В Тульской области России есть уникальное подземное зернохранилище, расположенное на глубине 125 метров. Это хранилище было создано во времена Советского Союза и предназначалось для хранения зерна на случай чрезвычайных ситуаций.
В Тульской области России есть уникальное подземное зернохранилище, расположенное на глубине 125 метров. Это хранилище было создано во времена Советского Союза и предназначалось для хранения зерна на случай чрезвычайных ситуаций.
Почему-то не помогает. Что я делаю не так? Вот фото с прогулок.
В далёком 2015 году посетили одну из самых главных подземных достопримечательностей города - галерею исторической «красной» канализации.
Для начала небольшая историческая справка.
К концу XIX века, более ста лет назад, губернский город Самара, с населением около сотни тысяч человек, был типичнейшим русским провинциальным городом. Частично застроенный кирпичными домами и местами мощёный центр, вокруг кривые, немощёные и очень грязные улицы из тесно жмущихся друг к другу деревянных домов и домишек. Почти полное отсутствие зелени и... вездесущая вонь.
Вопрос об устройстве канализации в Самаре обсуждался в Городской Думе ещё в сентябре 1895 года. Денег в городской казне не было. Не было и канализации.
Городу помог владелец пивоваренного завода Альфред Филиппович Вакано. В 1906 году он предложил думе 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, и проект этот был заказан немецкому инженеру из Франкфурта на Майне В. Г. Линдлею. В начале июля 1907 года, после того как были собраны все данные и приготовлены планы и промеры, автор проекта провел в Самаре две недели, изучая местные условия. Весной 1908 года он представил проект, в апреле этого же года закончилось печатание пояснительной записки на русском языке, а в конце года - правил устройства домовых стоков. Канализация, по проекту Линдлея, должна была состоять из замкнутой системы водоводов и канав, отводящей сточные воды со всей центральной части города - до ул. Полевой включительно - в два главных коллектора, проходящих по Волжскому и Самарскому склонам.
Строительство пробной канализационной линии началось более ста лет назад - в середине 1909 года.
Работы двигались медленно и с затруднениями, к числу последних нужно отнести неопытность рабочих и отсутствие достаточного числа опытных десятников. Чех не мог уследить за всеми и внушить рабочим достаточную осторожность при работе в глубокой выемке при очень легкоподвижном песке.
В марте 1911 при самарской городской управе был учреждён канализационный отдел, с этого акта началась официальная история самарской городской канализации. А на следующий год началось строительство основной канализационной сети Самары, не прекращавшееся даже в годы Первой Мировой войны.
К 1918 году в Самаре было построено 35,4 километра канализационной сети. Линии канализации прошли по улицам Николаевской (Чапаевской), Саратовской (Фрунзе), Дворянской (Куйбышевской), Панской (Ленинградской), Преображенской (Водников), Заводской (Венцека), Воскресенской (Пионерской). Волжский и Самарский коллекторы строились из кирпича, с глубиной залегания до 18 - 22 метров, и представляли собой подземные ходы шириной до метра и высотой около 1,75 метра. Некоторые участки этих коллекторов служат до сих пор.
Строительство самарской канализации велось вплоть до 1918 года. Ввод в действие городской канализационной сети заметно улучшило санитарное состояние Самары.
Спасибо за внимание! Подписка, отметка нравится и комментарий — это единственный и доступный каждому способ поддержать нашу команду.
Неподалёку от полуживого городка Ткварчели - бывшего шахтёрского поселения советских времён, расположены заброшенные шахты каменноугольного рудника им. Сталина. Все штольни подземных выработок давно находятся в аварийном состоянии и не рекомендуются для посещения. Несмотря на возможную опасность стать жертвой обрушений или загазованности, штольня №8 притягивает к себе посетителей многие годы. Дело в том, что в конце одной из сбоек центральной штольни в 5 - 7 километрах от входного портала была не достроена подземная гидроэлектростанция - уникальное сооружение для угледобывающих предприятий страны. Строительство почти завершили в конце 60-х годов, но что-то пошло не так, и объект заморозили. Нам удалось посетить ГЭС и отснять материл о неудавшемся проекте.
Поначалу движения бесконечность штольни, пронзающей Кавказскую гору, и смыкающийся за спиной мрак несколько напрягает. Особенно, когда понимаешь, какое чудовищное горное давление испытывает старая бетонная обделка стен, местами протекающая, а далее и вообще обрушившаяся кровля образует завалы коренной породы. Но всё по порядку: до портала подземелья надо перейти ветхий мост, после которого будет промежуточный тоннель с диспетчерской над въездом. Совершенно случайно к нам прибился бродячий пёс, который стал нашим спутником на весь диггерский поход.
Диспетчерская в разрушенном состоянии, попасть на этажи невозможно, а когда- то всё выглядело, как настоящий образец флагмана социалистической индустрии в горнодобывающей отрасли, алели кумачом транспаранты, о взятых на себя предприятием высоких обязательствах к юбилею или очередному партийному съезду. Ну типа:" Перевыполним план пятилетки" и т. п.
Миновав этот короткий тоннель, выполненный непривычной тюбинговой (как в метро) обделкой стен и кровли, а не обычной, - набранной из фигурных, для жёсткости, бетонных изделий, путника встречает портал самой штольни, уходящей в тело горы. Сколько предстоит пройти, разные источники дают расстояния (5 -7 км), по времени ушло порядка шести часов.
В подземелье тепло и сыро, а главное - воздух не только достаточно свежий, но имеется ощутимая тяга на поверхность, что даёт надежду на отсутствие опасных газов. Хотя в принудительно не вентилируемых выработках ситуация может меняться очень непредсказуемо. Тем более, надо учитывать, что такой газ как метан всегда присутствует в угольных месторождениях.
Полусгнившие шпалы давно лишились рельсов узкоколейки, по которой на вагонетках откатывали породу, как и закреплённые на стенах кронштейны медных кабелей проводки, здесь явно хорошо попилили металл. Наш случайный напарник - пёс тоскливо смотрит на превращающийся в точку дневной свет входа, но продолжает преданно сопровождать людей в мрачную неизвестность. Ну вот, пропадает последний лучик дневного света, и нас окутывает тьма. Многочисленные летучие мыши порхают в свете пробивающих сырую мглу фонарей.
По пути начинают встречаться боковые штреки, но времени изучить, куда они идут, просто нет. Хотя в некоторые мы, конечно заходим. К сожалению, найти план штольни №8 в Сети не удалось, поэтому сложно судить собственно о плане и профиле горных выработок, непонятно даже сколько горизонтов имеется здесь, хотя отсутствие рудоспусков не свидетельствует об этажности. С другой стороны, мы прошли, на самом деле, ничтожный отрезок, и шахтные поля представляются очень большими, когда изучаешь попытки предшественников-диггеров углубиться в недра, но так и не достигших забоев.
Типичный боковой штрек выполнен без бетонной обделки, но иногда всё-таки установлены двутавровые балки для крепи кровли. Воздух здесь, как правило стоячий - мёртвый. В таких штреках и сбойках, учитывая наличие гниющих многие годы древесных остатков, возможны высокие концентрации СО и возникновение бескислородной среды, что смертельно опасно. Вообще загазованность в заброшенных шахтах в разы опаснее обвалов, её не увидеть и не почувствовать. Разве что ориентироваться по наличию в ходах летучих мышей, которым тоже нужен кислород.
Чем больше увеличивалось расстояние от входа, тем чаще стали попадаться рельсы и другой металл, те же вагонетки. В боковых ответвлениях пол порой сплошь покрыт плесенью. Много деревянных гнилых крепей, и нет вентиляции. Деревянные материалы при гниении обильно выделяют углекислый газ. Обитателей подземелий - летучих мышей тоже становится всё меньше.
Продвигаясь дальше к намеченной цели, отмечаем, что потоки воды на полу становятся глубже, но какая же она чистая и очень теплая. Ну вот впереди и первый обвал. За многие десятилетия кровля штольни не выдержала горного давления и просачивающейся воды. Приходят в голову невеселые мысли, - что будет, если более серьёзное обрушение породы отрежет путь назад к свету. Перспектива быть заживо замурованными заставляет прибавить шаг. Спасение местным МЧС в аварийном случае весьма туманно.
Однообразность бесконечного подземного коридора нарушается стрелочным переводом. Штрек, уходящий вправо мы не исследуем, возможно там десятки километров мрачных разветвлённых лабиринтов. Хорошо, что мы знаем маршрут, - пока только вперёд.
Второй обвал значительно масштабней и оставляет только узкий проход. Судя по роликам, многие доходили только сюда, и это место становилось для сталкеров своеобразным Рубиконом. Возможно, просто потому, что обрушение запруживало водяной поток, и далее становится глубже и менее удобно идти.
По пути обследуем ещё две неожиданные достопримечательности: тяговую подстанцию для шахтных электровозов, а также ПТО (пункт-технического обслуживания) для них. В смотровой канаве, предназначенной для ремонта, кристально чистая вода.
Всё когда- то заканчивается, вот и мы подошли к нашей развилке, хотя поняли это случайно. Неизменна прямая штольня бесстрастно уходила в чёрную мглу... К ГЭС надо сворачивать (это было известно), но когда? На развилке всё- же что- то изменилось: вначале просто заглянули за поворот, но он был не первый на пути. Возможно, изменение воздушного потока насторожило. Надо сказать, ветер всё время дул нам навстречу и вдруг пропал. Поток шел из штрека, а в прямой штольне воздух стоял и висел плохо просвечиваемый туман. Ещё не вполне понимая что цель - подземная ГЭС рядом, пошли в ответвление.
За открытыми воротами нас встретил огромный машинный зал, по размерам сравнимый с односводчатой станцией метро, только выше и короче. Высоко под потолком застыл грузоподъёмный мостовой кран, изрядно ржавый. Шиферная отделка стен кое-где висела, но, в основном, рухнула, обнажив бетон. Видимо, краном должны были монтироваться турбины.
Место для установки турбины в полу машинного зала. По проекту их должно быть две, под первым этажом располагается такое же по объёму помещение. Как видно, охотники за металлом вряд ли сюда наведались, ну разве что за цветным, и то в давно ушедшие времена.
Вид на машинный зал и кран с 0 отметки, с первого этажа. Из машинного зала ведет длинный узкий одетый в бетонную рубашку подземный ход. Идти по нему некомфортно из-за сильного холодного и сырого ветра, который и создаёт вентиляцию штольни до самого входного портала. В конце этот ход упирается в вертикальный ствол, в который потоком льётся вода. Все конструкции шахтного ствола, выходящего на поверхность, - такие как людские ходки, обрушены. По утверждениям местных жителей, высота ствола до поверхности около 800 метров, но где он выходит, - сказать сложно.
Чем заканчивается центральная штольня, пока загадка. Возможно, просто разветвлённой системой штреков, приводящих в забой. В Сети есть ролики сталкера, который пытался пройти по другому штреку до конца, но всё кончилось многочисленными обвалами и обводнением. Мы так же сняли видео из этого приключения, там несколько подробнее показано это необычное место. Свою дозу адреналина мы получили, стоит ли это делать другим, - вопрос открытый.
Прощальный взгляд с мостового крана, овальная арка - выход. Спасибо за внимание!
34 года назад. Я как то брел по степи казахской, ровной до горизонта, и километрах в 6 от нашего полевого лагеря набрел на люк в земле. Такой прямоугольный, а под ним почти нормальная сильно наклонная лестница. Потом гермодверь. И не заперто оказалось, чистенькая лестница, свет, коридоры, комнаты, казарма с кроватями, пустая оружейка, и охеренные ангары с танками! штук 20. Открытые люки не знаю почему, без боекомплекта, но с радиостанциями и как бы совсем комплектные. И за танками сзади еще были серьезно запертые помещения, склады наверное. Была и сторожка, на 2 рыло-места пустая но однозначно обитаемая. Я на одной комнате замочек ломанул, а там слесарка. А потом стало как то неуютно и я свалил. Ничего я не взял, ничего кроме замка не сломал. Да и замок такой отверткой ломается влегкую.
А через два дня военные особисты всю нашу бригаду в 200 рыл по одиночке вкрадчиво опрашивали: .. а не видели, вон в той стороне по полю никто не ходил? .. а вы не ходили?.. а может что слышали интересное на днях? ... а что вчера делали? .. а утром? а у вас какой размер обуви?
Никто не ломанул меня. Почему не знаю. Не мог я как ниндзя незаметно уйти и вернуться, в выходной день когда все шатаются туда сюда от скуки.
Среди подземных сооружений особый интерес для исследования представляют подгорные сооружения – из-за своей редкости, нетипичности и зачастую сложности проникновения. В Самаре, например, кроме баянных штолен есть и более уникальные места – хранилища взрывчатки, холодильники, продуктовые склады и многие другие. Ради того, чтобы исследовать подобные объекты, мы на этот раз собрались с гостями с разных городов России и отправились в сторону очень интересного подземного сооружения.
Построен он в 1941 году для управления в особое время защитой и обороной крупного города, столицы нам всем хорошо известного региона – сверхзащищенный штаб обороны для командного состава. Примерная вместимость объекта – 500+ человек, хоть и ходят упорные слухи о куда более большей вместимости в забутованной части объекта.
Уникальное сооружение пережило годы Великой Отечественной Войны, после чего в середине 60-х годов был полностью реконструирован, усовершенствован по новейшим технологиям того времени и получил новое на тот момент техническое оборудование. Демонтировали и установили новые: гермодвери, систему вентиляции, дизель генератор.
Время идёт, а бункер приобретает новый статус – он становится хранилищем Госрезерва для хранения средств спасения и жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях и войны: продукты неприкосновенного запаса, техника, ГСМ и ещё тысячи наименований. Все они регулярно обновлялись, что позволяло в любой момент обеспечить город-миллионник жизненно необходимыми ему средствами. Перечень средств в таких хранилищах тоже постоянно обновлялся, да и сейчас обновляется. Такие хранилища называются комбинатами Росрезерва.
Но рано или поздно приходят эффективные менеджеры, и такие уникальные места становятся никому не нужны: средства большей частью вывезены, объект отправляют «на консервацию» - снаружи охрана, собаки, обходы, сигнализация и электрические заграждения, внутри – пыль, пустота и запустение. В нашем случае – повезло увидеть этот объект в хорошо сохранившимся состоянии.
Ещё один большой плюс таких подгорных объектов – не зная тайны горы, пройдешь мимо и с виду и не скажешь, что здесь находится самый важный бункер-хранилка региона. Вышка с прожекторами, периметр, какая-то бетонная будка прямо в скале. Любой незнающий человек прошел бы мимо, подумал бы – какой, то гараж. Только вездесущие слухи в народе намекали – не всё так просто, что-то здесь не то…
Итак, все в сборе. Одинокий прожектор выхватывает ворота, телевизор в окне охраны, три барбоса у входа дремлют и смотрят на машины, проезжающие по шоссе, очень похожее на наше Красноглинское шоссе… гора и порталы в ней находятся в темноте. Немного магии проникновения через забор с егозой и электрозаграждением, прыжок через контрольно-следовую полосу, припасенная курица собакам, чтобы не подняли тревогу – и вот мы стоим у портала размером с многоэтажный дом. Увы! Сигнализация включена, красный глаз весело горит нам птицей обломинго. Что ж, мы пойдём другим путём!
Опробуем сегодня типовой для Самары залаз в бункер: колодец на постаменте в масксооружении «бетонная будка а ля сортир». Мы подошли к бетонной будке и увидели немного приоткрытую железную дверь. Она совсем заржавела и не хотела поддаваться совсем. Приложив совместные усилия, немного мата и спецмагию бальзама Агидель, мы её сдвинули с мертвой точки. А сразу за дверью - глубокий спуск-колодец в подземный заглубленный спецобъект – командный пункт города. А за колодцем – длиннющая потерна в сотни метров, забитая стекловатой и её пылью. Бррр! С каждым шагом впереди ползущего стекловата поднимается и стоит пеленой, и ты просто лезешь, стараясь не думать, как стекловата осаждается на твоих лёгких, и отгоняя от себя мысли об обратной дороге здесь.
Но, пройдя этот адок, понимаешь, что оно того стоило. Сооружение с начала посещения внутри показало, насколько оно не типовое и отличается от типовых бомбоубежищ. Мы сразу же достали всю фото-видео технику и начали снимать, попутно осматривая помещения.
Основная часть этого уникального спецсооружения – сам бункер штаба обороны города-миллионника: это двухэтажный сверхзащищённый «дом», построенный прямо в штольне внутри горы. Внутри есть залы заседаний, приемная мэра города, узел связи, фильтровентиляционная камера, дизельная электростанция и прочие прелести.
Из самого «бетонного бункера» есть дверь, и она ведёт сразу же в штольни. Огромная выработка под нужды Госрезерва растянулась на многие километры, здесь легко проедет грузовик или фура. По всему хранилищу сохранились старинные телефонные аппараты, для связи между собой – ногами здесь не находишься и не докричишься.
Изюминкой стало огромное помещение, с высотой свода метров 8. Здесь было необычное кислотное озеро. Здесь вполне можно было бы купаться, если бы не едкий цвет воды.
Хранилище было закрыто в начале 2000-х годов, бункер - всего несколько лет назад. Почему его забросили – сложно сказать определенно, возможно, оно устарело морально или физически, а возможно, помогли «эффективные менеджеры». Но раньше при СССР это место было необходимым и стратегически важным.
Спасибо за внимание!