Известно, что идея снять философскую картину-утопию в жанре фантастики у Георгия Данелии появилась после общения с известным итальянским сценаристом Тонино Гуэрра, который приезжал в Москву в самом начале 1984 года.
Вернее, идея о таком фильме у Данелии была и раньше, но Гуэрра помог ему определиться в том, чтобы это была именно околонаучная фантастика, а сюжет был построен на стыке разных цивилизаций, где можно было бы свою философию преподнести как столкновение моралей разных миров.
Георгий сразу загорелся этой идеей, и они с его другом Резо Габриадзе с воодушевлением сели за написание сценария.
Причем они понимали, что сценарий будет подвергнут жёсткой цензуре. Поэтому для наиболее острых эпизодов написали несколько вариантов, чтобы в случае противостояния с худсоветом немного снять остроту той или иной сцены и отойти на более мягкий вариант, не отказываясь от эпизода совсем.
В итоге через несколько месяцев сценарий был готов и с учётом разных вариаций представлял собой внушительную пачку бумаги весом примерно 5 кг. Для сравнения сообщу, что утверждённый сценарий Бондарчука к его четырёхсерийной киноэпопее «Война и мир» весил на килограмм меньше.
Утверждение сценария было трудным. Придирались ко всему. В каждом выдуманном названии или имени искали подвох. Лишь личный авторитет Данелии позволил, чтобы такой фильм вообще стали рассматривать на возможность производства.
Не будем забывать, что шёл 1984 год. У руля страны стоял Константин Черненко, верный последователь эпохи застоя. Поэтому его ключевой принцип: «лучше перебдеть, чем недобдеть» был на первом месте у всех чиновников.
В связи с этим недовольство членов худсовета вызвал часто упоминающийся возглас героев фильма «Ку!». Дело в том, что инициалы Черненко тоже были КУ (Константин Устинович). И в этом усмотрели нехороший намёк. Мол, кто-то из зрителей воспримет это как раболепное пригибание перед властью (герои ведь ещё и приседали при этом восклицании), а кто-то вообще как прямую насмешку над генсеком.
Слух дошел до ЦК партии, и оттуда последовала жёсткая директива: убрать любой намёк на Генерального секретаря! Данелия с Габриадзе стали подбирать другие варианты: «Ка», «Ко», «Кы», «Ру», «Пу» и т.д. Но все они вызывали какие-то дополнительные и ненужные ассоциации.
Данелия очень переживал за первоначальный вариант «Ку», но ему помог случай. Дело в том, что в процессе утверждения сценария Черненко скончался, и к власти пришел Горбачёв, который почти сразу объявил о своём курсе на «гласность и перестройку». Худсовет тоже смягчил свои требования, и все, наконец, согласились: пусть будет «Ку».
На «Мосфильме» уже давно рассказывают байку, в которую я готов поверить. Уж очень похоже это на Данелию. Сразу после премьеры фильма к нему обратился один из помощников американского режиссёра Стивена Спилберга. К тому времени тот был уже звездой мирового масштаба после ужастика «Челюсти» и фильмов об Индиане Джонс.
Помощник Спилберга сообщил Георгию, что в Голливуде все впечатлены эпизодами с летающим пепелацем. Поэтому Спилберг приглашает Данелию в Лос-Анджелес для участия в работе над его новым кинопроектом.
Данелия в шутку ответил, что его заслуги в этих кадрах нет, потому что антигравитационный аппарат «пепелац» ему для съёмок предоставили из Министерства обороны СССР.
Но американцы не оценили юмор режиссёра. Потому что вскоре ему позвонили наши военные и сказали, чтобы он перестал валять дурака. Оказалось, что американцы на полном серьёзе запрашивали у них «гравицаппу»! Ну, как тут не вспомнить нашего замечательного сатирика Михаила Задорнова.
Этот фильм до сих пор делит зрителей на два лагеря. Очень многие считают картину великолепной и умной работой режиссёра с тонким юмором и проницательным взглядом в будущее нашей цивилизации. И, кстати, последние события в мире это косвенно подтверждают. А кто-то считает фильм просто глупой сказкой не о чём.
Причем такие противоположные мнения есть не только поколения советских зрителей, но и у нового поколения двухтысячных. Тем не менее, лично я считаю, что у Георгия Данелии, в отличие от его великих коллег - Гайдая и Рязанова, в режиссёрской карьере вообще не было провальных фильмов.