Старт гонки: 3 команды, 6 пилотов...
- "Формула-1" уже не та!
Эту фразу можно часто услышать от поклонников "королевских гонок". Ведь раньше это было соревнованием не только пилотов и технических команд, но и шинных компаний. В Формуле было два поставщика шин: Michelin и Bridgestone, и по накалу страстей это соревнование не уступало самим гонкам.
В 2005 году на этапе кубка в Индианаполисе наступил переломный момент, после которого гонки Формулы-1 в корне изменились.
Что произошло?
Инцидент произошел с командой "Panasonic Toyota Racing" и началось все с Ральфа Шумахера, который попал в аварию из-за лопнувшей шины Michelin. К счастью, Ральф не пострадал.
Техническая команда Мишлен отреагировала незамедлительно и дала рекомендации командам увеличить давление в задних шинах до окончания сессии. Именно это послужило сильнейшим катализатором для слухов о том, не скрывают ли что-то шинники, если столь незамедлительно дали свои рекомендации.
В срочном порядке команда проводит замену пилота и назначает Рикардо Зонта, которого постигает такая-же участь: болид вылетает с трассы после повреждения шины.
Рикардо Зонта покидает болид после схода с трека
По иронии судьбы именно в том сезоне вступило в силу новое правило - не менять шины по ходу гонки. Поэтому живучесть одного комплекта была ключом к победе.
Мишлен привозит новую партию шин. Но, естественно, без каких-либо модификаций. Времени катастрофически не хватает, поэтому французские специалисты не берутся гарантировать то, что шины выдержат 10 кругов, не говоря уже о том, что новые правила не позволяют менять шины вовсе.
Особенности трассы "Индианаполис"
Инцидент с Ральфом произошел на 13 повороте . Как видно из схемы, приведенной ниже, это последний и самый быстрый поворот.
Схема трассы «Индианаполис Мотор Спидвей»
Этот поворот был оборудован "бэнкингом" и именно это послужило одним их разрушающих для шин фактором.
Бэнкинг – это наклоненный внутрь поворота участок трассы. Он предназначен для увеличения скорости в повороте. При этом при его прохождении сильно возрастает боковая нагрузка на шины.
13-й поворот был действительно роковым для шин и вот почему:
Между Гран-При 2004 и 2005 годов на трассе была произведена замена полотна с применением новой "алмазной" шлифовки, характерной особенностью которой являются небольшие рифленые линии, оставляемые в процессе работ. Именно эти борозды оказывали повышенную нагрузку на шины не вдоль, как это задумывается, а поперек. Симулятор такого не покажет...
Пример покрытия с алмазной шлифовкой
Получается, Мишлен не умеют просчитывать нагрузки?
Не совсем...
Разрушенная от перегрузок шина Мишлен
Дело в том, что после смены полотна на «Индианаполис Мотор Спидвей» Мишлен не проводил реальных заездов, опираясь только на свой предыдущий опыт и компьютерное моделирование. Стечение таких факторов, как новое покрытие и конфигурация трассы давали такое сочетание нагрузок на шину, что на финальном, 13-м повороте, шина могла не выдержать и выйти из строя.
Дело было именно в практических знаниях и именно этой трассы. Bridgestone же в свою очередь этими знаниями располагал, так как совместно со своим брендом Firestone испытывал трассу после её обновления.
Что было предложено?
Все понимали, что проблема скорее всего кроется именно в 13-м повороте, и чтобы решить эту проблему и снизить нагрузку на шины FIA (международная автомобильная федерация) предложили разрешить смену шин, но это предложение было не принято командами, так как даже если представить, что они физически потянули бы такое количество пит-стопов, то необходимым количеством шин никто не располагал.
Проезд через пит-лейн для намеренного замедления участников на шинах Michelin также было отвергнуто командами.
Команды же вышли с предложением поставить "шикану" на 13-м повороте, в таком случае все участники проходили бы его на низкой скорости.
Шикана - последовательность тесных извивающихся поворотов на дороге, используется для принудительного замедления автомобилей.
Против установки шиканы уже выступали представители FIA. По их мнению, это было небезопасное сооружение для самого быстрого поворота и кроме того несправедливо по отношению к командам на Bridgestone.
Последствия
Не было никаких официальных объявлений, поэтому люди пришли в ожидании гонки, но после прогревочного круга все болиды на МИШЛЕН уехали в боксы. Разразилась бурная волна негодования, ведь на трассе осталось всего 6 болидов...
Разочарованные болельщики были возмущены сложившейся ситуацией
Результаты гонки в Индианаполисе. Источник: Wikipedia
Надо отдать должное руководству Мишлен, которое приняло решение компенсировать стоимость 20 000 билетов для посетителей.
Уже в конце следующего сезона Мишлен покинул королевские гонки, а в 2011 году F1 приняли четкое решение придти к монобренду, закончив тем самым шинный войны.
В итоговом зачете первые два места в 2005 году достались пилотам на шинах Michelin, третье место занял Михаэль Шумахер который одержал победу в гонке Индианаполиса на шинах Bridgestone.