Ещё один привет из детства

Доброго дня всем!

Как говорилось в одной передаче, пользуясь случаем, хочу передать привет и огромную благодарность, @SergApo за такой царский подарок, ну и мои извинения, за то что я так долго тянул с этим постом. Ну да ладно, это все лирика..

Итак.. сегодня нас в гостях, вот такой симпатичный джентльмен,родом из девяностых.

Мой первый принтер к ZX Spectrum

Вспомнилось.

После дембеля в ноябре 1986 году я, вместо того чтобы посвятить всё свое свободное время алкоголю и женщинам, по инициативе отца и не без его помощи собрал ZX Spectrum. Вариант, "Львов", так я сам оттуда, а отец даже принимал косвенное участие в его проектировании. Как раз в те годы, когда я сапогами стучал в Советской Армии. Если более точно, то ремонтировал и обслуживал телеграфные аппараты на командном пункте ПВО страны. Это присказка.

Прошел год. На дворе январь 1988 года после успешно сданной сессии. Общежитие в Зеленограде. Народ играет на моем ZX Spectrum. А кто не играет, обсуждает, что неплохо бы его применять не только для игрушек, но и еще для чего-то полезного. Например, для курсовых и дипломных проектов. Так как про TR-DOS мы в эти годы даже не слышали, а подключение дисковода к ZX Spectrum казалось фантастикой, то обсуждались способы, как бы перенести файл с кассеты на хотя бы ДВК-2, чтобы оттуда их распечатать. Купить принтер тогда тоже казалось фантастикой.

В процессе этих фантастических дискуссий я вспоминаю о том, как ремонтировал телеграфные аппараты в армии и мечтательно заявляю:

-- Ну хотя бы рулонный телеграфный аппарат где-то надыбать! Хотя бы древний и убогий T-63, который я наизусть знаю и точно смогу починить.

И вдруг я слышу ответ от соседа по комнате:

-- Так у меня на практике, на городской АТС, целая груда списанных рулонных телеграфных аппаратов валяется.

Ура! Есть цель, есть средства, нужен план. Хотя зачем студентам план? "Чего тут думать! Трясти надо!" (с) - если кто не знает этот анекдот, могу потом найти его.

Не теряя времени зря, одеваемся, и вдвоем едем на АТС. Благо, как выяснилось, на практику студентов туда пропускали по студенческому билету без всяких излишних пропусков.

Приехали на АТС. Без проблем прошли через проходную. На третьем этаже в тупичке-курилке на лестничной площадке я действительно наблюдаю груду рулонных телеграфных аппаратов. Мой наметанный взгляд механика телеграфных аппаратов сразу же выделяет в этой груде чудо советской техники - электронный рулонный телеграфный аппарат РТА-80 с семиигольчатой печатающей головкой. Глаза загораются огнем, тормоза, какие еще оставались, срывает полностью. Вытаскиваю его груды, убеждаюсь, что визуально все детали на месте, и говорю другу: -- Хватай, понесли!

Весит это чудо килограмм 30, ручек для переноски нет и одному его тащить совершенно несподручно. Друг в тихом ступоре спрашивает:

-- Как? Нас же не выпустят с ним!

-- Мне плевать, прорвемся! Хватай и пошли!

И вот два студента, надрываясь под тяжестью телеграфного аппарата, заботливо присыпанного пылью, пеплом, паутиной и даже немного окурками, направляются к проходной.

Дедушка на проходной, несмотря на мою морду кирпичом, выбегает навстречу:

-- Что выносите? Где документы?

Не долго думая, мы ставим эту байду на турникет, слегка намусорив от толчка вокруг и я спокойно заявляю:

-- Нас руководитель практики заставляет эту хрень тащить в институт. Если у Вас есть какие-то возражения, то мы с удовольствием оставим ее Вам тут, а сами пойдем с чистой совестью пить пиво!

Дедушка, быстро прикинув, что такой объект ему на турникете совершенно не нужен, а оттащить его куда-то он явно не в состоянии, бросился открывать калитку для выноса крупногабаритных предметов. Я сделал вид, что расстроился, однако, поблагодарил дедушку. И мы вдвоем потащили добытый телеграфный аппарат на улицу.

Для того, чтобы с ним нас пустили в автобус, пришлось его очистить снегом и вынуть все окурки. Но оно того стоило!

После доставки телеграфного аппарата в общежитие мы сначала обмыли приобретение пивом, и только на следующий день я принялся за диагностику. Блок питания оказался не просто дохлым, а сгоревшим. Последствия сгоревшего БП обнаружились на нескольких платах электроники. А так как электроника там было 561-ой серии, то дефектовать микросхемы даже смысла не было. Из двух десятков ключевых транзисторов, управляющих иголками и двумя шаговыми двигателями половина тоже приказала долго жить. Но вся механика была исправна, блок головок и двигатели тоже. С другой стороны, я даже не представляю, как их можно было спалить. Все же это была не хлипкая китайская техника, как сейчас, а советские громадные, тяжелые, но не убиваемые индуктивности и моторы.

Вердиктом почти всех присутствующих телеграфный аппарат РТА-80 был признан дохлым, не подлежащим восстановлению. Но я верил в него. И в себя.

Блок питания собрать удалось из подручных средств. Силовые транзисторы (уже не помню 814-е или 816-е) у меня в запасе были. И был ZX Spectrum, который вполне мог заменить своим процессором всю эту гору сгоревшей электроники. Пришлось спаять буферную схему и на ассемблере прописать управление обмотками шаговых двигателей, иголоками печатающей головки и считывание оптодатчиков положения роторов двигателей. При отладке быстро обнаружилось, что или у меня силовые транзисторы скоро закончатся, или надо буферную схему нагрузить так же функцией снятия напряжения с управляемых объектов 555-ым таймером. Когда это было сделано, разработка сразу пошла намного быстрее. И уже через пару дней я получил копию экрана на печати. Драйвер потом неоднократно дорабатывался, правились шрифты для него, оптимизировалась скорость печати. Но факт есть факт - из убитого РТА-80 я меньше чем за неделю сделал первый и еще несколько лет, единственный в общаге, принтер к ZX Spectrum!

Игра на ZX Spectrum

Забавный самоучитель из незапамятных времён.

Оформление обложки просто на "высоте"

А в конце книги реклама софта и анкета. Эх, было время

Сборник ZX spectrum

Собрал 37 тыщ. игр спектрума и нормально работающий эмулятор.

Все запаковано в рар - для распаковки нужно 1,8 гига .

Желаю вам приятных воспоминаний.

The Saboteur! (ZX Spectrum, 1985). История создания

Год выпуска: 1985
Платформа: ZX Spectrum
Автор: Clive Townsend
Издатель: Durell Software

Я впервые познакомился с этой игрой, когда мне было 9 лет. Дома на несколько дней поселился ZX Spectrum с катушечным магнитофоном и черно-белым телевизором. На бобинах были West Bank, Bomb Jack и The Saboteur! Играть никто толком не умел, а инструкции нам, понятно, доступны не были. Поэтому пройти «Саботёра» мы смогли только через несколько лет, когда загружали его уже с дискет.

Saboteur был творением одного человека, хотя в середине 80-х разработкой уже занимались целые команды, и стал хитом практически сразу после выпуска. Игра получила отличные отзывы в журналах, включая популярный Crash (1984-1992), и автору приходили восторженные письма фанатов.

Обзор в журнале Crash!

В 16 лет Клайв с другом делали первые шаги в программировании на ZX81 – перепечатывали листинги из журналов. Естественно, многие программы были с ошибками, поэтому приятелям приходилось самостоятельно изучать код и вносить правки. Клайв стал копить на собственный ZX81, но в итоге купил уже вышедший к тому времени Спектрум.
Одной из первых разработок Таунсенда была программа с картами Таро.

Фото из книги Клайва Таунсенда The Saboteur! Story

Программа была простой, но позволила овладеть логикой программирования и работой с графикой на Спекки. Клайв обратился к издателю Durell Software, где ему пообещали место разработчика, когда он закончит школу. В то время компанией руководил Роберт Уайт, и первым заданием новичка было доработать игру Death Pit для Spectrum.

Игра была «бродилкой» по лабиринтам с летучими мышами, мутантнами и затопленными коридорами. Вероятно, часть задумок были реализованы в Саботёре.

Уже тогда у Клайва были идеи игры, которые он пробовал в нерабочее время. В детстве он занимался карате и дзюдо, а в 70-х фанател от фильмов о Джеймсе Бонде. Поэтому в его голове созревала игра в стиле «ниндзя под соусом Бонда».

Когда Роберт Уайт увидел наброски того, что впоследствии стало Саботёром, он свернул задачу по Death Pit, и попросил Таунсенда сосредоточиться на своей игре про ниндзя. Игру Death Pit доработал Саймон Фрэнсис, но уже для Amstrad CPC.

Death Pit (CPC)

Игра Клайва отличалась продуманным сюжетом, в котором игрок превращается в наемника-ниндзя, нанятого для секретной миссии в огромном хорошо охраняемом комплексе.

Карта игры. Нам бы такую в детстве! А сами мы рисовали на листочках в клеточку…

Внутри этого здания находится диск с именами повстанцев. Его нужно украсть и сбежать на вертолете, расположенном на крыше.

Герою противостоят охранники, служебные псы и автоматические пушки. Изначально игра планировалась с плавным скроллингом экрана, но ограничения памяти и быстродействия не позволяли это реализовать. В итоге проблему решили простой сменой экранов.
В игре есть анимационные начало и конец – ниндзя прибывает на надувной лодке, и улетает на вертолете с крыши здания при успешном завершении миссии.

Начало игры

Клайв придумал конструктор комнат для экономии памяти, при этом сохранив хорошую детализацию помещений. Для реалистичность он выбрал масштаб: восемь пикселей равны одному футу, поэтому ниндзя получился около шести футов ростом. Монохромный облик героя упрощал работу с графикой.

48К памяти вносили и другие ограничения. Приходилось создавать и тестировать код по частям, загружая ассемблер, делать рабочие блоки, и сохранять для тестирования на кассеты. Игры того времени не баловали заставками и концовками, но Клайв по ходу разработки упростил некоторые помещения, чтобы сохранить анимацию в начале и в конце.

Концовка

Одной из «фишек» игры была регенерация здоровья. И это вносило дополнительную сложность, т.к. выполнить задание нужно было, пока не закончилось игровое время. Поэтому игрок сам решал, подождать и восстановить энергию или рискнуть продолжить свою миссию.

Кроме ударов руками и ногами можно использовать оружие — кирпичи, камни, “звёздочки”, и даже гранаты. Нести с собой можно только один предмет.

Для того, чтобы было интересно пройти игру снова, есть 9 уровней сложности. Меняется время, отведенное на выполнение миссии, число охранников и местонахождение бомбы. Дискета с информацией всегда находится на одном и том же месте. Кроме того, двери, которые игрок на первом уровне просто не замечает, с повышением сложности приходится открывать с помощью специальных пультов управления.

Экран с пультом управления

Процесс разработки был довольно медленным, поэтому на создание игры ушло около 12 месяцев.

Кассетный вкладыш к игре

Инструкция

Фанаты игры ждали продолжения, а Клайв вынашивал идеи новых игр про ниндзя. В 1987 году вышла Saboteur II: Avenging Angel, где главным героем была сестра ниндзя из первой части.

Фото из книги Клайва Таунсенда The Saboteur! Story

По сценарию второй части героя The Saboteur! обманули и убили его же наниматели. На дискете, которую он вынес из комплекса, была информация нового командного центра, принадлежащего диктатору (так написано в инструкции).

Здание охраняется роботами и пантерами. Задача за ограниченное время перепрограммировать ракету, отключить электрический забор и «свалить» — для этого нужно угнать мотоцикл и с разгона сломать ворота.

Игровой экран второй части

The Saboteur! занимает 55-е место в списке 100 лучших игр всех времен по версии журнала Your Sinclair.

За пару десятков лет вышло несколько римейков первой и второй частей, а оригиналы были портированы на Commodore 64 и другие платформы.

Поиск по имени создателя дает ссылки на несколько интервью и выступлений на конференциях геймеров. Мне попалась запись из Португалии. Там есть интересный момент по переводу Саботёра на языки Европы — приходилось использовать псевдографику для создания нужных шрифтов, что было мучительной болью.

Клайв Таунсенд собственной персоной

Кстати, у Клайва есть персональный сайт: http://www.clivetownsend.com/, где можно посмотреть его интервью, видеозаписи, и заказать иллюстрированную книгу об истории Саботёра, а также кружки, футболки и постеры.

Спустя 30 лет после выхода первой игры Клайв Таунсенд сделал целую линейку сиквелов и приквелов о Диверсанте.

В них изменилось все – анимация, графика, герои. Чередование экранов сменилось плавным скроллом. Игра как бы и с графикой привычного Спекки, но использует все современные навороты последних моделей.

Лучше один раз увидеть, чем читать:

А вы играли в Саботёр? Прошли?

Еще больше новостей и статей в нашем блоге Timeweb Cloud.

Как качественно поностальгировать по спектрумовским играм без обладания ZX Spectrum

Хочу рассказать о непопулярном, но, на мой взгляд, самом крутом эмуляторе ZX Spectrum.

Retro Virtual Machine создана талантливым испанцем и распространяется бесплатно. Эмулятор спектрума имеет:

- Визуализированную загрузку игр и программ с магнитофона с характерными звуками открывания крышки кассетника, нажатия механических кнопок и самого спектрумовского звука загрузки.

- Имитация ЭЛТ экрана с мерцанием, изогнутостью, “scanlines”, затемнением экрана по бокам и прочими эффектами. При этом, всё настраиваемо и реализовано отлично, относительно того, что я видел до этого.

- Мелочи вроде анимированного включения Спектрума, эффекта при нажатии кнопки Reset, даже наматывание плёнки в кассете анимировано реалистично. Эти мелочи помогают приблизить опыт работы с эмулятором к настоящему ZX Spectrum.

Для более полного погружения рекомендуется намочить ватку одеколоном и положить рядом с компьютером.

Записал небольшое видео, чтобы показать как выглядит работа с эмулятором.

Строим Пентагон

Доброго дня всем!

Потихоньку, приближаемся к завершению

эпопеи.

До первого включения, осталось совсем немного.

Как я компьютер ZX Spectrum "Ленинград" собирал

Всем привет! Появилось немного времени, чтобы позаниматься рукоблудием, поэтому было решено выполнить один из давних проектов - собрать компьютер своими руками. Для начала, мне понадобилась пустая печатная плата компьютера и детали.

Чтобы достать такую плату, я связался с одним из спектрумистов, который заказывал у китайцев данную модель. Так как присылают с завода в количестве не менее 5 штук, то у него возникли остатки, и одну штуку он переслал мне. Пока плата ехала, я насобирал в загашнике детали, и принялся паять. Вообще, положено сначала припаивать мелкие детали, и лишь затем - микросхемы. Однако, в данном случае я помещал микросхемы на плату по мере откапывания оных в различных ящиках, и поэтому припаивал, чтобы не потерялись.

Для отладки и сборки напечатал монтажную схему с известного сайта, где отмечал, какие детали исправны, а какие под подозрением.

Далее, настал черёд испытаний. Те, кто хоть раз собирал Спектрум, знают, что собрать его с первого раза практически нереально. Всегда после сборки плата содержит какие-то неисправности. В данном случае, перемычек из припоя там быть не может (всё-таки китайские технологии), но могут быть неисправны микросхемы, или присутствовать другие нарушения. Поэтому первое включение всегда таит в себе неожиданность. У меня нашёлся небольшой черно-белый монитор, и я подключил к нему свою плату. Получил следующую картину:

Как можно видеть, это явно не то, что должно быть. Однако, рамочка чёткая, пиксели ровные - значит, большая часть логики работает. Видеосигнал формируется.

Изначально я думал, что проблема в расхождении сигналов по времени. Однако, мне не с кем было проконсультироваться - пришлось выходить из ситуации своими силами и мозгами. Так как детали для компьютера были взяты невесть откуда, то перед установкой я проверял их на макетной плате. Из непроверенных деталей компьютера оставались: оперативка, процессор, память.

Исходя из того, что плата налаживается в несколько этапов, я вытащил процессор и память, оставив только оперативку. На картинку это не повлияло. Аппаратуры для проверки у меня не было. Тогда я придумал следующий способ (метод тыка): я вставлял по одной микросхеме ОЗУ из 8 в панельку, и смотрел, какая будет картинка. Получилось, что у шести микросхем при установке появляются вертикальные полосы, а у двух - горизонтальные. Я подумал, что две микросхемы неисправны. Заменить мне было не на что - комплект был только один. Стало понятно - надо заказывать. Оказалось, что микросхемы РУ5 ещё и не так просто купить, у меня ушло около 2 недель, но в конце концов я их купил (64кБ РУ5 по цене 2ГБ DDR3). Оказалось, что у всех купленных микросхем полоски тоже горизонтальные. Выходит, что из моего изначального комплекта было ИСПРАВНО только 2 штуки. Также я пропаял ножку, которая выдаёт сигнал INFV (DD35-10), чтобы появились пиксели.


Далее, я установил новые микросхемы и процессор. Матрас-матрас, ну покажись хоть раз

После замены ОЗУ картинка стала лучше. Все отклонения исчезли. Изначально матрас также у меня работал нестабильно. Оказалось, что проблема была в кабеле от блока питания - на нём терялось 0,5В, а при питании в 4,5В микросхемы уже включались не с первого раза. Замена кабеля решила проблему, и теперь при каждом включении компьютера появлялся матрас. Однако, чего-то не хватало: операционная система всё равно не запускалась. Значит, были ещё неисправности.

Мне пришлось изготовить тест-ПЗУ 256 байт (программа Улановского), для того, чтобы проверить ОЗУ на исправность. Вот, что показал данный тест:

Неисправность разрядов D5 и D6. Однако, при замене микросхем в панелях ОЗУ местами, неисправность не уходила. Было понятно следующее: либо проблема в шине D (шина данных), либо в шине MD (магистраль данных). Проверив данные шины и все точки соединения, я определил, что они полностью исправны. Почему же тогда ОЗУ не проходила тест? Оказывается, программа Улановского задействует не только ОЗУ, но и буфер DD32 (К555ИР22). Следовательно, подозрение пало на него. Хоть при изначальной проверке он был исправен (либо проверка проведена недостаточно тщательно), но после пайки оказалось, что у него выгорели разряды D1 и D2, и они всегда выдают высокий уровень, вне зависимости от того, что в них поступило.

Но у меня не оказалось такого буфера. А ждать ещё 2 недели одну микросхемку не хотелось. Покопавшись в загашнике глубже, нашлась невесть откуда взявшаяся 74HCT374. Эти микросхемы, по сути, братья, но есть отличия. Пришлось немного переделывать схему компьютера.

Как можно видеть из данной таблицы, микросхема 373 запоминает данные на шине на нисходящем фронте тактового сигнала, а 374 - на восходящем (в импульсном режиме). Следовательно, что нужно сделать? Инвертировать сигнал. Но даже не нужно добавлять какие-то дополнительные детали - на нашей плате данный сигнал уже есть в инвертированном виде.

Достаточно взять тактовый сигнал не с 3, а с 4 ножки, и мы получим нужный эффект. Временно поставил перемычку на плате (11 нога ИР23 - 4 нога DD34):

Ура, буковки появились:

Это ещё не полная настройка компьютера (как можно видеть, там есть небольшие дефекты), однако, если появляются буквы, значит, все основные узлы (ОЗУ, ЦПУ, ПЗУ, видеоформирователь) относительно исправны. Мне удалось предварительно наладить данный компьютер.


Всем спасибо, с вами был Kekovsky, 2023 г. возможно, выложу более подробный разбор по наладке на технические порталы, как будет время (т.к. тут сильно сокращённая версия).

Эльфы

P.S. на фото две модификации приставки. дампы всех картриджей - на сайте zxbyte.ru

Да что вы знаете о компьютерных играх?

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: