Расскажу историю - ровно антитезу.
Болгария. Закончила девушка университет - психологию. Очень ей это нравилось, хотела людям помогать и понимать. Реальность, конечно же, другая. И пошла она работать хрюшей в аутсорсинговую компанию. Сначала в одну, потом в другую. Понабралась опыта. Зарплата - жить можно, но если что хочешь, там поехать куда-то, или новый телефон вместо разбитого, бери кредит. Когда долго грызёшь кактусы, привыкаешь, и не обращаешь внимания, что губы все исколоты. А в аутсорсах работа хрюши - продавать клиентам айтишников, которые зарабатывают даже без опыта в два-три раза больше тебя, причём у некоторых на интервью в бороде можно увидеть остатки чипсов. И все эти бумажки с зарплатами чередой проплывают между твоими глазами. Ей это надоело.
Пришла она к нам, поскольку предыдущая овца напорола такой дичи, что дело закончилось полицией (которая вообще в Болгарии ничего полезного не делает). У нас никаких айтишников на продажу нет. Есть рутинная административная работа - корпоратив организовать, воду заказать, заставить владельца машины с колой подсветку отремонтировать. И кандидаты, постоянно, круговоротом, поскольку работать в Болгарии не любят. Один после четырёх дней уволился, ему не понравилось, что кофе надо пить на кухне, а не на рабочем месте. Контора иностранная, платят хорошо, но напрягают по полной программе. У неё мозги на месте, замечательный английский, у неё лежит душа рисовать, она мечтает пойти на курсы дизайна. Но переступить через себя не может. И смотрю я на её рисунки и вижу - это несбыточная мечта. Технику она отточила, а вдохновления нет. Всё, что она рисует, однообразно. Детали проработаны, каждый раз становится лучше, но всё равно. Где-то кто-то её убедил, что она должна быть художником. И тут я понял, что она, как я - такой склад мышления, что с точностью она легко справляется, новое воспринимает, а вот описать эмоции, неуловимые человеческие тонкости, которые формализировать нельзя - не может. Написать статью о какой-то теме чистым и ясным языком, пожалуйста. А на всех портретах одно и то же лицо. Я сложную систему описать на словах просто могу, а как у человека внутри, какой у него характер или даже как он выглядит - нет. Как горох об стену. Поэтому техдокументацию мне легко писать, а прозу о людях для людей - ну не могу и всё. Выходит сухое техническое описание. И вот она была такая же.
Я ей этого не сказал, но зато сказал так: иди в программисты. Она начала отбиваться: это же надо годы учиться. Мне уже поздно, это надо с 7 лет начинать. Я же артист. У меня нет денег на образование. Это для мужиков работа. Там все умнее меня. В математике ноль. Я в компьютерах вообще не понимаю ничего. Кто меня возьмёт? А на самом деле ей было страшно, из знакомого переступить в незнакомое, отказаться от мечты и попробовать что-то неизвестное и сложное. Ну и личные странности у неё были, спасибо замечательной семье и полноценному счастливому детству в демократической Болгарии. Это сарказм, если что.
Полгода, наверное, потихоньку я её подтачивал, объяснял, что это всё к делу не относится, что она сама себя убеждает, почему нет, а надо - почему да. Я всегда всем желающим говорю одно и то же: английский язык и изучение в том формате, который этому человеку подходит - это всё, что нужно для работы в технологии. В буквальном смысле - без этого нельзя. Остальное - вопрос времени и желания. И в один прекрасный день я её уговорил. Она уже уволилась и сидела на пособии. Записалась в академию (в Болгарии такая нехватка, что технологические компании обучают бесплатно - ты только приходи). Тряслась, как мышка. Порывалась отказаться. Первое время звонила и почти в слезах извинялась за глупые вопросы. Пропала, потом позвонила опять, сказала, что экзамены завалит. Не завалила. К ней начали подходить другие студенты и просить объяснений. Закончила курсы - что-то около года, и уже после окончания стала помогать новеньким. Тряслась за проект, но сдала, и ещё пару сокурсников послабее вытянула. Всё равно звонит и говорит - где и как я теперь работу найду, кто меня возьмёт? Через месяц после курсов взяли джуном. Поначалу тоже тряслась, жаловалась, да и в академии тебя учат решать простые технические задачи, а реальных инструментов и проблем не показывают. Командная работа, ковыряние в чужом коде, ведение документации - это всё не преподаётся. И она тоже от этого стрессовала, пока не влилась. А когда влилась, у неё пошло. У каждого разработчика есть такой момент, когда наваяешь одним махом пару страниц кода, а он просто берёт и работает. И у неё он наступил раньше, чем у многих. Ей стали поручать проекты и давать обезьян - которые этим занимались дольше, чем она, но было ясно, что они останутся обезьянами. Зарплату повысили, должность повысили. А потом ещё раз. Кредиты закрылись, начались командировки к толстым клиентам. И тараканы в голове начали вымирать. И вот, два года спустя, ей тридцать, и она спец, хоть и ещё неопытный, но спец, который знает, как не надо, и моментально видит ошибки других. Что для неё было в искусстве препятствием, в технологии стало основанием карьеры - она нашла способ делать красивые вещи системным мышлением, а не артистической музой. И люди, которые "умнее меня", стали не страшным и недоступным барьером, а редкой ценностью, у которой можно узнать что-то новое. А рисование пропало. Один из её рисунков всё ещё лежит у меня дома, в выдвижном ящике. И когда он попадается мне на глаза, я вспоминаю, что иногда поджопник - лучший способ помочь человеку перепрыгнуть воображаемую планку.