Эльвира Набиуллина на форуме в Сочи сегодня (29 сент 2023):
В ипотеке мы видим признаки перегрева. Ипотека растет темпами, если брать 12 месяцев, 30%. Это высокие темпы [...] Здесь, конечно, нас беспокоит и качество кредитов, и влияние их на рынке жилья
Я выглядел как городской сумасшедший, который носится с этой мыслью по интернетам вот уже два года. И на самом деле, это не всё, с чем я сегодня к вам пришёл.
Вчера в документ "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов" добавили очень важную врезку про проблемы, которые создала программа льготной ипотеки для экономики всей страны. Там 4 страницы мелкого сложного текста - если хотите, почитайте (врезка №9, стр. 108-112).
Вот ключевые тезисы, которые я для себя выписал:
▪️ Общий объем кредитов по "нерыночной" ставке составляет более 11 трлн рублей, что превышает 7% ВВП. Льготные ипотеки - это почти 60% от всех субсидируемых кредитов в экономике или около 6,3 трлн рублей (+6 трлн рублей всего за три года).
▪️ Спустя многие годы, о разовом стимулирующем эффекте от этих кредитов никто уже не вспомнит, а огромная нагрузка на бюджет - останется.
▪️ Ставки по льготным кредитам не зависят от ключевой ставки. Чем больше доля нерыночных кредитов в объемах рынка, тем более сильное изменение ключевой ставки требуется, чтобы обеспечить необходимое влияние на кредитную активность, спрос и инфляцию. Поэтому приходится очень резко поднимать ставку - поднятие на 0,25%-0,5% в прошлом могло как-то повлиять, а сейчас это бесполезно именно из-за объема льготных кредитов.
▪️ Для льготных кредитов характерен "эффект замещения" - вместо планируемых рыночных кредитов заемщики привлекают льготные, и в результате объем кредитования и спрос в экономике не увеличиваются, происходит лишь рост нагрузки на бюджет.
▪️ Субсидии, обеспечивающие снижение кредитных ставок, выплачиваются за счет средств бюджета (то есть налогов, собираемых со всей экономики). В конечном счете льготный кредит оплачивают как налогоплательщики (через бюджетное субсидирование), так и нельготные заемщики (через необходимость поддержания более высокой рыночной ставки).
▪️ Если льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита, отмеченные выше недостатки менее значимы. Но когда они приобретают постоянный характер (как сейчас), это создает большую опасность в будущем.
▪️ Вывод: Банк России не рассматривает программы льготного кредитования как эффективный механизм долгосрочной поддержки национальной экономики в целом.
Будущие поколения скажут "спасибо" нам за ту огромную нагрузку, которую будет испытывать государство и бюджет. По сути, когда вы берете льготную ипотеку сейчас, то в этой процедуре фигурирует тройная стоимость квартиры: одну стоимость вы получаете в виде самой квартиры, одну стоимость вы уплачиваете в качестве процентов, и ещё одну стоимость платит государство банку в качестве компенсации за низкую ставку. Если льготная ипотека просуществует ещё всего пару лет (прирастая такими же темпами, как сейчас), бюджетные расходы на компенсацию льготной ставки превысят расходы на здравоохранение и станут одной из крупнейших статей расходов государства. Это явление будут изучать многие поколения экономистов всего мира. Они будут приводить Россию 2020-х годов как яркий пример, почему нельзя на протяжении нескольких лет держать льготную ставку по ипотеке для широких масс.
Это наркомания. Чем дольше мы сидим на укольчиках, тем больнее и сложнее будет соскакивать.
А самое забавное во всем этом вот что: если бы не было льготной ипотеки, стоимость квартиры с учетом процентов была бы такой же, благодаря более низкой стоимости квадратного метра. Ценник бы не был так сильно раздут. А с учетом инфляции (и/или досрочных погашений), в реальных деньгах и того меньше. Нужен ли пример расчета?