вчера циркуль разметочный брал, где он?
- А я его там оставил...
- Иди принеси.
Сходил.
- А там его нету...
Ясен хуй, нету. Ноги кто-то циркулю приделал. Тыща человек на заводе, в три смены... Ищи-свищи...
В первые же месяца полтора сломал или проебал половину моего инструмента.
- Смотри, Петя, при диаметре сверла 42 мм нужно ставить минимальную подачу, обороты поменьше и эмульсию не забудь включить. Вот тут обороты регулируются, вот тут подача, вот кнопка охлаждайки. Запомнил?
- Ага, запомнил.
Через два дня.
- Там это... У меня чёто свёрла ломает...
- Бывает... Так, погоди... "СвёрлА"?? Сколько сломал уже?..
- Два... Потом на складе ещё два брал, они тоже чёто сломались, а больше таких на складе нету...
Идём к сверлилке. Ну так и есть - обороты в три раза больше чем надо, подача вдвое быстрее. Ещё бы они не ломались.
- А ты после первого раза не подумал, почему их ломает?..
- Я думал, просто свёрла плохие.
- Я ж тебе позавчера про обороты и подачу всё рассказал и показал!
- Аааа, ну дааа....
И так постоянно. В одно ухо влетело, в другое вылетело.
Бери, говорю, Петя, в тумбочке штангель, размечай детали.
- А что это, штангель?
- А вас что, в школе на уроках труда не учили что ли?..
- Нееее... Мы там доски пилили, чтобы забор ремонтировать...
- А в техникуме?..
- Вроде показывали два раза... Во, точно, вот такой! А как им пользоваться?..
Да блииииииин.....
Сидим в курилке. Петя:
- А вот я слышал, что украинцы наши корабли в Чёрном море потопили. Значит, у нас теперь нету морского флота?..
- Как это нету... Полно. На других флотах.
- А у нас что, разве не один флот?..
- Эмммм... Вообще-то ещё Тихоокеанский, Северный, Каспийская флотилия...
- Ни фигасе! А я думал, один!
В следующий раз:
- А почему сварщики в масках варят? Чтобы брызги в лицо не летели?
- Ну да. И глаза чтобы не обжечь ультрафиолетом.
- Это как?
- Ну ультрафиолетовое излучение. Ты что, не слыхал?
- ... ... ... А на солнце тоже в маске можно смотреть?
- Можно.
- А вот если недалеко ядерная бомба взорвётся, то тоже можно через маску смотреть?
- ... ... Можно... Но недолго...
- А почему недолго?...

Занавес.

И этот юноша вполне успешно закончил 9 классов в школе и по его словам учился почти без троек. Этот Буратино поступил и заканчивает технический колледж. Этот юноша вполне уверен, что он поступит в военное училище и станет лётчиком... Этому Буратино дадут в руки боевое оружие и доверят защиту страны...
... Ну или его яжпапа-прапорщик прекрасно обо всём знает и просто убеждает сыночку, что всё будет отлично. Тогда как сыночке в ближайшее время предстоит внезапно столкнуться с суровыми жизненными реалиями...
Таких буратин вместе с Петей на практику прислали ещё штук пять из техникума. Одному уже оттяпало три пальца на руке упавшей незакреплённой хонголовкой... Потому что тоже всё похуй, и кому нужны правила ТБ и элементарная внимательность. Месяц назад.
Я рад, что хоть тот в военное училище уже не попадёт... Если все они такие...

Про коррекционные школы

Очень много возмущений сыпется на головы учителей от родителей детей с ОВЗ. Кривые, сякие, с детьми работать не умеют и не хотят, нам бы вот хорошую школу, а их нет, проклятое правительство, заговор!

Заговор.... Расскажу на примере нашего куста (это типа округа, я не из Москвы). Я пришла работать в специальную коррекционную школу для умственно отсталых (официальное название) в 2003 году. В маленьком двухэтажном здании бывшего детского сада было 72 ученика. По 2 класса на параллели. То же самое было и в других школах, а в школе, где учили сразу на штукатура-маляра, вообще под 200. Плохо? Нет, дети получали рабочий навык, выходили не в пустоту, а могли уже начать работать и обеспечивать себя. Плюс на уроках СБО детей учили готовить, стирать, зашивать свои вещи, ходить в магазин и делать покупки, писать письма и заявления, как правильно спрашивать посторонних людей и просить о помощи. Ничего не напоминает? Да, новомодные тренировочные квартиры, которые редки и дороги.

Как же все это осуществлялось? Первое и самое важное: решение ПМПК даже не обсуждалось. Прошел комиссию и получил заключение 7 или 8 вид? Обязан привести ребенка в соответствующую школу. Никаких истерик "не хочу и не буду! Дайте мне обычный аттестат!". Затем раз в год проходить обследование у психиатра. Кстати, на моей памяти трижды отменяли решение ПМПК и возвращали детей в массу. А учеников школ 7 вида вообще в обязательном порядке обязаны были скорректировать к 4 классу так, что дети спокойно уходили в обычное среднее звено. Ну или в 8, УО, кстати, отсюда же пошла байка, что якобы УО не диагностируют до 12 лет. Диагностируют, с 6,5 лет официально. Осталось только родителям это принять.

Что же случилось? Случилась толерастия. Умствено отсталые- это унижает. Ок. Заменим на ОВЗ- ОГРАНИЧЕННЫЕ возможности здоровья. Опять не угодили! Особые образовательные потребности - на это уже родители согласились. У меня в трудовой 6 записей подряд- это просто переименование школы.
Мечта об обычном аттестате так же не отпускала. (Спойлер: нет, даже если быть в массе, но программе 8.3, 8.4, 9.1, 9.2, ребенок все равно получит свидетельство, а не цензовый документ) И первый шаг к этому "заключение ПМПК носит рекомендательный характер". Одновременно с этим был подписан приказ о подушевом финансировании. Т. е. предположим один ученик стоит 100 тысяч в год. Набрали класс? Получили 1,5-2 миллиона к бюджету. Это и оплата труда ВСЕХ сотрудников, включая дворника, услуг ЖКХ, где коммерческая стоимость гигакаллорий тепла и киловатов электричества в 3-4 раза выше, чем для бытового потребителя, пополнение материальной базы, включая учебники. Разумеется, что при таком раскладе началась битва за детей. И коррекционные школы проиграли ее всухую. Попытки экономить и сокращать расходы не бесконечны. Министерство просто берет и ликвидирует такое учреждение с формулировкой "Не рентабельно". К 2012 году из 9 школ у нас были закрыты 5, здания отданы под коммерческую собственность. Как было заявлено " Родительская общественность проголосовала рублем".
Да, после 2015 года ситуация с финансированием начала меняться в лучшую сторону. Но ликвидированных школ это уже не вернуло. Даже по банальной причине- нет свободных зданий, пойди отбери обратно проданное.

А дополнительных проблем доставляет тот факт, что с такими детьми должны работать в первую очередь люди небрезгливые. Поедание козявок из носа и прочего несъедобного, рыгание, пуки, каломазание, недержание мочи, онанизм, вытаскивание прокладок и обмазывание всего вокруг менструальной кровью- это не про академические знания. Это про терпение. Терпение именно к больным. А это понятие, как выяснилось, очень сильно ущемляет активно-агрессивных родителей. Плюс чтобы обучать таких детей мало закончить двухнедельные курсы "Что такое ОВЗ? " - надо хорошо знать патопсихологию и специальную психологию с методиками преподавания.

Надеюсь, теперь стало понятнее куда же исчезли коррекционные школы из зоны доступа желающих. Что я думаю с высоты опыта? В этой войне нет победителей. Все проиграли. Все. И пока положительный исход точно не виден на горизонте. Грустно.

Ответ на пост «Папа, не ругай»

Моей дочке логопеды ставили дизартрию до 7 лет и уверяли что никогда нормально говорить не будет. Учиттся будет в лучшем случае на 3 и спецшкола... Больницы, логопедический сад, куча логопедов...

Но нашли одну, Элладу, родом из Греции. За пераое занятие поставила нам сразу три звука. Год занятий и мы уже не помним что такое дизартрия, плюс подготовила к школе.

В итоге пошли в школу почти на год позже, но оно того стоило.

В школе практически одни пятерки, а русский язык вообще в топе благодаря тому, что она научила ребенка не только говорить, но и заучивать правила.

Низкий ей поклон!

Рекомендуем
@HyIDa
@letsDa
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: