Хасанова Дж. «Добьюсь всего сам». 2021 г. Масло, холст.
"Трутни" (1949)
Художнице Р. Д. Зеньковой, работавшей в стиле соцреализма, удавалось избежать в своих картинах пафоса и «казенщины», а этим могут похвастаться далеко не все ее современники. Она писала и мирную жизнь страны, и войну, о которой знала не понаслышке, ведь и сама она была снайпером.
Раиса Дмитриевна Зенькова родилась 31 мая 1919 года в селе Графское Приморской области. Еще в школе она увлеклась рисованием, поэтому поступила в Благовещенское художественно-педагогическое училище. В 1938 году после выпуска она по распределению год проработала в школе деревни Лесозаводская Приморской области. С 1938 года Зенькова принимала активное участие в различных выставках. В 1939 году молодая художница переехала с Дальнего Востока в Ленинград, где в 1940 году поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Однако после первого курса она ушла добровольцем на фронт. Сначала она была медсестрой, затем снайпером в 13-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта. За время службы она отправила к праотцам 18 немцев и имела боевые награды. В 1944 году она вернулась в Ленинград, где продолжила учебу. Ее наставниками были А. Д. Зайцев и П. П. Белоусов.
"На освобожденной земле" (1949)
В 1949 году Зенькова окончила институт, который к тому моменту был реорганизован и получил имя Репина. «На освобожденной земле» - ее дипломная работа. В 1949 году она стала членом Ленинградского Союза советских художников, в котором состояла вплоть до 1952 года. Также она сотрудничала с «Ленизо» (кооперативное товарищество ленинградских художников, существовало в Ленинграде с 1929 по 1954 год).
"Юные радиолюбители" (1950-е)
В 1952 году Зенькова переехала в Москву, где была принята в члены Московского Союза советских художников. В 1977 году она удостоилась звания Заслуженного художника РСФСР. Писала она преимущественно исторические картины, а также жанровые сцены, реже портреты и натюрморты. Самые известные работы: «А. В. Суворов в Кончанском» (1950), «Весёлая радиопередача» (1951), «Трутни» (1954), «Юные радиолюбители» (1950-е), «Парад красногвардейцев» (1959), «Лимон» (1959), «Смена отважным» (1961), «Космонавты» (1963), «Всемирный конгресс женщин в Москве» (1964), «С. Ковпак и П. Вершигора» (1967), «Парад красногвардейцев» (1969), «Во фронтовом лесу» (1971), «Виноград» (1972)‚ «На переднем крае» (1973), «Разведчики» (1974), «Корзина с овощами» (1974), «У костра» (1975), «Тыква» (1975). О частной жизни художницы, к сожалению, информации нигде нет. Умерла она в 1992 году.
Другие работы автора
"Веселая передача" (1952)
****************************
"Детский праздник" (1955)
*******************
"II Всесоюзный съезд колхозников" (1953)
************************
"Всемирный конгресс женщин" (1965)
***************************
"Разведчики" (1974)
**************************
"Привал" (1975)
Картина «Прорыв блокады» , государственный Русский музей. Художники Серов, Серебряный и Казанцев запечатлели кульминационный эпизод операции «Искра», когда в 9 часов 30 минут 18 января 1943 года в районе рабочих поселков № 1 и № 5 встретились наши войска. Картину написали за месяц и показали 23 февраля 1943 года на выставке к 25 годовщине Красной Армии.
К памятной дате статья директора Военного музея Карельского перешейка Баира Иринчеева.
Операция «Искра»
Ленинградцы ждали этого дня с сентября 1941 года – почти полтора года. Авианалёты, артиллерийские обстрелы, голод, морозы, коллапс всех городских служб в конце 1941 года – вот что пришлось пережить ленинградцам за эти тяжёлые месяцы.
Дорога Жизни – ледовая, водная и воздушная трасса, спасшая город Ленина, всё же не могла в полной мере обеспечить объём перевозок, необходимый для нормального функционирования города, военных заводов и накопления сил, достаточных для успешных военных операций. В связи с этим восстановление железнодорожной связи Ленинграда со страной оставалось делом крайней важности.
Операция «Искра» стала пятой по счёту попыткой прорыва блокады – и первой успешной.
Всю осень и начало зимы 1942 года Ладожская военная флотилия возила в город боеприпасы, вооружение и пополнение. Операции предшествовала тщательная разведка позиций противника и скрупулёзная боевая подготовка. Ленинградскому фронту предстояло форсировать Неву по льду – до этого подобную операцию с большими потерями проводила лишь 2-я Ударная армия, на льду замёрзшего Волхова в январе 1942 года.
Волховскому фронту предстояло наступать по торфяным болотам, штурмуя сильно укреплённые руины Рабочих посёлков. Впервые два фронта наносили удар по противнику одновременно снаружи и изнутри кольца блокады.
12 января 1943 года операция началась громом сотен советских орудий. В конце артиллерийской подготовки, во время залпа «Катюш», воины 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта молниеносно пересекли Неву под звуки советского гимна – «Русской Марсельезы» и захватили обширный плацдарм на левом берегу Невы. Сложнее была обстановка на Волховском фронте. Там наши войска продвигались значительно медленнее, встретив сильное сопротивление.
Противник быстро оправился от первого шока. Путь в 15 километров, которые отделяли ленинградцев от волховчан, пришлось пробивать шесть суток с ожесточёнными боями. Только 18 января 1943 года наши войска соединились в районе Рабочих Посёлков №1 и №5.
Вечером о прорыве блокады было объявлено по радио. Радости ленинградцев не было предела – прямой эфир продолжался до поздней ночи, люди собирались на стихийные митинги, обнимались и плакали на улицах… В этот вечер ленинградские художники поклялись создать батальное полотно, прославляющее подвиг Красной Армии в операции «Искра» к 23 февраля. Полотно «Прорыв блокады Ленинграда» (другое название – «18 января 1943 года») площадью 20 квадратных метров они написали за пять суток.
На фронте же бои не утихали. Началась вторая фаза операции. Советские войска развернули боевые порядки фронтом на юг и продолжили наступление на Синявино и Мгу, чтобы освободить железнодорожную ветку в Ленинград. Но на их пути неприступной стеной встали Синявинские высоты – крайне выгодная, господствующая над торфяниками цепь высот. Взять их не удалось. К концу января 1943 года операция «Искра» была свёрнута в связи с высокими потерями.
Через коридор, пробитый на Большую землю, за рекордные две недели была построена временная железнодорожная ветка, названная «Дорогой Победы». Несмотря на опасность её эксплуатации под огнём артиллерии противника, Дорога Победы позволила значительно нарастить объёмы перевозок Ленинград и накопить достаточные ресурсы для полного снятия блокады в январе 1944 года.
В начале 1944 года немецкие войска, державшие город в блокаде, были изгнаны в Прибалтику и к весне 1945 года окружены в Курляндии. После безоговорочной капитуляции Германии они сдались в плен советским воинским частям, которые прорвали блокаду в ходе операции «Искра».
Баир Иринчеев
Взято из паблика "Цифровая история": https://m.vk.com/wall-144904445_591308
31 октября 1946 года родился Валентин Васильевич Иванов - художник-монументалист.
Я как поклонник советского искусства, не мог пройти мимо такой новости:)