Физиология

Когда на улице холодно

Беременность это тяжкий труд

Правда ли, что мозг человека работает всего на 5%?

Нет, неправда. ЛЛ, спасибо за внимание :)

На самом деле, смысл в другом. Про 5% (иногда 10%) - какая-то распространённая и ошибочная идея. Часто её используют, чтобы развить фантастические планы типа "А вот когда научимся использовать мозг на 100%, будем говорить на сотне языков, и даже владеть телекинезом"... Не-а, не будем. Если у людей мозг будет задействовать хотя бы 25% своих нейронов одномоментно - человечество забьётся в массовом приступе эпилепсии. Больше - хуже.

Никакая задача у мозга не требует работы всех нейронов. Когда мы выполняем какую-то задачу, у нас работают нейроны, которые взяли на себя её решение (и это не 100%, и даже не 5%). Так вот в этот момент большинство остальных нейронов должно "молчать", не мешать. Если начнут работать и другие - это ухудшит работу тех нейронов, которые взяли на себя решение задачи. Мы все знаем, что бывает при одновременной работе большого количества нейронов. Начинают путаться мысли, концентрация внимания теряется и т.п. Это бывает из-за усталости, ментального перенапряжения, бессонницы и т.п. Ну, знакомое же состояние, правда? А слышали ещё про "запредельное торможение"? Это когда мозг перегрузили разными задачами, и он просто отказывается часть из них выполнять. Слышали про "яркий свет лампы в глаза" при допросе у следователя? Тот же смысл: загрузить работой много нейронов, и тогда та часть, которая занималась придумыванием лжи (очень ресурсозатратный процесс для мозга) начинает сбоить.

В общем, бороться надо не за использование 100% нейронов мозга. Бороться надо за то, чтобы они не мешали друг другу. Для этого есть отличный способ (ну, кроме адекватного режима труда и отдыха): смена активности. Мы все часто слышим: "Смена занятия - лучший отдых". Иногда это даже раздражает, особенно когда говорят "вот решили на работе одну задачу, а теперь смена занятия - считаем другую". Беситбеситбесит, да? А потому, что менять надо умственную активность на физическую, и наоборот. Подробности нужны? )

Пишу на "Злобном мракоборце", этот текст оттуда.

Как избежать снижения умственных способностей с возрастом? Пять простых действий

...причём большинство их так или иначе знает. Но не делает. А почему бы и не поделать? А хз, лень наверное.

Приветствую! Вопрос, конечно, очень общий - причин у нарушения умственных способностей может быть много. Давайте упростим вопрос до предела (но без антинаучных искажений). В обычном, стандартном (и упрощённом!!!) случае речь чаще всего идёт о снижении числа нейронных связей в мозге. Нейроны - это клетки нервной системы. Их базовая характеристика - способность связываться друг с другом, чтобы нервный импульс мог проходить от одного нейрона к следующему, и так далее. Так вот, наша задача - не допустить, чтобы нейронных связей стало сильно меньше.

Сейчас могут набежать т.н. "ноотропщики", люди, которые занимаются "биохакингом мозга" (в частности, употреблением разрешённых, но без безупречно доказанной эффективности в этих целях, препаратов). Они могут подробно расписать, какие таблетки и в каком количестве есть, чтобы быть сильным, смелым, добрым, вроде Кука умным и активным, и не растерять эти качества с возрастом. И заодно популярно объяснить мне, как сильно я заблуждаюсь, и что <название препарата> вот точно помогает. Пишите, я не против. Интересно почитать, что там нынче в тренде у "биохакеров".

Я уже говорила: меня не устраивают т.н. "расстрельные списки препаратов", где ноотропы, в частности, безапелляционно объявлены "фуфломицинами" (мол, нет доказательств - значит, пустышки), что в целом спорно. Но рассказы ноотропщиков формата "пью <название препарата> и чувствую, как оно прямо попёрло" меня не устраивают тоже. Здесь всё дело-то в другом. Советов по поиску волшебной пилюли я не дам потому, что нужны не пилюли. В этом вопросе нужно действовать иначе. Мозгу нужны упражнения. Точнее даже так: мозгу нужны действия. Нужно, чтобы он работал, постоянно и разнопланово.

Какие действия? Что надо делать? Может, питание какое-нибудь? Витамины?

Пить и есть надо всё, что полагается в рамках сбалансированного рациона питания. Дело и не в этом. Ягоды годжи и прочие нетривиальные продукты не причём. Просто надо... думать. Вести активнейшую мыслительную работу. Я недавно писала пару слов о нейрофизиологической пользе чтения книг. Так вот: читайте!!! Чтение - это феноменальный способ сохранить здоровую когнитивистику на долгие годы. Это - раз.

Два: решайте разнообразные задачи. И по математике-физике-химии, и в других направлениях: разгадывайте головоломки, играйте с кроссвордами и судоку, обдумывайте загадки и ребусы и т.п. Отдельно подчеркну: сам процесс решения - важнее получения правильного ответа (это на случай, если всё решается неверно). У кроссвордов есть критики, их контраргумент - однотипное действие, не пойдёт, мол. Это не совсем верно. Да, разноплановые задачи лучше. Но и у кроссвордов потенциал неплохой.

Три: учите стихи наизусть. (Вот сейчас наконец-то что-то неожиданное сказала, да? Про книжки и головоломки вы-то наверняка уже знали). Не то, что вы уже учили когда-то в школе, а что-то новое. Да, песни тоже подойдут.

Четыре: учите/вспоминайте/повторяйте языки. Разнообразные упражнения с неродным языком - это тоже невероятно здорово тренирует мозг.

Пять: физическая активность. Как ни крути, придётся отрывать тухес от мягкого дивана. И это для мозга, именно для него! Так уж вышло, что именно чередование физической и умственной активности даёт больше плюшек для мозга, чем только умственная активность. Особенно хороши всякие упражнения на координацию движений.

Конечно было бы намного проще просто поесть каких-нибудь чудесных таблеток, чем выполнять эти пять пунктов, да? :D Ну, простите, ноотропщики. Тренировать мозг надо вот таким путём. Эти упражнения, эти действия реально простые: никто ведь не требует освоить китайский язык к концу месяца или пересказать свежепрочитанный роман. В этом контексте не важно, что автор хотел сказать синими занавесками. Главное - что вы эти занавески, как и ещё миллион прочитанных деталей, обработали и сгенерировали воображением.

Объяснение эффективности вышеперечисленного, в общем-то, простое. Для разных видов активности мы задействуем разные нейроны. Чем больше разнообразных задач (в глобальном смысле. Т.е. достать левой рукой правое ухо - это тоже задача, двигательная и координационная) мы решаем, тем больше нейронных связей будет построено. А у этих связей есть интересная особенность: они как бы поддерживают друг друга. Вы с этой особенностью сталкиваетесь регулярно, просто не замечаете. Ну, например: идёте по бульвару, а там розы цветут. Вы вдохнули аромат и вдруг вспомнили лицо мальчика, который вам подарил вовсе не розы, а ромашки в пятом классе (или лицо девочки, которой вы дарили цветы). Произошло это совершенно неожиданно: уж столько лет-то прошло, и вдруг память подкинула воспоминание. А всё почему? Разные нейропроцессы сработали в связке, один поддержал другой.

Теперь - к вопросу "а сколько этого надо делать". Мы все любим готовые рецепты, верно же? Идеально было бы получить чёткую программу действий вида: "Понедельник, с 18 до 19, читать книжку. Вторник, с 17 до 18 - учить наизусть песню" и т.п. В общем, никаких "добавьте соль по вкусу", лучше скажите, сколько её в граммах? Понимаю, сама такая. Но универсальной инструкции быть не может: люди-то все разные, с разным образом жизни, режимом труда и отдыха и т.п. Скажу так: было бы неплохо уделять чтению хотя бы полчаса-час в день. Задачам с головоломками - тоже столько же. Стихи или песни: каждую неделю один новый стих/песня наизусть. Занятия языками - 1-2 часа в неделю (если вдруг возникла цель реально выучить новый язык - этого, разумеется, мало). Наконец, физическая активность: два раза в день по полчаса. Тоже с припиской "хотя бы так". Нормально? Если есть возможность уделять этим занятиям больше времени - на здоровье!

А вот ещё бывают приложения на телефон. "Тренирующие мозг". Ну там, выбрать все одинаковые фигурки, отметить слово "КРАСНЫЙ", написанное синим шрифтом, и т.п. Они полезны?

Полезны. Но немного для другого. Скажем так, это - тренировка мозга на краткосрочную перспективу. Пользуйтесь, тоже дело хорошее.

Пишу на "Злобном мракоборце". Текст мой, тег - моё. Вопрос к читателям: как лучше писать, с бОльшим числом научных деталей (термины, ссылки и т.п.) или с меньшим? Или такого же уровня сложности придерживаться?

И как только эти дни не называют

Занимательная радиография

Человек в невесомости

Одно из физиологических изменений, происходящих в невесомости, заключается в том, что жидкости, включая, естественно, кровь, распределяются по телу равномернее.


Лодыжки, бедра и талия становятся тоньше, а грудная клетка и бюсты у женщин — больше. Кстати, лицо тоже распухает.

Доходчиво объяснил

Ответ на пост «Не нужны уроки сексуального воспитания в школах, пусть, но хотя бы анатомию и физиологию нормально объясняйте»

Окончил школу в 2001, так что не помню уже в каком это классе было. Но хорошо запомнил случай:
У нас учитель по биологии была набожной. Когда что-то рассказывала, она могла приплести религию. В духе: «дети, знаете почему у насекомых 6 лап? Вспомните на какой день Бог создал животных». 🤦🏼‍♂️
Ну а когда мы должны были перейти к изучению анатомии человека она вообще сказала: «я не буду вам это все рассказывать, изучайте всё самостоятельно дома». Понятно, что никто ничего не читал, так- пролистали в лучшем случае.🤷🏻‍♂️

Рекомендуем
@piyPiy
@W1Ld
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: