Увольнять надо не по ДИ, а по ИОТ.
Работал у нас водитель погрузчика по кличке Корявый. Корявым он был непросто так. В основном, конечно, корявил он с работодателем. Ну знаете, из таких, которым все должны. Ничего лишнего не сделаю, любую инициативу от руководство воспринимаю, как личную обиду, какие-то изменения считаю попыткой нарушить мои конституционные права и ТК РФ.
ТК РФ был для него источником вдохновения. Как и прочие отраслевые правила и нормы. Но в силу не очень высокого интеллекта, статьи из этих документов трактовались им достаточно вольно.
Помогала ему жена - какой-то заштатный юрист или подобный мелкий клерк в юридической конторе.
Сначала его корявость проявлялась в умеренных масштабах.
Фирма была небольшая. Технической службы по погрузчикам не было. Какие-то серьёзные поломки устранялись технарями, ответственными за оборудование, или наёмной организацией. Мелкие проблемы чинили сами ребята. Ну там, фильтр продуть, колесо поменять и т.д. Коллектив был дружный, с руководством жили в мире и согласии, все относились с пониманием.
Корявый, разумеется, делать это отказался. Причём очень демонстративно. Что-то произошло, он молча слезает с погрузчика и идёт в комнату отдыха, никому ничего не говоря. Пока уже руководитель не начинает его искать по всей территории.
Разъяснительная работа, что «ты хотя бы предупреждай, что у тебя случилось», результата не давали. Чел смотрел сквозь тебя и сыпал какими-то статьями, которые и близко не подходили к ситуации. Но ему, видимо казалось, что так он работодателя запугивает и ставит на место.
Дальше больше. Начались применяться какие-то нормы о длительности труда и отдыха, не подходящие к нашим условиям труда. Причём применялись они им в одностороннем порядке, никого не предупредив.
Затем пошли в ход такие манипуляции, как «я не буду возить по два паллета – это не по правилам».
Потом пришло ограничение скорости по минимальным нормам – чуть ли не в закрытых помещениях и на высоте, хотя работа была на улице. Никакая аргументация с цитированием реальных норм, как можно догадаться, не помогала.
Ну и конечно же – «Меня не учили, как надо грузить машины», «Покажите мне мою подпись» и т.д.
Вскоре коллектив начал с непониманием смотреть на руководство. Ещё бы! Зарплата одинаковая, а объём выполняемой работы совсем даже нет. Нужно было гнать Корявого в три шеи. Но как? Он же весь из себя юридически грамотный…
К счастью, работала у нас в кадрах бабулька-божий одуванчик. Уже очень на пенсии. Никогда её особо было не видно и не слышно. Но опыт за плечами чувствовался колоссальный и советские стройки-гиганты, и заводы, и перестройка… В общем пошёл я к ней.
Марья Семёновна меня выслушала и сказал фразу, которую помню до сих пор. «Увольнять нужно не по ДИ (должностные инструкции), а по ИОТ и ПБ (инструкции по охране труда и пожарной безопасности)» и расписала чёткий пошаговый алгоритм – какой документ за каким нужно оформлять.
Сначала чел решил поговорить по телефону во время съёма паллета из штабеля.
Потом покурил там, где не положено.
Не переодел защитную обувь, оставил ключ в погрузчике, прокатился на рохле, не подал сигнал при выезде из слепой зоны, поднял кого-то на вилах в кузов и т.д.
Всё это оформлялось в строгом соответствии с алгоритмом Марьи Семёновны.
Что-то заканчивалось предупреждением, что-то выговором, что-то беседой с оформлением.
Закономерно последовала жалоба в трудовую инспекцию и прокуратуру от Корявого. Прокуратура, ожидаемо, с этим разбираться на стала и также переправила жалобу в ТИ. Трудовая, естественно отреагировала и приехала с проверкой.
Разумеется, опыт Марьи Семёновны не оставил никаких шансов найти хоть какие-то нарушения в наших действиях. О чём и был составлен ответный отчёт на жалобу Корявого.
Хотелось бы написать, что парень после этого исправился и стал золотым работником, но нет. Пришлось его всё-таки выгнать.
На его место пришёл очень работящий водитель, который, впрочем, скоро подрался с одним из комплектовщиков.
Зато третий был просто огонёк))))