О, давно хотела рассказать, это моя любимая жалоба!
Педагог, веду робототехнику. Идут локальные соревнования для учеников нашего центра, я судья на номинации "лабиринт". Впервые осталась судить одна, без помощи более опытных коллег. Стараюсь судить строго по правилам, но как долго можно быть строгим, когда маленький ребенок плачет?
Для ЛЛ: жалоба заключалась в том, что я недостаточно сильно подсказывала одному мальчику.
В номинации команд 10-15, большинство из них 8-10 лет, плохо подготовленные или в ситуации "вчера эта программа работала, а сейчас на 10 секунде врезается в стену". Суть задачи в том, что робот должен в автоматическом режиме проехать заранее известный лабиринт, ориентируясь по датчикам. Задача стандартная, на уроках проходят, но косяки могут возникнуть по многим причинам. А у детей часто мышление шаблонное, искать ошибки вообще не приучены.
На отладке (время для настройки и тренировки на поле) нервы у всех на пределе, а после первой зачетной попытки бОльшая половина участников уже ревет, зовет мам и хочет все бросить. Мамы, кстати, стоят недалеко от кабинета и уже тоже начинают закипать.
Я в шоке, как их вообще учителя допустили, но и жаль малят, у большинства это первые соревнования, стресс. Смягчаюсь, успокаиваю плачущих, начинаю ненавязчиво подсказывать. "Ну давайте все вместе подумаем, какой алгоритм можно использовать. Вспоминайте, как вам на уроке объясняли?". Не кому-то одному на ушко, а перед всеми. Особо расстроившихся мне помогают утешать ребята постарше.
Это неправильно, конечно, не спортивно. Но и не совсем подсуживание, ведь все получают одинаковый буст без прямых подсказок а-ля "сюда тыкай и будет работать". В код ни к кому не лезу, просто навожу на мысль. Если бы таких было 2-3 человека, я бы и не стала. Но ревет то почти весь кабинет. Кто-то подхватывает, вспоминает и переделывает программу, кто-то продолжает наматывать сопли на кулак или спорит со мной, что просто лабиринт неправильный.
Среди наматывающих сопли мой ученик из старшей группы, пусть будет Саша. Самый старший из ревущих, учится уже 3 года и постоянно участвует в соревнованиях. На уроке сделал шикарную программу с выравниваем по стенкам, пришел с высоко задранным носом, мол, всех сейчас разнесу.
После первой попытки что-то поменял и все сломалось.
Я-то, в целом, вижу, что не так. Это банальная ошибка, и стыдно человеку с таким списком побед не найти ее. Но парень впал в уныние и несколько раз после неудачных попыток повторяется диалог:
- У нас там что-то не работает. Посмотрите.
- Не могу, это будет подсказкой.
- Ну посмотрите!
- Я уже дала подсказку, смотри в значения датчиков.
- Да там все правильно, но не работает! Посмотрите!
В какой-то момент Саша психует и идет жаловаться маме. Родителям можно присутствовать на зачетных попытках, когда дети уже не могут менять программу. Мама приходит под конец соревнований. Команда Саши выступает последней и проезжает плохо. Т.к. это финал и все уже разошлись, я тут же объясняю, что было не так. Чувак сразу же получает подзатыльник от напарника: "я же тебе говорил, что там ошибка, а ты...". А маманя начинает очень странную игру
- Я вот наблюдала за вами, вы тут некоторым подсуживали
- Кому конкретно и каким образом?
- Ну вы ведь согласны, что подсуживать неправильно?
- Эм. Вы скажете конкретно, как и кому я подсуживала?
- Ну вы ведь согласились, что нельзя подсуживать? Почему вы подсуживали?
Этот диалог длился очень долго, она разными формулировками пыталась добиться, чтобы я сама сказала, что нарушила правила. Настаивала, что результаты надо аннулировать. А потом случилась кульминация.
- Вы давали подсказки всем, а могли бы давать больше подсказок Саше, он же ваш ученик. Почему вы другим подсуживаете?
- Так я не должна была подсказывать совсем или должна была подсказывать только Саше?
- То есть вы согласны, что давали подсказки! Но почему тогда не подсказывали именно Саше? Мне что, начальству пожаловаться?
- Жалуйтесь
Я уже заколебалась и плохо соображала, уже давно было пора печатать грамоты победителям, а пришлось стоять тут препираться. Я оставила ее офигевать возле соревновательного поля и ушла. Вслед мне сыпались проклятия и убеждения, что она тут все начальство знает, всем позвонит и расскажет, какая я ужасная, и завтра же меня уволят, а Сашу переведут к нормальному учителю.
Да, она нашла директора и долго жаловалась. Даже церемонию награждения задержали до выяснения обстоятельств. Но меня не наказали.
А команда Саши и без споров была на 3 месте по результатам первой попытки.