Веду в школе у первых классов робототехнику. Это где мы из Лего всяких роботов собираем и вообще весело проводим время.
И на днях случилась драма, достойная пера Шекспира.
Итак, роботов собирали ребята в командах. В одной команде был мальчик Антон, который вместе с двумя девочками собирал машину.
Но вот ведь незадача -- по инструкции, у машины жёлтые фары, а наборам уже больше года, и остались в них фары только красные и зелёные.
Я, разумеется, детям даю указание на цвет фар забить и взять другие. Но тут возникает непреодолимое противоречие -- Антон хочет красные фары, а девочкам больше нравятся зелёные. Назревает серьёзный конфликт, словами у детей не получается решить, я слышу уже довольно повышенные тона и вижу, как они друг у друга машину пытаются забрать.
Что ж, надо вмешаться. Встаю между ними, предлагаю кому-то уступить. Но обе стороны стоят на своём. Может быть, и тем, и этим -- поставить на машине одну красную фару и одну зелёную? Нет, ни в какую.
Окей, говорю я. Подбрасываю монетку. Если выпадет орёл, то выбирает Антон. А если решка, то девочки. Все согласны? Да, дети молча кивают.
Выпадает решка. И тут... Лицо Антона перекашивается, его искажает жуткая гримаса обиды и боли, он грубо всё бросает в коробку, бежит к задней стене класса, садится и начинает плакать.
Нет, даже не так. ПЛАКАТЬ!!! НАВЗРЫД, как умеют дети, будто есть только они в этой Вселенной и только их плач.
Я, признаться, несколько опешил. Бросаю вопросительный взгляд на их классную, она мне делает жест рукой, мол, всё нормально. Мне, конечно, несколько не по себе, мол, мы же тут собираем, а у нас на заднем плане ребёнок ревёт.
Но я смотрю на Антона, который через пару минут вроде как затихает, вытирает сопли кулаком, оглядывается, видит, что на него никто не обращает внимания -- я занят помощью другим командам, девочки собирают машину дальше -- и принимается реветь дальше.
И тут до меня доходит, что это всё, разумеется, примитивная детская манипуляция! Ну конечно!
Да, пускай при виде этого бедного ребёнка сердце обливается кровью, но поддаваться нельзя -- прогнешься, и потом будет только хуже.
Так было ещё 20 минут до конца урока. У Антона кончались силы, но раз за разом, смотря на класс, который не обращает на его истерику никакого внимания, он продолжал давить из себя слезы. С каждым разом получалось всё хуже и хуже, под конец уже не давилось ничего... Ему бы пойти умыться и продолжить играть, но признать свою неправоту первоклассник не может, он твёрдо идёт до конца.
Собирая наборы лего на перемене и укладывая всё в шкафчик, я увидел, как к Антону подошла его классная руководительница, окончательно его успокоила и популярно ему объяснила, что он был неправ в этой ситуации. Спокойно и уверенно она донесла до него мысль, что если он согласился на монетку, то должен быть готов, что она может выпасть не в его пользу. И надо это принять: сейчас не повезло -- повезёт в другой раз. А своим рёвом он добился только того, что в итоге и не поиграл нормально, и себе настроение испортил. А из-за чего? Из-за фар, которые даже не светят...
Я прям видел, как у ребёнка округляются глаза и появляется искреннее изумление в стиле "эт я че, сам дурак, что ли???"
P.S. Обсуждал ситуацию со школьным психологом, сказала, что да, обычная манипуляция, всё правильно сделал, оставил его наедине со своими эмоциями на время, а потом ему классная всё объяснила. Она для этого и нужна, у неё соответствующее образование есть, а вы, Тимофей Алексеевич, продолжайте робототехнику вести.