Итак, вы созрели купить гитару. Или бас-гитару. Вы сами по себе человек небогатый, или просто умеете считать деньги. Вы понимаете, что это ваш первый музыкальный инструмент. Вы как взрослый человек отдаёте себе отчёт, что возможно гитара вам "не зайдёт", быстро наскучит, само по себе занятие не зацепит. Или например гитара покупается любимому детёнышу - он может её забросить через месяц. И куда её?...
И тут вы понимаете, что можно взять гитару "с рук", сэкономить деньги, а если вы разбираетесь в теме - то, вполне вероятно, и выхватить старую модель, которая с производства давно снята, по текущему рынку оценена весьма скромно, но уверенно надирает современных конкурентов классом (и ценой) выше.
Такая история очень долго держалась с гитарами Yamaha серии RGX - на среднюю линейку типа 512-520 ценник оставался стабильно на уровне 6.000-8.000 аж до 2012 года. Взять за 200 долларов гитару японской сборки, которой уже 20 лет - то есть все проблемы, которые у этого конкретного экземпляра могли вылезти, уже вылезли - которая при этом очень неплохо оснащена...
В общем, "вторичка" будет актуальна во все времена. Но она несёт в себе и определенные риски. Самый большой из них - купить откровенный "самопал", который пытаются продать как дорогой бренд. На специальных форумах живут и по сей день легендарные топики с названиями типа "барыги с авито". И это большое благо. Помимо того, что вы можете самостоятельно изучить интересующую вас модель, ее историю - по каждому конкретному экземпляру на сайтах продажи "с рук" вы можете попросить консультацию в сообществе. Опять же, есть продавцы, которые много лет торгуют бэушными инструментами, и их репутация их кормит - в сообществе их знают. Наверняка вам кого-то порекомендуют.
Второй момент, с которым приходится иной раз сталкиваться при покупке инструмента на вторичке - это состояние самого инструмента. А точнее, до какого состояния его довели.
Маленькая ремарка. Я не занимаюсь продажей музыкальных инструментов с целью получения прибыли. Я на них играю. Иногда случается так, что инструментов у меня скапливается неожиданно много. Тогда муж заботливо берёт меня за руку, смотрит мне в глаза и своим бархатным голосом с характерной хрипотцой спрашивает: ты их солить будешь?
То есть никакой финансовой выгоды я из продажи гитар не извлекаю, и топить конкурентов мне просто незачем.
Поэтому следующий пример будет взят с известного зарубежного сайта по торговле музыкальными инструментами и оборудованием.
И дело не в том, что продавец выставил не вполне адекватный ценник.
Итак, у нас есть старый, добротный Edwards E-FR110B. Инструмент, выпускавшийся для внутреннего японского рынка где-то в начале 2000ых. Продавец хочет за него 900 евросиньев, максимально наивно полагая, что нам с вами при рождении был трансплантирован мозг от мороженой Магаданской креветки, и навыки поиска информации у нас отсутствуют.
Каталожная цена такого нового инструмента составляла 700-800 евро. Здесь же нам предлагают б/у экземпляр за 900.
Благословенны живущие на Дальнем востоке, ибо этих Эдвардсов у них - царствие. И по вменяемым ценам, что немаловажно.
Нет, я все понимаю - доставка, пошлина... Но, но, но...
Предлагаемый экземпляр был обезлажен. Кто-то взял напильник, и недрогнувшей рукой сточил лады, аж по самую накладку. К слову, накладка здесь - из черного дерева, эта порода из очень плотных деревях. То есть высверливать останки ладов, закатывать туда новые лады - будет настоящим вызовом даже для опытного мастера.
Для сравнения, эта же модель, но без насилия, с живыми ладами - выглядит так:
И надо отдать должное безвестному кому-то с напильником - он их всё таки сточил. Он их не выдернул. Потому что некоторые умельцы таки выдергивают лады. И накладка (вот эта деревяшка на грифе, с ладами) - бывает, даёт трещину. У меня был опыт насыщенной личной жизни с бас-гитарой, прошедшей через руки подобных горе-мастеров, с трещиной на накладке в районе верхних (12-16) ладов. Скажу честно, приключение не для слабонервных.
Второй момент, которым мало кто озадачивается, лишая бас-гитару ладов - это струны. Характерный контрабасовый гнусавый "пум" достигается не только за счёт гладкого как коленка гламурной дивы грифа. Безладовый гриф в первую очередь предполагает использование струн с плоской обмоткой, т. н. Flatwound.
Я не знаю, насколько будет заметна на глаз разница для неподготовленного читателя. Но вот тут у нас слева струна с круглой, а справа - плоской обмоткой:
Лучше всего разница ощущается на ощупь. Если провести подушечкой пальца по струне - плоская струна будет почти гладкая (почти - Rotosound применяет никель-медный сплав, и оставляет небольшой едва различимый профиль на витках; стальные Фендер, и, например Ла Белла - ощущаются как полностью гладкие). Струна с круглой обмоткой витками этой самой обмотки попытается вас поцарапать. Впрочем, без особых успехов.
И вот самое печальное - то, что многие желающие играть на безладовом басу, таки ставят на него круглые струны. И на дереве витки круглой обмотки начинают работать как абразив.
То есть нашему экземпляру понадобится еще и диагностика накладки, и вполне возможно - её шлифовка.
Почему я так подробно останавливаюсь на дереве? Потому что поменять электронику - да, может стоить серьезных денег, но это несоизмеримо проще, чем пытаться исправить проблемы по дереву. Некоторые проблемы - например, если гриф закрутит винтом - исправляются очень тяжко, в иногда и исправить нет возможности.
Напоследок байка из кейса (склепа у меня нет, простите).
Репетируем в студии, перерыв. Я: лезу в кейс, достаю комплект новых струн, начинаю "переобувать" свою бас-гитару. Заходят наши мужики.
- А чего ты струны меняешь?
Пауза. Бурный и продолжительный хохот.
Небольшой Ф.А.К. по итогу.
- У меня обычный бас с ладами, могу ли я поставить на него плоские струны?
- Чем отличаются плоские струны от круглых?
Верхов очень мало. Нет характерного для круглых струн треска. Хороший, собранный низ. Нижняя середина плотная.
Как всегда, жду ваши комментарии, вопросы. Делитесь идеями, сделаем вместе гитарный раздел великим a-gain