Недавно мы побывали в павильоне промышленности «Сделано нами» Минпромторга России.
Окунулись в увлекательное путешествие в прошлое, настоящее и будущее российской промышленности.
Приходи скорей - увидишь самые значимые достижения отечественного производства.
Павильон Е «Сделано нами» на ВДНХ
Что случилось?
ОЗОН запускает насильную утилизацию товаров на всех складах
16 августа ОЗОН предупредил селлеров о том, что со следующего дня меняет условия оферты. Все товары, не укладывающиеся в новую формулу оборачиваемости, будут через 14 дней добавлены в принудительную акцию со скидкой 95%. А затем, ещё через 7 дней, оставшиеся товары будут утилизированы за счёт селлера. Единственная возможность избежать этого – вывезти товары. При этом вывозить их предлагается со складов по всей РФ, включая Хабаровск и Калининград. Свободных слотов на вывоз товаров нет уже сейчас. Таким образом, вскоре десятки тысяч селлеров ОЗОН ждёт принудительная распродажа и утилизация их собственности.
Самое интересное в этой схеме: и распродажа, и утилизация будут производится за счёт селлеров. Таким образом, предприниматели лишатся не только продукции, но окажутся должны ОЗОНу огромные суммы денег.
Почему это важно?
Весь предыдущий год ОЗОН активно вынуждал селлеров разместить товары на своих складах. Использовались 3 основных способа.
Региональный склад (например, Нижний Новгород) объявляется складом федерального значения, откуда будут отправляться товары по всей России. Хранение на таком складе объявляется бесплатным. Селлеры активно заполняют этот склад, ведь преимущества очевидны. Как только склад заполнен, бесплатное хранение на данном складе отменяется, а федеральное значение склада снимается. Таким образом, на складах Нижнего Новгорода, Новороссийска, и т.д. зависали огромные запасы товара, за которые селлеры вынуждены платить ежемесячно. Переместить товар на другие склады ОЗОН невозможно. Вывоз товара платный. Причём отправить товар в Нижний Новгород можно хоть из Хабаровска, а вот забрать можно только лично (по доверенности) и только из Нижнего Новгорода. Ловушка захлопнулась.
Пару месяцев назад был введён индекс локализации. То есть, чем больше товаров селлер держит на региональных складах, тем меньше платит комиссию ОЗОН. А комиссии у ОЗОН большие, и перед введением такого правила комиссии ещё дополнительно увеличили. Естественно, продавцы бросились заполнять региональные склады. Ведь они не знали, что их ждёт дальше.
Ограничение продаж товаров стоимостью до 1000 р. (до 800 р., до 300 р., и т.д.). Если цена на товар меньше контрольной суммы (она постоянно меняется), то такой товар просто не видят покупатели в других регионах. Единственный способ продавать товар по всей РФ – это держать товар на складах по всей РФ. Так как контрольная сумма постоянно меняется, то селлеры вынуждены держать в регионах максимальный ассортимент.
Таким образом, ОЗОН вынудил большинство селлеров заполнить свои склады по всей России.
Но и это ещё не всё. Далеко не все продавцы отправили свои товары в Хабаровск и Калининград добровольно. Вишенка на торте – это система ВРЦ. Знакомьтесь: система, которая вместо селлера решает, на каком складе должен находится его товар. Эта «инновационная» идея ОЗОН уже не раз подвергалась критике, но продолжает функционировать. Суть в том, что если селлер самостоятельно выбирает склад для хранения товара, то для селлера отправка на данный склад будет платной. Но если продавец отгружает товар, доверяясь системе ВРЦ, то отправка на региональные склады бесплатна. Многие поверили «умной» системе ВРЦ, и они раскидала их товары по складам, где они зависли мёртвым грузом. А теперь ОЗОН прислал таким продавцам письма счастья с уведомлением об утилизации.
Почему мы считаем это неправильным?
На наш взгляд, данное решение ОЗОН является максимально недоработанным. Либо изначально преступным.
Прежде всего, никто не имеет права устанавливать цену на товар селлера, кроме самого селлера. Принудительные акции на маркетплейсах недопустимы, на это указывал ещё ФАС в известном споре с ВБ. Принудительная утилизация годного к продаже товара вообще находится за гранью разумного, и при некоторых условиях тянет на уголовный состав.
Кроме того, нужно помнить, что внесение существенных изменений в договор недопустимо в одностороннем порядке. Даже в публичную оферту. Существенное изменение договора – это такое изменение, зная о котором, противоположная сторона не стала бы заключать данный договор. Нельзя продать контрагенту БМВ, а затем пригнать Ладу Гранту на том основании, что это тоже автомобиль. Это основы ГК РФ.
Далее, в расчёте новой формулы оборачиваемости ОЗОН использует данные продаж за последние 60 дней. И что же это за дни? Летние месяцы, мёртвый сезон для 80% селлеров. Каким образом на основании анализа двух летних месяцев можно сделать вывод о продажах школьных тетрадей? Дождевых зонтов? Получается, что селлеры наполняли региональные склады (следуя настойчивым просьбам ОЗОН) в преддверии осенне-зимнего сезона, а теперь слышат, что их товар не продаётся. И должен быть продан с 95% скидкой либо утилизирован за их же счёт.
И наконец, у ОЗОН (в отличии от ВБ) нет системы возврата товара из региональных складов. То есть селлеры, следуя рекомендациям, отвозили свою продукцию на ближайший к ним пункт приёма, а затем товары отправлялись по всей РФ. Теперь же селлерам предлагают собирать свой товар по всем городам России самостоятельно и за свой счёт. Напомним, на вывоз дали 21 день. И свободных слотов на вывоз уже нет.
Зная о грядущих изменениях в формуле и о планируемых санкциях, ни один селлер не последовал бы призывам ОЗОН отправлять свои товары в регионы.
Что мы предлагаем?
Прежде всего, сообщать о подобных драматических изменениях в оферте следует за несколько месяцев до начала планируемых процедур. Ведь порой речь идёт о десятках тысяч единиц товара. Вы не можете целый год заставлять селлеров размещать товары на складах, а затем за несколько часов изменить условия работы и потребовать освободить склады за считанные дни.
Итак, мы требуем:
Отменить изменения в оферту в том виде, в котором они сейчас опубликованы.
Наладить систему обратной доставки товаров из региональных складов на ближайший к селлеру пункт выдачи. Как это сделано на том же ВБ.
Только после старта вышеупомянутой системы требовать обязательного вывоза товаров из региональных складов.
О новом старте формулы оборачиваемости сообщить селлерам минимум за 3 месяца, чтобы у селлеров была возможность распродать завезённый по старым правилам товар. Либо распространить действие формулы только на вновь ввозимые товары.
Ни о каких принудительных акциях со скидкой 95% и утилизации собственности селлеров не может быть и речи. Данные изменения оферты должны быть отменены безо всяких дополнительных условий и обсуждений.
Что мы просим у сообщества?
Мы больше не надеемся на адекватность поддержки ОЗОН. Более того, мы просим их даже не отвечать на данную статью в комментариях. Мы все люди, и все знаем, что такое добро и что такое зло. Как можно защищать правила, противоречащие базовым понятиям честности и справедливости? Понятно, что профессиональная этика не позволяет сотрудникам ОЗОН поддержать нас, но они могут хотя бы воздержаться от того, чтобы оправдывать экономический и правовой беспредел.
Нам нужны советы юристов, блогеров, журналистов. Тысячи предпринимателей могут лишиться своей собственности в ближайшие дни. Математика такова, что при принудительной распродаже со скидкой 95% селлеры всё равно заплатят за доставку, рекламу, возвраты и хранение каждого SKU. Сумма этих расходов будет выше цены продажи. Таким образом, каждый товар, проданный на такой распродаже, загоняет селлера в минус, в долги перед ОЗОН.
Нам нужны советы тех, кто боролся с беспределом ВБ. Свободных слотов на вывоз товара с региональных складов ОЗОН уже нет, а это значит, что товары селлеров будут принудительно утилизированы. Это беспрецедентная попытка нарушения прав собственности предпринимателей не должна остаться незамеченной. Сегодня это коснулось нас, завтра это коснётся и вас.
Мы уже создали петицию на Change.org, мы отправляем обращения в Администрацию Президента РФ, в Прокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу.
Мы просим донести эту информацию до журналистов, лидеров мнений, государственных чиновников. ОЗОН либо не до конца понимает, что делает, либо сознательно идёт на преступление. Если ОЗОН намеренно заманил селлеров на региональные склады, чтобы затем присвоить их товары по бросовой цене и в результате так называемой «утилизации» - мы имеем дело с мошенничеством в особо крупных размерах.
Данная инициатива ОЗОН потенциально разорит тысячи предпринимателей и убьёт тысячи бизнесов. Зачем это делает компания, головной структурой которой является кипрский оффшор, мы не до конца понимаем. Но мы считаем, что данная инициатива несвоевременна, не продумана и по сути является объявлением войны российским предпринимателям. Последствия данного шага будут катастрофическими для репутации ОЗОН и для состояния российского малого бизнеса.
Остановите ОЗОН.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выступило против законопроекта депутатов, который требовал от торговли обозначать стоимость продуктов за круглую единицу меры — 1 л или 1 кг. Об этом сообщает газета «Известия». (https://iz.ru/1557693/evgeniia-pertceva/proshlis-mimo-minpro...)
«В таком случае торговля столкнется с серьезными расходами для пересчета, что отразится на ценах. Ведомство раскритиковало предложение парламентариев в своем письме в Государственно-правовое управление президента», — приводит газета информацию Минпромторга.
В министерстве отметили, что от проекта стоит отказаться, поскольку есть продукты, для которых такой подход вообще неактуален. В частности, имеется ввиду чай, кофе, чипсы и другие.
https://gazeta.ru/business/news/2023/08/14/21065918.shtml
Многие уже забыли, но в 2019 Мосгортранс отменил достаточно выгодные проездные единые билеты 20 и 40 поездок и на 7 суток. С мотивировкой - "Не пользуются спросом".
Всё бы хорошо и я бы возможно даже понял несчастного производителя этих проездных, которые "не пользуются спросом", если бы Мосгортранс нес расходы на производство непродающегося товара. Но только билеты эти - электронные. Всех расходов - написать прайс-лист и повесить в кассе.
Так что не в "дополнительных затратах" дело.
Минпромторг сформировал негативную позицию относительно законопроекта о так называемой честной цене. Речь идет о поправках в закон «О защите прав потребителей». Проект требует от торговли указывать на ценнике стоимость продукции за округленную единицу веса или объема — 1 л или 1 кг.
Проект должен защитить покупателей от производителей, которые сокращают упаковку, но не меняют стоимость товара. Документ подготовил и в начале июня внес в Госдуму вице-спикер ГД Борис Чернышов.
Министерство промышленности и торговли раскритиковало документ, сказано в его письме в Государственно-правовое управление (ГПУ) президента. «Известия» ознакомились с ним. Фактически предлагаемое регулирование возлагает на розницу обязанность производить расчеты стоимости 1 кг или 1 л продукции, выкладка товаров и подготовка ценников подорожают, сказано в нем. Процесс должен быть автоматизирован, а значит, возникнут новые издержки на модернизацию учетных систем, что также заложат в конечную стоимость товаров.
Плюс к этому в ассортименте магазинов есть продукция, цена которой за 1 кг или 1 л не нужна потребителю, напомнил Минпромторг. Например, это кофе, чай, конфеты, жевательная резинка, чипсы и другое. Это усложнит восприятие стоимости таких товаров, предполагает регулятор. Это также следует учитывать, уверены в министерстве. Законопроект же не делает исключения для отдельных категорий товаров.
В итоге новая обязанность продавцов усложнит бизнес-процессы и, как следствие, спровоцирует рост цен на потребительском рынке: компании «будут перекладывать возникшие издержки на потребителей», сказано в документе министерства.
«На основании вышеизложенного Минпромторг не поддерживает законопроект», отмечено в письме ведомства. Вместе с тем Минпромторг предлагает ввести единый стандарт фасовки, для того чтобы покупателям было легче сравнить цены на аналогичные товары разного объема или веса.
В итоге новая обязанность продавцов усложнит бизнес-процессы и, как следствие, спровоцирует рост цен на потребительском рынке: компании «будут перекладывать возникшие издержки на потребителей», сказано в документе министерства (Известия).
Минпромторг РФ выступил против законопроекта, по которому магазины должны бы были указывать цены за один килограмм или литр.
В ведомстве отметили, что в результате возросших трудозатрат подорожает выкладка товара и подготовка ценников, а модернизация учетных систем вызовет новые издержки. Кроме того, в Минпромторге указали, что стоимость ряда товаров за килограмм или литр не нужна потребителю.
https://www.vedomosti.ru/business/news/2023/08/14/989908-min...
Согласен с ними! Ужасно, когда указывают цену за литр, например. Что непонятного в ценнике 70₽ за 840 мл?!