Страх перед научно-техническим прогрессом буквально пронизывает западную массовую культуру. Пожалуй, наилучшим выражением этой фобии является сюжет голливудского фильма "Терминатор": искусственный разум приговаривает человечество к ядерному армагеддону, а не знающие жалости киборги-убийцы безо всяких колебаний уничтожают остатки выживших на планете людей.
Но и на Западе есть мыслители, указывающие на то, что если человечество и придёт к мрачному будущему в духе постапокалипсиса или киберпанка, то случится это вовсе не из-за машин или искусственного интеллекта, а по причине господствующего на планете капиталистического способа производства и соответствующего ему распределения материальных благ.
Британский физик-теоретик Стивен Хокинг однажды высказался на эту тему: "Мы должны бояться капитализма, а не роботов. Если машины производят всё, что нам нужно, результат будет зависеть от того, как это распределяется…Каждый может наслаждаться жизнью, полной роскоши и отдыха, только если машины, производящие блага, станут общим достоянием". Хотел того Хокинг или нет, а сказал он по сути о необходимости перехода общества к коммунизму.
Передовые достижения научно-технического прогресса не смогут в полной мере стать достоянием трудящегося большинства, пока в мире сохраняется власть паразитического класса, владеющего средствами производства на правах частной собственности. А поскольку ещё ни один эксплуататорский класс не сходил с исторической арены без борьбы, за будущее без эксплуатации угнетенным придётся со своими угнетателями рано или поздно сражаться.
Ну и насчёт жизни в беззаботной неге и роскоши, в то время как "вкалывают роботы, а не человек", Хокинг погорячился. Коммунизм - это не вечная праздность. Коммунизм не для бездельников и дураков. Коммунизм без хорошо образованного, умного, трудолюбивого и компетентного человека невозможен. Машины и роботы будут освобождать людей от какой-то работы, но необходимость в постоянном труде никогда не исчезнет. Да и всё более сложная техника будет требовать всё более грамотных специалистов, создающих и обслуживающих её.
Другое дело, что мотивация к труду будет отличаться от мотивации к нему в условиях "рыночной экономики". Работать люди будут не из страха протянуть ноги от голода или из желания урвать побольше, а сознательно и творчески, хорошо понимая, что их личное благополучие целиком зависит от благополучия общественного. Сам труд будет научно организован. Изменится отношение к потреблению материальных благ. Станет невозможна роскошь вроде лодочек для прогулок по морю-океану стоимостью в миллионы долларов в личной собственности и прочих безумных прихотей толстосумов, о которых регулярно сообщают на своих страницах журналы типа Forbes. И, конечно, человечеству придётся привести своё производство и потребление в экологическое равновесие с окружающей средой, что в рамках "рыночной стихии" просто невозможно, поскольку каждый капиталист всегда где только может действует по собственному произволу, руководствуясь личными и корпоративными корыстными интересами, а не насущными интересами всего общества.
Хотя если под роскошью понимать возможность при наличии способностей бесплатно получить любое образование, отсутствие страха перед завтрашним днем, страха потерять крышу над головой и работу или остаться без медицинской помощи из-за бедности, то будущее при коммунизме точно можно назвать роскошным. Для большинства землян сегодня полноценное удовлетворение даже базовых своих потребностей - недостижимая роскошь.