С большим опозданием: Российская Армия переходит на колесный ход

Теперь и КамАЗ задумался о капотной технике. На фото КамАЗ-4385. Фото – Юрий Пашолок


Колеса прогресса

Своеобразным отражением событий на Украине стал военно-технический форум «Армия-2023». Экспонаты прошлогодней выставки по определению не могли отвечать вызовам спецоперации – времени на реакцию у ВПК было слишком мало. Среди множества трендов события особо выделяется серьезный крен оборонной промышленности к колесным платформам. Точнее – идеи и концепции существовали давно, но, похоже, должны были так и остаться в прототипах, если бы не спецоперация. Сейчас шансы постепенного вытеснения дорогой и тяжелой гусеничной техники колесными машинами возросли как никогда.

Запоздалая, но важная новинка – 152-мм САУ «Мальва». Фото – Виталий Кузьмин

Неслучайно главной новинкой «Армии-2023» по праву считается 152-мм орудие «Мальва». Надо признаться, машина опоздала в Российскую Армию на 20–25 лет. Шведский Archer в строю с 2014 года, французский Caesar с 2003 года, не говоря уже о чехословацкой Dana, ведущей отсчет от 80-х годов прошлого столетия. Справедливости ради стоит напомнить о позднесоветской 2С21 «Мста-К», исполненной на четырехосном шасси бескапотного КрАЗа. И платформа, и артиллерийская установка так и не появились в войсках. Развал СССР поставил на перспективной машине крест.

Одними из первых раскусили все прелести колесной техники в ЮАР. Трехосная 155-мм самоходка G6 Rhino в местной армии с 1988 года. На данный момент, кроме основного танка Olifant, в сухопутных войсках Южно-Африканской Республики вообще нет гусеничных машин. Неслучайно, тяга к колесным машинам прослеживается и у французов, традиционно считающих Африку зоной своих интересов. Ландшафты и условия России не сравнить с югом Африки, но массовый переход на колесный ход отчетливо прослеживается.

Колеса вместо гусениц – это мобильность, относительно низкая стоимость, простота обслуживания, больший ресурс, небольшой шумовой эффект в движении и устойчивость к подрыву на минах. Последний бонус, разумеется, касается только четырехосных машин.

В небольшом активе гусеничной техники высокая проходимость и грузоподъемность. Как показала спецоперация, последние два фактора важны только для основных танков – для всей остальной техники гусеницы скорее лишние. Есть и компоновочные преимущества у гусеничной техники. При всех прочих равных, машина на колесном ходу получается выше гусеничной – сказывается большой диаметр колес и габаритные подвески.

Достаточно условным преимуществом можно считать большую устойчивость гусениц к обстрелу. Системы централизованной подкачки колес многоосных машин давно уже компенсировали это преимущество.

Спецоперация заставила вспомнить и о заслуженной «Шишиге. На фото – ГАЗ-66 МБ. Фото – Юрий Пашолок.

Теперь о тактических недостатках гусеничной техники в современном приложении.

Если взглянуть на карту фронта, то очевидна невыгодная для Российской Армии конфигурация линии боевого соприкосновения. Перебрасывать резервы россиянам по восточной части дуги априори дольше, чем по его западной части, контролируемой ВСУ. Или же совсем просто – нашим военным приходится искать танковоз для переброски 152-мм САУ, а у националистов присутствуют натовские самоходки на колесном ходу. Не все, конечно, и таких немного, но сам факт наличия заставляет задуматься.

Сюда же добавляется низкий ресурс гусениц. В этой же истории и способность оперативно покидать боевые позиции. Колесами это делать гораздо сподручнее. При развитой контрбатарейной борьбе это теперь справедливо для всей техники, у которой на вооружении что-то мощнее 14,5-мм пулемета.

Поэтому колесные шасси – это «наше все» для армии. До уровня сухопутных сил ЮАР скатываться не стоит, но новый баланс точно должен быть найден.

Колеса для фронта

На «Армии-2023», наверное, впервые за многие годы пришло понимание, что грузовой машине на фронте противопоказана бескапотная компоновка. Прежде всего, в плане обслуживания и противоминной стойкости.

Символично в этой связи выглядит новое камазовское семейство под индексами 5385П3/4385 и броневик АМН-БПН 4Х4. Долгое время основным поставщиком грузовых автомобилей так называемого тактического звена для армии выступал миасский «Урал», но, очевидно, мощности завода не могут удовлетворить потребности. Не позволяли до спецоперации – не позволяют и сейчас.

Различные вариант капотных КамАЗов. Фото – Юрий Пашолок.

Бескапотные КамАЗы, по идее, должны были работать подальше от пресловутой линии боевого соприкосновения. Похоже, машины из Набережных Челнов намерены компенсировать нехватку «Уралов».

О том, что заводу в Миассе сейчас не до новинок (госзаказ бы выполнить), говорит отсутствие премьер на «Армии-2023» и перманентные кадровые проблемы на конвейере. Для решения последней проблемы уже неоднократно привлекались заключенные из ближайших колоний-поселений.

КамАЗ, наоборот, на выставке фонтанировал новинками, в том числе вариантами традиционных бескапотных машин. Только теперь решено напрочь забронировать кабины и защититься сеткой от дронов и кумулятивных боеприпасов. В ассортименте комплекты навесной брони, а также цельносваренные конструкции.

Должно было пройти полтора года спецоперации, прежде чем производители и заказчики решились забронировать военные грузовики. В некоторых вариантах получается неказисто и немногим лучше, чем сооружают бойцы в зоне СВО своими руками. Тем более, КамАЗ не самым лучшим образом подходит для монтажа бронезащиты – возраст кабины говорит о многом.

Не менее долгожданными, чем тяжелая «Мальва» и бронированные КамАЗы, является парочка: 120-мм самоходное орудие «Флокс» на шасси «Урала» и 82-мм миномет «Дрок», который примерил на себя КамАЗ-4386.

Известность получили и броневики «Спартак», один из которых несет на себе автоматическую пушку С-60. Во всех случаях промышленники реализуют конструкции, которые придумали еще несколько десятилетий назад. Сложно даже посчитать, сколько лет концепции «гантрака» с бронированной кабиной. Теперь вот есть АМН-590911 «Спартак».

Самоходный миномет «Дрок». Фото – Виталий Кузьмин.

В разнообразии колесных машин, которое, безусловно, радует, есть повод для недоумения. Где унификация?

Золотые времена Советской Армии, в которой выстроили четкую линейку транспортных средств, очевидно, забыты планировщиками армии. К спецоперации силовые структуры пришли с широкой гаммой моделей в штате. Особенно это касается отечественных MRAP.

От количества машин, сходных по назначению, но с почти полным отсутствием взаимозаменяемых узлов, рябит в глазах: «Патруль», «Тайфун-К», «Спартак», «Тайфун 4х4», З-СТС, «Федерал».

Несколько вопросов.

Настолько ли важно было создавать старшего брата для «Тигра»?

Речь о двухосных «Тайфуне-ВДВ» и «Тайфуне 4х4». Последние две машины оказались настолько дорогими и сложным, что вынужденная модернизация даже заставила сменить имя на «Титан». Отечественные инженеры нашли еще одну нишу и вклинили между «Тигром» и «Тайфуном 4х4» девятитонный «Атлет».

Подобное распыление сил и средств смотрится особенно удивительно, когда в спецоперации работают КамАЗы, блиндированные бревнами и кусками брони.

Бронировать кабины КамАЗа можно по-разному. Фото – Юрий Пашолок

Почему при таком внимании к тяжелой технике, так и не нашли замену морально устаревшим УАЗам?

Машины проверенные и заслуженные, но совершенно не приспособленые для нормального бронирования. «Малышей» на «Армии-2023» было много – «Сармат», «Стрела», а нижегородская «Швабе» вообще привезла бронепикап. Все хорошо, но вот база у него совсем не военная от «Нивы», а значит – долго с броней не проживет.

И это мы еще не говорим о дублировании некоторых машин на колесной и гусеничной базе. Например, на «Армии-2023» демонстрируются не первый год носители ПТУРов «Корнет» на платформе «Тайфун 4х4» и «Тигр». Сейчас к паре добавились гусеничные БТ-3Ф и «Корнет»-Д1. Первый на базе БМП-3, второй – на БМД-4. Совершенно сходные по решаемым задачам машины.

Зачем армии такое разнообразие, в общем-то, однотипных машин, остается загадкой. Фото – Юрий Пашолок и Виталий Кузьмин.

Отрадно, что хотя бы забыли на время про ущербную изначально идею боевых багги – открытых всем ветрам повозок. Потери от артиллерийского огня в спецоперации первичны, и «военным кабриолетам» здесь не место. Впрочем, это было понятно и до февраля прошлого года.

Куда расти дальше?

Прежде всего, стоит взглянуть на технику ВДВ. На гусеничные БМД и бронетранспортеры. В погоне за несбыточной, как оказалось, целью создания БМП для «крылатой гвардии» инженеры остановились на гусеничном ходу. Получилось как минимум очень дорого, хлопотно в бою и обслуживании.

Колесная платформа для перспективных БМД может решить множество проблем. Если, конечно, военное руководство не оставит в силе требования к десантированию с парашютами.

АВТОР:
Евгений Федоров
https://amp.topwar.ru/225540-s-bolshim-opozdaniem-rossijskaj...

Водовоз

Проходил мимо и увидел на двери кабины Камаза водовоза такие вот наклейки, на обратном пути заметил что на второй двери такие же. Спросил у водителя- покупает он или всё же выдают на предприятии? Оказалось что работает у них парень с художественными способностями который рисует и потом вырезает подобный трафарет. То есть чёрный рисунок вырезан и затем наклеен на оранжевую основу. Подошёл поближе, даже потрогал и увидел мелкие огрехи которые остаются если вырезать канцелярским ножом. Вот такие художества нас окружают.
Фото моё.

Автомобильные зарисовки

КамАЗ-54115 из металлического конструктора, проволоки, резины и картона

Хотел сэкономить...

Всё новое - это хорошо засранное новое или всё для людей, но людям так не надо

Езжу я на любимую работу ежедневно одним и тем же маршрутом вот уже не малое количество лет и привыкла и к сбоям расписания движения автобусов и к самим машинам, которые порой убиты до такого состояния, что и садится страшно, ах да, и к некоторым водителям , управляющим огромным автобусом, как гоночным болидом.

И вот настал тот самый день, когда стоя на остановке я заметила в далеке незнакомый новый транспорт. Вроде автобус, да и по расписанию должен быть мой, но едет это чудо. Вижу наверху светится знакомая цифра маршрута, ну думаю, вот это да, наконец-то обновили.

Для начала вот что ко мне подъехало:

Автобусы НЕФАЗ-5299-40-52 рассчитаны на 105 пассажиров, для 29 из них есть места для сидения. Для комфортного проезда в салонах установили кондиционеры, отопители, устройства для быстрой оплаты проезда и электронные указатели маршрутов. Техника адаптирована и для перевозки маломобильных людей. На протяжении всего маршрута ведется видеонаблюдение. Удобство и маневренность автобусу обеспечивает АКПП и независимая передняя подвеска, а безопасность — стальной каркас с композитными боковыми панелями.

Первая мысль: какой просторный автобус!И пахло внутри новым автомобилем и водитель сидит в закрытой стеклом кабине и сиденья новые чистые.

Прохожу в конец автобуса, сажусь и вижу вокруг себя вот это:

Недели ещё не проездил, а уже обгадили. Это кем же надо быть, чтобы додуматься есть воблу в автобусе, скидывая остатки прямо на пол.

Вывод не утешительный и очень печальный...Люди свиньи и как бы мы не хотели улучшений для нас, некоторая часть населения их просто не заслуживает.

И либо повышать тариф на проезд для нового транспорта, либо туда нужен ещё один сотрудник, который будет следить по камерам за пассажирами и их штрафовать!

С людьми иначе нельзя, вопрошать следовать правилам и пытаться внушить человеку совестливость практически невозможно. Либо жёсткие меры, либо продолжим жить вот в таком безобразии.

Беспилотные КАМАЗы начали регулярные перевозки грузов в Арктике по 140-км зимнику из автономного нефтепромысла к поселку Тазовский

05.05.2023 Компания «Газпром нефть» сообщила о запуске проекта по перевозке грузов беспилотным автомобильным транспортом. Первые беспилотные КАМАЗы вышли в рейсы в Арктике: на Восточно-Мессояхском месторождении, расположенном на Гыданском полуострове Ямало-Ненецкого автономного округа. Машины перевозят грузы по 140-километровому зимнику, соединяющему автономный нефтепромысел с поселком Тазовский. По мнению компании, применение беспилотного автотранспорта повысит эффективность логистики северных месторождений и увеличит объёмы поставок необходимого оборудования и материалов.

Безопасность беспилотных грузоперевозок обеспечивает навигационная спутниковая система, отмечает «Газпром нефть». Транспортные средства оснащены несколькими типами сенсоров, которые строят цифровую карту дорог, сканируют объекты во фронтальной зоне, распознают препятствия в радиусе 200 метров, фиксируют статичные и движущиеся объекты. Управление беспилотной колонной осуществляется с помощью российского программного обеспечения.

Мы создали необходимую инфраструктуру, совместно с разработчиками тестировали и дорабатывали беспилотные системы и сам транспорт, сформировали нормативно-правовую базу, провели обучение сотрудников. Сейчас мы начинаем новый этап. В 2023 году будем готовы предоставить услугу по обеспечению беспилотных перевозок не только «Газпром нефти», но и другим российским промышленным компаниям.

Дмитрий Потапов, генеральный директор «Газпромнефть-Снабжения»

Крик о помощи

Пишут продуктов и техники там на 20 лямов. Причем он наёмный водитель. Ещё там в 5км есть артель, где техника есть.

Повезло

Как отец коллеги в тюрьму сел

Дело было в Краснодаре. Отец у товарища работал водителем КАМАЗа. Нормальный мужик, рукастый, хозяйственный, выпивал только по праздникам.
Остановился он как то у озера на обочине недалеко от пляжа и пошел в кафе, перекусить да попить водички. Лето, жара весь пляж возле обочины заполнен отдыхающими. Покушав и отдохнув он сел в машину, запустил двигатель и тронулся. И переехал насмерть толстую тётку лет 50и. Та решила что от кабины падает отличная тень и легла прямо под неё. Её даже не смутил запустившийся двигатель. Из кабины мужику, естественно, было не видно что кто то улёгся под колёсами. Вызвал он скорую и ментов. И позже отправился на год в тюрьму. Суд постановил что он не убедился в безопасности перед началом движения.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2023


Мы в социальных сетях: