Нагрузка на шею обычного человека и пилота Формулы-1

Реакция так реакция

Фрагмент из гонки, где Нико Хюлькенберг едва не врезался в Юки Цуноду в прошедшем гран-при Канады 2024 года

Пилот формулы 1 Шарль Леклер едет домой после победы на гран-при Монако

Двойной пит-стоп в исполнении механиков команды Oracle Red Bull Racing

Пит-стопы в Формуле 1 в разные десятилетия

Уникальная документалка: конструкторы Формулы 1 подробно разбирают свой болид... Разбирают в буквальном смысле

Большинство из нас увидят конкретный болид Формулы 1 максимум два раза - в год его актуальности и потом спустя несколько лет в музее. Однако с такого ракурса, предлагаемого в видео ниже, машину видели лишь инженеры и механики.

Ютубер JayEmm on Cars арендовал шасси McLaren MP4/4 и пригласил главного конструктора команды в те годы - Стива Николса. Кроме него, пришли Мэттью Джеффрис - проджект-лид по монококу и передней подвеске, и Нил Трандл - главный механик в сезоне 1988-1989. Вместе они перебрали эти болиды, показав внутрянку и рассказав, как это все работает, как они до этого додумались, и какая у этих шасси история.

Разница между питстопом в 1990-ом и в 2023-ем

Изготовление запчастей для Формулы 1

Расследование одной из самых необычных аварий в истории Формулы 1

Спойлер для ЛЛ: ютубер Drive61 задумался о происхождении популярной фотографии с порванным болидом Феррари и провел расследование по этому вопросу. За рулем сидел владелец скандального голландского автодилера Kroymans Automotive B.V. Фредерико Кройманс. Болид Scuderia Ferrari F399 1999 года, авария произошла на исторической гонке Формулы 1 в Лагуна-Секе в 2004 году. Видеоблоггер нашел свидетеля аварии, который подтвердил. что удар был на прогревочном круге - то есть, на небольшой скорости, но этого оказалось достаточно, чтобы порвать монокок надвое. Отсюда он заключил, что монокок был распилен и специально удлинен под рост пилота (Фред явно выше Шумахера и Ирвайна). Поэтому в месте склеивания двух его половин образовался такой ровный слом. Однако когда Drive61 выложил видео, в комментарии пришел бывший сотрудник Скудерии, который предложил альтернативную версию. Он помнил про то, что однажды его коллеги-конструкторы накосячили, разработав цельный монокок, превышавший объем автоклава, поэтому его невозможно было испечь как единую деталь. Его испекли в два подхода и нашли достаточно прочный клей, чтобы формально пройти краш-тест. К следующему сезону уже был куплен большой автоклав, и больше такое дендрофекальное творчество повторять не пришлось. Возможно, Феррари F399 - это именно та машина, для которой разрабатывался склеенный монокок, и рассохшийся от старости клей просто лопнул от легкого соударения со стеной.

Порвать монокок болида Формулы 1 - это то еще достижение. С тех пор, как цельноиспеченные карбоновые монококи стали обязательными, он по сути является основной частью машины, на которую уже навешивается все остальное. Понятия "монокок" и "шасси" поэтому стали синонимичными.

Монокок Романа Грожана после тяжелого лобового удара (53G) о рельс безопаcности.

На данный момент одним из последних гонщиков, кто смог хотя бы надтреснуть свое шасси, является Эстебан Окон - в Гран-При Майами 2022 года он на скорости около 60 км/ч прилетел в бетонную стену в 14 повороте. Организаторы посчитали, что с современными системами безопасности болидов можно забить на меры повышения безопасности на трассе. В итоге удар вызвал перегрузку аж в 51G и заставил пилота усомниться в своем здоровье, ибо позвоночник, а в особенности шея этот удар весьма почувствовали. Для сравнения, Роман Грожан в 2020-м привез 221 км/ч в стальной рельс, гораздо более пластичный, чем бетон, причем рельсы тоже считаются архаичными и небезопасными как самостоятельный барьер - на нормально продуманных автодромах перед ними выкладывают покрышки и/или барьеры ТекПро.

Что касается снимков, которые мы рассматриваем, то там есть одна странность... Если уж монокок лопнул, то обычно ноги пилота потом собирают аппаратом Илизарова, а этот встал да пошел.

Расследование, проведенное ютубером Drive61, пролило свет на обстоятельства той аварии.

Судя по внешнему виду болида, это Феррари из поздних 90-х. Видна спонсорская наклейка Tic-Tac, а они начали поддерживать фур в 1999 году. Форма воздухозаборника в боковом понтоне не соответствует болидам 2000-го года. Отсюда делаем вывод, что это Ferrari F399 из сезона-1999.

В том году за Скудерию выступали Михаэль Шумахер и Эдди Ирвайн, но этот долговязый дедуся явно не похож на них, плюс на его шлеме абсолютно нет спонсорских наклеек, что также нетипично для действующих гонщиков, которые отрабатывают контракты везде, где могут.

Следующая интересная деталь - в оригинальных командных цветах была здоровенная эмблема Мальборо на кожухе двигателя, а на машине с фото - некие Kroymans.

Собственно, это и есть ключ к разгадке. В Нидерландах был одноименный дилер - Kroymans Automotive B.V. Одно время эта компания являлась единственным голландским импортером Феррари, Мазерати, Кадиллаков и Корветов. Владельцем этой компании являлся Фредерико Кройманс. Знакомое лицо, не находите.

Кройманс известен тем, что вогнал свою компанию в полумиллиардный долг, а также тем, что собрал огромную коллекцию редких и/или исторических автомобилей Феррари оценочной стоимостью 20 миллионов долларов. Однако ввиду вышеупомянутых долгов вынужден был с ней попрощаться.

Фредерико купил F399 в 1999 году. Сделке способствовали хорошие отношения со Скудерией - он уже скупил у них множество других машин и зарекомендовал себя достойным владельцем. Уж кто-кто, а фуровозы повернуты на том, как будут обращаться с их продукцией потенциальные владельцы, вплоть до судебного преследования.

Ютубер Свистящий Дизелёк Whistling Diesel - один из кандидатов на скорые проблемы с законом.

У Феррари есть программа, по которой они продают свои болиды Формулы 1 особенным клиентам - Corsa Clienti. Фактически, пилоты покупают только право погонять за их рулем на специальных мероприятиях, потому что их нельзя забрать в гараж. Они хранятся на базе. Взамен Феррари берут на себя всю работу над машинами: предоставляют команду гоночных инженеров и механиков, поставляют все расходники (шины, топливо, запчасти), осуществляют ремонт, и тому подобное. Болиды также хранятся на базе Феррари, клиенты не могут забрать их в свой гараж.

Разброс цен на покупку такой техники составляет от 10 тысяч до 20 миллионов фунтов стерлингов в зависимости от истории шасси и количества одержанных на нем побед. (1,1-2230,4 млн. рублей). Помимо этого, Феррари взимают ежегодный взнос за поддержание болидов в пригодном для езды состоянии, что тоже недёшево.

Интересно то, что Скудерия позволяет сделать предзаказ на актуальные болиды Формулы 1, только вот клиент сможет сесть за его руль только спустя два года. Сделано это из соображений промышленного шпионажа - конкуренты из Ф1 могут срисовать еще не потерявшие актуальность технические решения.

Поиск по истории участия Фредерика в гоночных мероприятиях показывает, что в 2004 году он выступал в одной американской гоночной серии для старых болидов Формулы 1. Один из этапов назывался Monterey Historic и проходил на легендарном автодроме Лагуна-Сека.

Некий Луи Перес наваливает по Лагуна-Секе на F2004 во время похожего мероприятия.

По слухам, во время этого этапа Кройманс умудрился потерять свою машину на прогревочном круге. Учитывая то, что на гонках такого уровня прогревочный круг всегда происходит под пейс-каром, скорость аварии была очень низкой, несмотря на ее последствия.

Слова одного очевидца, которого смог разыскать на просторах старых интернет-форумов ютубер, подтверждают, что авария была на малой скорости. Просто Фред рано встал на газ, и у него возникла избыточная поворачиваемость, что привело к удару правой стороной болида о барьер из покрышек.

Теория выглядит вполне реалистичной. Шестой поворот, который носит название Kink, - это скоростной поворот, в котором можно легко перегрузить подвеску или шины и под действием центробежной силы отправиться на рандеву с верхним барьером. А если сильно постараться, то можно упороться и в нижний, как демонстрирует бээмвист ниже. Разворот и тоже удар правой стороной.

Можно мотать на 0:49.

При управлении болидом Формулы 1 важна правильная работа с газом, потому что двигатель раскручивается резко, как понос, а болид весит всего 570 кг. Такой вес легко отправится крутить пончики на пердячей тяге 700 полудохлых поней, оставшихся под капотом исторической машины.

Если скорость удара была такой низкой, почему монокок лопнул?

Интересный факт: эта машина той же спецификации, в которой Шумахер сломал ноги, только вот удар в его случае был куда сильнее, и даже при таком ударе его монокок остался на месте, просто немножко собрался в гармошку.

Тот же человек с форума высказал предположение о том, что болид мог быть модифицирован под рост и пузико Кройманса. В Формуле 1, как бронетанковых войсках, обычно таких дылд в пилоты не берут, Шумахер и Ирвайн были гораздо ниже него и монококи были индивидуально отлиты по их габаритам. Монокок лопнул подозрительно ровно прямо по переборке, которая находится на уровне конца рулевой рейки, словно его предварительно распилили в этом месте и склеили.

Использованный здесь клей, очевидно, очень надежный, но никакая склеенная деталь не будет такой же прочной, как цельная, а особенно изделие из карбона. Это вполне объясняет, почему мы видим такую ровную линию скола. В любом случае, Фреду очень повезло, что он смог уйти оттуда на своих двоих.

Неожиданный финал расследования:

Это, конечно, хорошая теория, но уже после выхода видео Drive61 в его комментариях отметился бывший сотрудник Скудерии. С его слов, на самом деле все гораздо проще. Он помнит один из сезонов, когда они сконструировали на свою голову огромный цельный монокок, но не предусмотрели, что его не на чем выпекать. Автоклав на базе был слишком маленьким, нужно было искать новый. Учитывая то, что цикл разарботки машины занимает 8 месяцев, к началу сезона они подошли с голой жопой и стали придумывать эрзац-решения, чтобы испечь монокок в два захода с помощью старого автоклава, а потом склеить его так, чтобы болид хотя бы формально выдержал краш-тест. Они даже не провели испытания клея на долговечность, поэтому не знали, когда он потеряет свои свойства. Никому не нравилось это решение с точки зрения безопасности гонщика, но стратегия большого бизнеса - это в первую очередь сохранение своего лица, а не здоровья сотрудников, как уже много раз показывали коллективы Формулы 1. Слава яйцам, что никто не пострадал... Кроме Шумахера с его сломанными ногами и чутка ушибшегося Кройманса спустя 5 лет, если мы представим, что речь действительно идет о F399.

==================================================================================

==================================================================================

Вы можете подписаться, чтобы не пропускать новые посты от этого автора. Вы также можете поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если будете делать это с приложения.

Трасса гран-при Монако через годы

Рекомендуем
@vlademar
@trinda
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: