Подарили мне на новый год увлажнитель воздуха. Не ожидала, что будет такой эффект, но факты говорят сами за себя.
Сон стал крепче, засыпать проще. Кожа стала лучше, не так стягивает после воды. Голову стала реже мыть - волосы меньше пачкаются. Статики меньше - раньше пледы постоянно током били.. И дышать легче - пыли меньше.
Представляю, что будет, когда я его наконец-то включу.
Решение проблемы элементарное: я жил в городе, население которого состояло процентов на 50 из понаехавших, но лет за 5, к 1997 году всех русских выпиздили нахуй.
Разработчик Вася не смог включиться в работу утром. Потом еще был эмоциональный митинг с заказчиком, после которого снова активировалась прокрастинация. В итоге вместо восьми запланированных часов работы — три. Вася понимает, что дома придется доделывать рабочие задачи, и потому он снова забьет на свое (постоянно откладываемое) обучение.
Тут появляются авторы статьи, которую вы читаете, и предлагают попробовать пару интересных штук для эффективного включения. Мы пробуем замедлиться в два раза и еще пощелкать с десяток примеров устного счета. После митинга – вынести всю рефлексию на бумагу и «шлифануть» это активной прогулкой. Простые решения, которые в совокупности позволяют не терять время на «тупняк в монитор».
Как мы подобрали эти решения и почему именно они? В целом, подобных приемов есть около четырех десятков, а конкретных техник – и того больше. Чтобы выйти на конкретные действия, которые нужны именно вам, мы создали простой инструмент, описанный далее в статье.
Введение
Важно понимать, что даже несколько неотработанных типовых переключений в вашем расписании на дистанции в месяц нередко превращаются в более чем десять часов потерянного времени или, выражаясь современным языком, регулярной прокрастинации. Авторам в процессе их профессиональной деятельности приходится искать множество способов переключаться, которые затем внедряются в расписание или развиваются как привычки. В контексте повышения эффективности работы или же социального взаимодействия.
В целом, отсутствие навыков управления своими состояниями – одна из основных причин, почему дневные планы, в которых налеплена куча задач на каждую свободную минуту, чаще всего фейлятся.
Исследуя вопрос переключений (как следствие, увеличения КПД труда), мы обнаружили, что в самых разных профессиях людям приходилось учиться делать это самостоятельно. От радиоведущих до актеров и участников интеллектуальных игр. Если специалист вовремя не переключился на профильную работу, он не выполнит свои профессиональные обязанности либо сделает на низком уровне.
Стоит отметить, прокрастинация настигает не только IT-специалиста, работающего по найму и обложенного со всех сторон корпоративными регламентами и задачами с дедлайнами, но и фрилансера, который сам себе менеджер.
Бóльшая часть приведенных далее практик и приемов работает с несколькими повторяющимися состояниями: для привычной и для сложной работ, отдыха, сна, состояния восстановления, скуки и эмоционально возбужденного состояния.
Специалисты часто ищут, как справиться с прокрастинацией, в литературе, на YouTube, у гуру. Однако они не учитывают два важных параметра.
1. Во-первых, они не учитывают начальное состояние. Потому что включаться в сложную работу после расслабленного отдыха и из эмоционально раскаченного состояния, очевидно, нужно по-разному.
2. Во-вторых, есть множество других переключений «Состояние-1» → «Состояние-2», которые могут порождать «тупняки» и простои. К примеру, работа с состояниями сна, отдыха, эмоционального возбуждения. Их словно не существует. Хотя это очень существенно.
Учитывая все такие связки, получится приведенная ниже таблица-модель переключения состояний Сенина-Семенкова. С ее помощью по начальному и конечному состояниям можно подобрать работающие для вас приемы. И, например, вшить их в свое расписание. Да, не все будет работать конкретно для вас, нужно калибровать и тестировать. Также, возможно, вы уже знаете несколько работающих приемов — ими можно дополнить таблицу самостоятельно.
Если вы дочитали до этого момента и решили, что «это не про меня», то нужно помнить: большинство потерь времени в течение дня просто не замечается. Это как баннерная слепота – настолько приелось, что уже и не замечаешь.
Есть еще одно возможное заблуждение. Несмотря на то, что многие практики работают as it is, сразу из коробки, ряд техник требуют тренинга и только после этого дают свои плоды. Так, на освоение практически любых дыхательных техник для отдыха нужно потратить от месяца. В научных исследованиях об их результатах именно столько длится минимальный курс. Опыт консалтинга это подтверждает. Другими словами, в некоторых случаях не стоит гнаться за сверхбыстрыми результатами, вместо этого нужно методически развивать навыки, для чего и написана эта статья.
Далее мы рассмотрим типовые переключения для специалиста в IT и для каждого приведем несколько приемов, как это можно реализовать.
Базовая цепочка действий выглядит следующим образом.
1. Найдите, как и в какой момент времени проявляются ваши «зависания», где имеющиеся переключения неэффективны.
2. Определите начальные и конечные состояния.
3. Найдите соответствующее пересечение состояний в таблице (см. картинку ниже).
4. Изучить перень предлагаемых приемов на пересечении.
5. Прочитайте соответствующий раздел (типовое переключение) и детализацию приемов к нему.
6. Выберите один или несколько приемов под необходимое вам переключение.
7. Встройте прием(-ы) в текущее расписание и распорядок дня. Тем самым заложите тренировку навыка.
Рекомендуется на начальном этапе тестировать прием, минимум, три раза за деньв течение хотя бы трех дней, чтобы более эффективно управлять состояниями. После определения работающих для вас практик старайтесь внедрить их в ваше обычное расписание и применяйте в течение трех недель. Примерно 20 дней необходимы, чтобы сформировать новый автоматизм, полезную привычку.
Типовое переключение-1: Быт → сложная работа
Вспоминайте себя на удаленной работе: привычная обстановка, голоса и шуршания родных в соседней комнате, вкусняшки, то и дело попадающиеся на глаза, и этот возмутительный, всесильный своим магнетизмом смартфон. Неожиданно поступает срочная задача от тимлида и… вместо того чтобы с головой погрузиться в работу, вы тратите драгоценный час на раскачку.
В спорте априори существует разминка, иначе спортсмен рискует получить травму или выйти на поле неподготовленным, «сырым». В работе IT-специалиста почему-то считается, что можно так просто, с наскоку взяться за сложную работу после привычного, глубоко автоматизированного бытового поведения. Это ошибка, в результате которой средний работник теряет часы на «врабатывание» в сложную деятельность.
При переключении из типового состояния «Быт» в высоко производительное состояние «Сложная работа» авторы рекомендуют пройти через один или несколько приемов (комбинируя или применяя их поочередно). Рассмотрим их.
Быстрое физическое воздействие
Человек на 100% психофизиологичен. Наше тело зачастую способно «врубать» не хуже, чем дедлайн с потерей зарплаты.
ПРИМЕР. А. Минченков: Мы очень социально ограничены, много разных сдерживающих рамок, барьеров. И я не могу выразить свой гнев. У меня очень много напряжения, не могу отстоять свои границы, выразить гнев, не могу проявить себя так, как я хочу. Напрягается челюсть, зажимаются мышцы предплечья, кисть. Мы рефлекторно сжимаем руки в кулаки. И вот, великий советский врач, хирург Николай Михайлович Амосов, говорил: «Гормональная буря должна сгореть в огне движения». Если у нас есть выброс гормонов…
М. Минскер: То есть что, надо сразу бить?
А. Минченков: Он говорил следующие вещи в «Раздумьях о здоровье», что «после любого визита к министру здравоохранения, я запирался в туалете и делал 100 быстрых приседаний, чтобы вот эта гормональная буря сгорела…»
Цитата: Андрей Минченков, руководитель Школы структурной психосоматики.Источник.
Изменить критерий успеха
Классика зависания – слишком завышенные или заниженные критерии результата.
Работает закономерность: если результат слишком мал – нет мотивации, если слишком высок – велика вероятность провала. Оптимальным можно считать подход, при котором IT-специалист изучает тот или иной тип работы. Достаточно ли компетенций для её выполнения? Соответствует ли программное обеспечение? Выполнялась ли ранее аналогичная или похожая работа?
Автоматизировать включения в деятельность
Согласно исследованиям, процесс полного включения в работу может занимать от 5 до 20 минут. Если деятельность сложная, время может растянуться до 40 минут. Это реальный кейс одного из авторов статьи. Ведь нужно не только вспомнить, на чем вы остановились в прошлый раз, но и открыть множество приложений и окон, необходимых для работы. А теперь представьте, что таких переключений в течение дня – несколько. Одним из решений может быть автоматизация описанного процесса.
Пускай у вас есть 3-4 типовые сложные работы. Для каждой из них можно создать соответствующее рабочее пространство и переключаться между ними по нажатию клавиатурных сокращений.
Вот как может выглядеть рабочее пространство для написания авторского текста в приложении Obsidian
Один из авторов статьи регулярно использует почти с десяток таких пространств. В Obsidian есть встроенная возможно переключать workspaces, или, по-другому, «рабочие пространства». Подобный функционал есть и в других приложениях. В Windows что-то подобное можно реализовать, например, с помощью простых скриптов на AutoHotKey.
Типовое переключение-2: Любое состояние → привычная работа
Мы выделяем два основных состояния для работы – когда она сложная и когда привычная.
Привычная работа – это выполнение несложных рутинных задач, при выполнении которых, как правило, нет проблем, чтобы включиться. Но не всегда. С барьером сталкиваешься, скажем, после нескольких выходных или отпуска. Иногда мешает «нерабочий настрой». Поэтому даже в знакомые виды работ лучше начинать, переключаясь из одного состояния в другое.
К типовым задачам для состояния привычной работы можно отнести, например, проведение планерок, делегирование задач разработчикам и другие (около)ежедневные действия.
Разберем три приема, чтобы включиться в привычную работу.
Повысить уровень внешней стимуляции
Чтобы понять данный прием, сначала нужно разобраться с тем, что такое стимуляция.
Уровень стимуляции – это величина потока разных стимулов на наше тело. Например, на дискотеке он зашкаливает от громкой музыки и яркого света, а опытные адепты медитации достигают состояния, когда он сводится почти к нулю. Стимулы могут иметь разную природу: звуковую, световую, тактильную, информационную и т. д.
Если мы вернемся к теме статьи, то одной из центральных закономерностей будет закон Йеркса-Додсона. Исследователи, изначально ставившие эксперименты на мышах, выявили, что продуктивность человека зависит от уровня внешней стимуляции или возбуждения следующим образом.
Существует некий оптимум стимуляции, который дает пик производительности. Оказывается, что для простых задач этот пик сдвинут в сторону бóльших стимулов. Например, чтобы ответить в мессенджере, целесообразно врубить музыку погромче.
Отсюда мы приходим к тому, что можно использовать музыку функционально, то есть, для некоторой задачи. В нашем случае это задача оптимального переключения. Причем, вневременной чилл, вроде lofi girl, подойдет не очень хорошо, так как слишком спокоен. Лучше использовать более привычные для вас треки, треки в повышенном темпе и на незнакомом языке или чисто инструментальную музыку. Здесь описывать мотивировку этой рекомендации мы не будем. Вместо этого можно ознакомиться со статьей одного из авторов, посвященной этой теме.
Работа в группе
Не нужно быть психологом, чтобы прийти к следующему заключению: поведение людей отличается, когда они работают в группе и когда – в одиночестве. Очень часто перемены разительны. Мы можем сознательно использовать этот эффект и перемещаться в окружение других людей для выполнения своих задач. В психологии это называется социальной фасилитацией.
ПРИМЕР. Более века назад психолог Норман Триплетт, интересовавшийся велосипедными гонками, заметил, что спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах (Triplett, 1898).
Прежде чем предать гласности свою догадку (что в присутствии других людей человек работает более производительно), Триплетт провел лабораторный эксперимент — один из первых в истории социальной психологии. Дети, которым было велено наматывать леску на катушку удочки с максимально возможной скоростью, в присутствии соисполнителей справлялись с этим заданием быстрее, чем поодиночке.
В дальнейшем было экспериментально доказано, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые примеры на умножение и вычеркивают из текста определенные буквы. Присутствие других благотворно сказывается и на точности выполнения заданий на моторику, например удерживании в определенном положении с помощью металлического стержня десятицентовой монеты, помещенной на вращающийся диск проигрывателя (F. W. Allport, 1920; Dashiell, 1930; Travis, 1925).
Источник: Д. Майерс. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. С. 334-336.
Однако не нужно спешить с выводами. Эффект работает только для относительно простых и привычных задач, со сложными он может, наоборот, помешать их выполнению.
Присутствие других способно кардинально изменить нашу модель поведения.
Достаточно, чтобы хотя бы один человек находился рядом, и эффект начинает работать. Внутри клуба авторов издательства «LIVREZON» уже несколько лет практикуются «молчаливые сессии». С легкой руки одного из авторов статьи включается коллективная и продуктивная работа по «зуму» с включенными камерами. Иногда участвуют всего 2-3 человека, но иногда и десяток.
Зарубежные блоггеры в сфере саморазвития и продуктивности устраивают массовые коллаборации в жанре study with me. Что, по сути, то же самое.
Смена (части) одежды
Когда-то нобелевский лауреат по физиологии И. П. Павлов открыл условные и безусловные рефлексы. Сегодня уже известно, что стимулом, запускающим условный рефлекс, может быть почти все что угодно. Если мы будем рассматривать начало работы как некоторый рефлекс, то можно подумать и о том, что может его включить. Лучше всего использовать наше тело, благо, оно всегда с нами. Существует известный эффект: стóит человеку улыбнуться, как меняется и его эмоциональное состояние.
ПРИМЕР. Было проведено множество исследований, доказавших, что люди ориентируются на проявления собственного физиологического и эмоционального состояния, чтобы оценить себя и решить, что думать и как действовать. Например, человек по выражению собственного лица определяет, весело или грустно ему было на мероприятии. Если мы улыбаемся или хмуримся, то можем испытать соответствующие эмоции (даже не осознавая этого).
Источник: Ш. Янг. Привычки на всю жизнь. М.: МИФ, 2018. С. 123-124.
На этом же механизме строится и другой прием для переключения – смена одежды. Схема примерно такая: надеваю рабочую одежду → это значит, что я на работе нужно работать. Это хорошо известно работодателям в крупных фирмах и используется даже на удаленке.
Типовое переключение-3: Как включиться в публичное выступление или эффективную коммуникацию?
Работа IT-специалиста – это давно не только про код и комп. Наши опросы специалистов из IT-сферы и наработки коллег-исследователей (в том числе, айтишников) дают ясно понять: потери работника на коммуникациях крайне существенны.
Речь идет не только о прямом контакте, когда, например, после бессонной ночи нужно провести по «зуму» планерку с командой. Это важно и нужно уметь. Огромное значение имеет эмоциональный фон IT-специалиста ДО и ПОСЛЕ акта коммуникации.
A. Спец умеет оперативно и быстро переключиться на социальный диалог (в широком смысле этого термина) – встреча пройдет плодотворно, оставив человека в приподнятом эмоциональном состоянии. Вспоминайте себя после завершения успешного выступления – гормоны опьяняют, даря чувство эйфории.
B. Специалист «завалил» собеседование, презентацию или слабо отвечал на вопросы клиента, потерял заказ – эмоции тут как тут. Обычно неудачное выступление или слабая коммуникация выбивает взрослого человека на несколько часов или даже дней.
Вот несколько приемов переключить работника в ресурсное состояние спикера.
Настройка профессионального радиоведущего, Сергея Доренко, мало чем по своей сути отличается от танцев африканских охотников. Ритуалы работают, приобретая всевозможные формы: от выкуривания сигареты до индивидуальных разминочных комплексов упражнений. Простейшая настройка перед выступлением – покорчить рожи и порычать, можно выполнять в туалете перед публичной коммуникацией.
А вот как через пение настраивался на работу великий ученый Константин Циолковский.
ПРИМЕР. Если я не читал и не писал, то ходил. Всегда был на ногах.
Когда же не был занят, особенно во время прогулок, всегда пел. И пел не песни, а, как птица, без слов. Слова бы дали понятие о моих мыслях, а я этого не хотел. Пел и утром, и ночью. Это было отдыхом для ума. Мотивы зависели от настроения. Настроение же вызывалось чувствами, впечатлениями, природой и часто чтением. И сейчас я почти каждый день пою и утром, и перед сном, хотя уже и голос охрип, и мелодии стали однообразней. Ни для кого я этого не делал, и никто меня не слышал. Я это делаю сам для себя. Это была какая-то потребность. Неясные мысли и ощущения вызывали звуки. Помнится, певческое настроение у меня появилось с 19 лет.
Источник: К. Э. Циолковский. Черты из моей жизни. Калуга: Золотая аллея, 2012. С. 91.
Смена локации
От перестановки локаций сумма… меняется. Неспроста пандемия коронавируса вызвала целый шквал запросов на «как работать с прежним КПД в домашних условиях». Оказалось, офис – это не только опостылевшие стены, но и прекрасный инструмент, повышающий продуктивность работника.
К примеру, многие сотрудники используют переговорку, чтобы подготовиться и провести онлайн-коммуникацию. Либо, для запуска рабочего состояния может подойти прогулка на свежем воздухе, во время которой повторяются основные тезисы доклада.
Кстати, смена локации зачастую меняет и поведение человека – так трансформировалась одна из величайших актрис театра, Сара Бернар.
ПРИМЕР. Она являет собой фантастическое двуполое существо. «За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар. Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках. В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали. Взгляните на нее… простите мне мою ошибку, взгляните на него за работой», – писал Пьер Верон.
Волевой и упорный характер Сары воспринимался как типично мужской. Современники усматривали в этом провокацию, некое нарушение общепринятых половых условностей и немного поспешно приписывали это ее своенравному, капризному характеру и связывали с необходимостью заставить говорить о себе. Похоже, однако, что в открытом утверждении своих желаний и талантов Сара провозглашала и возвещала новую свободу для женщины, сбросившей путы домашнего принуждения.
Источник: С. Пикон. Сара Бернар. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 73.
Кстати, о приемах переключений в коммуникациях и подготовке к публичным мероприятиям можно прочитать в книге одного из авторов статьи, тренера Сергея Семенкова, «Дизайн женщины». Сразу оговорим: приемы, описанные в книге, за редкими исключениями, применимы и к мужчинам.
Типовое переключение-4: Любое состояние → Отдых
При слове «отдых» подавляющая часть населения расплывается в томной улыбке и представляет дачу, шашлычки-баньки со стаканчиком крепкого напитка или родной диван, «отключающий мозг» в паре с телевизором.
А вообще, отдых – это смена вида деятельности. Еще в начале XX века великий русский физиолог И. М. Сеченов экспериментально доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности руки после утомительной работы наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей руки. Правило распространяется шире «рук» и прекрасно работает на огромном спектре задач. При усталости от труда – в том числе.
Физический ритуал
Помните: человек – это умная биомашина. Научили «машину» правильно переходить в режим отдыха – машина будет отдыхать. Не научили – тогда даже классические формы отдыха не будут работать. К примеру, гуляет специалист после тяжелого рабочего дня по парку, но не восстанавливается. Потому что не в состоянии остановить мыслемешалку в голове.
Чтобы запустить состояние восстановления и переключиться, мы рекомендуем повышенную физическую нагрузку. То есть, не просто шагать вдоль набережной, а пробежать пару километров (если позволяет здоровье). Или, как делал Л. Н. Толстой, потягать гири и порубить дрова.
ПРИМЕР. В 1863 г. Толстой, занятый романом «Война и мир», пишет: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободным и столько способными к работе… Работа эта — роман, из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени… Я теперь писатель всеми силами своей души и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».
Это продуктивный период — вдохновение его в разгаре, и ему легко достается успех, последовавший, как признает сам Толстой, за периодом «поправок и переработок», «мучительного» состояния, когда какое-нибудь «охлаждение» не позволяет ему начать что бы то ни было.
«Без волнений наше писательское дело не идет»,— признает он в письме в декабре 1864 г. Устав от длительного труда, заканчивая роман, он чувствует себя «глупым, как лошадь». В такой период отдыха он колет дрова, копает, косит траву «и совсем не думает о противной литературе и литераторах» (письмо к Фету). Но и досада есть нечто преходящее, и, полностью отдохнув, он может снова думать о поэтическом труде.
Источник: М. Арнаудов. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. С. 473, 490-491.
Сауна/баня
Один из классических приемов отдыха после сложной работы. К плюсам относятся польза для здоровья и относительная простота. Подключение тела, как было сказано выше, серьезно влияет на эффективность отдыха. Тепловое воздействие работает значительно лучше, чем какие-либо психологические уловки для управления собой.
Полное уничтожение внешней стимуляции
ПРИМЕР. По моим ощущениям, это всё не про удовольствие — это про интерес. Дофамин — это когда занимаешься чем-то интересным. Противоположность — скука. Поэтому основная задача, которой нужно добиться — вызвать у себя максимальную скуку на какое-то заметное время, порядка 20-30 минут.
Итак, что же нужно делать? Цель — лишить себя всего, что может вызвать интерес. Садишься в кресло за комп. Закрываешь все программы, оставив пустой рабочий стол. И сидишь так 20 минут ничего не делая и ни о чем не думая.
Короч, эффект такой. Ты садишься, откидываешься на спинку стула… Подумав, выключаешь экран ноута. Сидишь. Думаешь — хоть чай попью, чо я просто так сижу. И понимаешь — что нет, это оно и есть, чай попьешь потом. Сидишь дальше. Начинаешь качаться на стуле. Останавливаешь себя.
[ ... ]
Просидев так примерно вечность (по ощущениям), думаешь — ну, походу 15 минут прошли. Тыкаешь в телефон — хрен там, это были ПЯТЬ МИНУТ. Еще два раза по столько же.
И вот после этого я сажусь кодить и отрываюсь только поздно вечером, когда прошло 8 часов.
Цитата: Комментарий пользователя @narical к статье на Хабре.Источник.
Возможно эффект будет не такой мощный, как у автора этого приема, но точно сработает. У читателя может возникнуть вопрос: «А как это относится к переключениям на отдых?» Дело в том, что одно из определений отдыха – это действия, как правило не связанные с работой, которые позволяют эту работу выполнять лучше или в большем объеме. Здесь именно это и происходит. Так же, как и переключение в состояние отдыха.
Типовое переключение-5: Любое состояние → Сон
Зачем управлять сном? На этот вопрос легко ответит каждый, у кого не получалось вовремя переключаться на сон, и следующий день в итоге шел коту под хвост.
Вообще, дела обстоят еще более серьезно. Можно выделить четыре основные задачи, связанные с продуктивностью: как включиться в работу, как работать достаточно долго, как переключаться между разными работами и бытом и как делать больше за то же время. Недостаток сна мешает решать буквально все эти задачи. Даже если вы профессионал высокого уровня, несколько ночей недосыпа снижают ваши потенциальные результаты в разы.
Отбой по времени
Сама идея переключений подразумевает, что мы можем переключать свои состояния по своему же желанию. Со сном это не так. Лучше не идти против природы и подстроиться под естественные ритмы организма. В первую очередь, это циркадные ритмы и ритмы изменения аденозина.
Не вдаваясь в теорию, можно сразу дать наиболее работающую рекомендацию – отходите ко сну в одно и то же время. При учете достаточной длины самогó сна, разумеется. Так наладиться практически автоматическое переключение. При правильном подходе через некоторое время тело начинает «отключаться» самостоятельно к выбранному времени. Недаром эта рекомендация неизменно находится в топах чек-листов по здоровому сну.
Снижение внешней стимуляции для отхода ко сну
Несмотря на то, что время отбоя является самым важным параметром, мы можем помочь телу выключиться. В разделе про переключение на привычную работу мы показали важность внешней стимуляции. При переходе ко сну ее, наоборот, целесообразно всячески снижать. В первую очередь, отключить внешние источники света хотя бы за час до сна. Можно оставить пару свечей. То же самое касается звука, информации и других способов стимуляции. Не стоит возвращаться к рабочим задачами за два часа до сна.
Проделав данные операции хотя бы в течение пары недель, вы будете удивлены, насколько легко стало отходить ко сну.
Типовое переключение-5: Эмоциональное возбуждение → Сложная или привычная работа
Ниже приведена цитата одного из подписчиков блога «Пределы профессионализма» о том, как иногда сложно включиться в работу после эмоциональных потрясений.
ПРИМЕР. Эмоциональные помимо шуток с коллегами «посиделок у кулера» буквально сегодня не мог полдня включится в процесс потому, что продавец вчера отказался вернуть деньги за сложный товар и опять направил в ремонт проигнорировав мою претензию. Успокоился только после консультации с юристом, что в любом случае если они вернут отремонтированный товар, я смогу его снова сдать при возникновение проблем совершив уже правильные действия.
Если понаблюдать за собой, то можно заметить, что подобные зависания съедают часы рабочего времени в течение недели. Чаще всего это происходит после эмоционально насыщенной коммуникации, как было показано выше.
Но, к счастью, приемы переключения есть и тут.
Переключение на простую игру
Существует и противоположный подход к работе с эмоциональным зарядом. Если в предыдущем приеме мы детально исследовали ситуацию с разных сторон, то здесь мы пытаемся сразу и быстро отвлечь себя.
Почти любая эмоционально заряженная ситуация провоцирует стресс. Даже если это ситуация со знаком плюс. Если вам сообщить, что вы выиграли большую сумму в лотерею, то тело испытает значительный стресс. В этом приеме мы переключаем внимание на другую деятельность, тем самым контролируя непроизвольный телесный ответ.
Есть известное исследование, что людям, только что пережившим психологическую травму, давали поиграть в тетрис – и симптомы посттравматического расстройства и тревоги значительно снижались.
Что дальше?
Следующим наиболее эффективным шагов после ознакомления со статьей было бы тестирование подобранных для себя приемов. Проблемным может быть всего одна пара состояний из которых нужно переключаться, а может быть вам потребуются практически все типовые переключения из статьи.
Таблицу, приведенную выше, вы можете скопировать, заполнить приемами, которые сработали для вас. Также не нужно себя ограничивать - вы можете добавлять и те приемы, которые в статье не описаны, но вы знаете, что они хорошо работают для вас. Может быть вы что-то подобное отмечали в своем дневнике продуктивности. Более подробно об инструментах, которые позволяют увеличить личную продуктивность, можно прочитать в книге одного из авторов статьи, Сенина Н. Н., “Инструменты личной эффективности”.
И еще раз напомним, что многие приемы нужно доводить до автоматизма (уровень навыка/динамического стереотипа). Требуется практика / тренировка от двух недель по несколько раз в день.
Как-то наткнулся на видео Marty Lobdell - Study Less Study Smart, и вот наконец добрался до того, чтобы обработать речь в читаемый вид и запостить немножко годноты. Речь мне очень понравилась, потому что затрагивает все аспекты того, как нужно подходить к процессу обучения. Видео смотреть не нужно, если ранее не смотрели, лучше прочесть этот пост. Пост, кстати, получился длинным, более 29300 символов.
В видео речь рассчитана на студентов колледжа, в котором Лобдел преподает, но по факту все советы применимы не только студентам, но и в принципе ко всем, в том числе и тем, кто занимается самообучением. Речь выступления содержит некоторые перескакивания с темы на тему, шутки, контакт с аудиторией, слова паразиты и прочее, что мешает лично мне кому-то его рекомендовать к просмотру. Тем более, что в одно ухо войдёт, а из друого выйдет, и толку от просмотра не будет никакого.
Почти ничего нового в этой речи нет, но тем не менее, все советы сбораны компактно, и этим простым правилам нужно следовать осознанно. Чтобы это было делать проще, и тем более не пересматривать видео выступления, я решил оформить его в виде статьи. Текст речи был переведён и реструктуризирован в формат пригодный для чтения. В итоге получилась статья и фактическая методика, как нужно подходить к процессу изучения эффективно, как по отношению к затратам времени, так и к качеству.
Писал это не только для себя, но и для того, чтобы при случае можно было сослаться. В конце поста есть резюме, по которому можно выстроить себе методику обучения. Резюме можно скопировать и сохранить себе в заметки, если ведёте их в цифровом виде. Приятного чтения.
Сила перерывов в учебе 💪🕒📖
Ради достижения успеха в учёбе, cтуденты, как правило, стараются уделить учёбе больше времени и усилий. Они часто ставят перед собой нереалистичные цели, например, изучают что-то по шесть часов подряд каждую ночь. Но является ли большее количество занятий всегда наилучшим вариантом? Давайте рассмотрим силу перерывов в учебе и то, как они могут помочь нам изучать меньше, но эффективнее.
Сколько времени обычно требуется среднему первокурснику, чтобы запомнить прочитанное? Исследование, проведенное в Университете Мичигана, показало, что большинство студентов могут эффективно учиться только около 25-30 минут за один раз. После этого они начинают ощущать раздражение и испытывать чувство напрасной траты времени. Это относится не только к чтению, но и к лекциям.
Итак, какой можно сделать вывод из этого? Регулярные перерывы в учебе фактически могут повысить нашу эффективность и результативность. Вместо того, чтобы пытаться заниматься часами напролет, попробуйте разбить свои учебные занятия на более короткие сегменты времени. Например, учите 25-30 минут, затем сделайте перерыв на 5-10 минут, и после этого повторите. Это поможет вам сохранить концентрацию и мотивацию, а также предотвратить выгорание.
Теперь рассмотрим историю студентки по имени Жанетт. Она испытывала трудности в первом семестре колледжа и получила среднюю оценку 2. С целью улучшить свои результаты, она поставила перед собой задачу учиться шесть часов каждую ночь с воскресенья по четверг. Однако, несмотря на все ее усилия, она провалила все предметы во втором семестре. Это яркий пример того, что просто учиться больше не всегда приводит к лучшим результатам.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на количестве времени, потраченном на занятия, фокусируйтесь на качестве. Берите регулярные перерывы в учебе, чтобы дать вашему мозгу отдохнуть и восстановиться. Это поможет вам лучше запоминать информацию и повысит общую эффективность.
Чтобы визуализировать эту концепцию, представьте график с эффективностью на вертикальной оси Y и временем на горизонтальной оси X. Для большинства студентов эффективность начинается высокой, но быстро падает после примерно 30 минут занятий. Однако они могут продолжать сидеть за партой часами, хотя на самом деле в этом времени мало эффективного обучения.
Посредством регулярных перерывов в учебе вы можете максимизировать свою эффективность и получить максимальную отдачу от времени, потраченного на учебу. Так что в следующий раз, когда появится искушение учиться часами напролет, помните о силе перерывов в учебе и о том, как они могут помочь вам изучать меньше, но умнее.
Активное обучение и механическое запоминание 🧠💡🔁
Было ли у вас такое, что вы по нескольку раз перечитывали материал и надеялись, что информация волшебным образом запомнится? Если да, то вы, вероятно, используете метод механического запоминания, который заключается в запоминании информации с помощью повторений. Этот метод мог сработать в начальной школе, но после неё он является не самым эффективным способом обучения.
Ключ к эффективному обучению заключается в навыке определять, что вы учите - концепции или факты. Факт - это отдельная информация, например, "Зигмунд Фрейд - отец психоанализа". С другой стороны, понимание того, что такое психоанализ, является концепцией. Аналогично, знание имени кости - это факт, а понимание того, что она делает в организме, - концепция.
Хотя в некоторых предметах, таких как анатомия, может быть много фактов для запоминания, простое запоминание без понимания функции информации - пустая трата времени. В колледжах и университетах преподаватели больше всего заинтересованы в том, чтобы студенты понимали концепцию, потому что концепции остаются с вами на всю жизнь, в то время как факты легко забываются или путаются.
Так как же эффективно изучать концепции? Первый шаг - перевести концепцию своими словами. Если вы не можете пересказать, значит, вы действительно не понимаете концепцию. Обрабатывать информацию осмысленно - непростая задача, но это необходимо для того, чтобы не тратить время зря при учебе.
Со временем вы поймёте, что для улучшения жизни и эффективной работы как в профессиональной, так и в личной сфере, концепции важнее, чем факты. Молодые студенты могут быстро запоминать факты, но часто не понимают концепцию. Например, они могут знать каждое слово в песне, но не понимать ее смысл.
В заключение, активное обучение является наиболее эффективным способом изучения. Механическое запоминание могло сработать в прошлом, но это не лучший способ запоминания информации. Понимая концепцию, лежащую в основе информации, вы сможете запомнить ее на всю жизнь.
Пространство для занятий 📚📝🏫
Вы учитесь в своей спальне? За обеденным столом? В гостиной? Или вы ездите в учебное заведение или библиотеку? Правда в том, что окружающая среда, в которой мы учимся, может оказать значительное влияние на нашу способность концентрироваться и запоминать информацию. В этом разделе мы рассмотрим пользу от наличия специальной зоны для учебы и то, как она может помочь вам учиться меньше, но учиться эффективнее.
Во-первых, иметь специальную зону для учебы действительно важно. Как показывают исследования Университета Гавайи, студенты часто испытывают трудности с переходом в состояние обучения. Это происходит потому, что они пытаются заниматься в комнате, которая служит разным целям, таким как общежитие или спальня. Когда вы находитесь в пространстве, используемом для сна, общения, перекусов и учебы, сложно сосредоточиться только на одной задаче. Ваш мозг получает смешанные сигналы, что может затруднять концентрацию и запоминание информации.
Так в чем же решение? Иметь специальную зону для учебы может быть чрезвычайно полезно. Зона для учебы - это пространство, предназначенное исключительно для занятий. Это тихая зона без отвлечений, спроектированная для помощи вам сосредоточиться и запомнить информацию. Зона для учебы может быть отдельной комнатой в вашем доме, уголком в вашей спальне или даже столом в местной библиотеке. Главное - чтобы у вас было место, используемое исключительно для учебы.
Теперь поговорим о пользе наличия специальной зоны для учебы. Во-первых, она поможет вам переключиться на состояние обучения. Когда вы входите в вашу зону для учебы, ваш мозг знает, что пришло время сосредоточиться и учиться. Это поможет вам отключиться от отвлекающих факторов и сосредоточиться на работе.
Во-вторых, зона для учебы поможет вам быть более продуктивным. Когда вы находитесь в тихом пространстве, свободном от отвлечений, вы, скорее всего, будете выполнять работу более эффективно. Вас не будут перебивать соседи, члены семьи или телевизор. Это означает, что вы сможете закончить свои занятия за меньшее время, что является выигрышной ситуацией.
Наконец, зона для учебы поможет вам лучше запоминать информацию. Когда вы находитесь в пространстве, предназначенном для занятий, ваш мозг более вероятно запомнит информацию, которую вы изучаете. Это происходит потому, что ваш мозг связывает окружающую среду с учебой, что облегчает вспоминание информации позже.
Пространство для занятий не обязательно должно быть отдельной комнатой, это может быть уголок в вашей спальне или стол в местной библиотеке. Главное - иметь пространство, используемое исключительно для учебы. Занимаясь таким образом, вы сможете учиться меньше, но учиться эффективнее.
Система поощрений 🏆
Учиться может быть настоящим испытанием, особенно когда приходится делать это несколько часов подряд. Но что, если я скажу вам, что есть способ сделать учебу менее мучительной и более продуктивной?
Представьте, вы занимаетесь до полуночи и наконец заканчиваете. Что вы хотите сделать потом? Запланируйте нечто особенное для себя в качестве поощрения. Для многих женщин это может означать спокойную ванну с свечами и закрытой дверью в ванной комнате. Для мужчин это может быть поход в паб и пиво. В любом случае, сделайте это то, что приносит вам удовольствие и мотивирует вас выполнить задания по учебе.
Но есть подвох: вы не можете поощрять себя до тех пор, пока не закончите учиться. Это означает, что вам нужно тщательно планировать свой день, чтобы у вас было достаточно времени для занятий и все еще оставалось время для вознаграждения. Например, если вы начинаете учиться в 15:00 и заканчиваете к 21:00, вы можете отправиться в паб и насладиться пивом, не испытывая вины.
Интересное в системе поощрений заключается в том, что она усиливает ваши учебные привычки. За счет перерывов и забавы вы на самом деле тренируете себя учиться в течение более длительных периодов времени. Это важно, если вы планируете получить продвинутую степень или заняться работой, требующей много учебы.
Конечно, не стоит преувеличивать поощрения. Если вы слишком много пьете или погружаетесь в нездоровые привычки, вы не делаете себе никаких услуг. Но если правильно планировать свой день и придерживаться поставленных целей, вы узнаете, что учиться становится проще и приятнее со временем.
Так что в следующий раз, когда вы чувствуете себя подавленным учебой, вспомните о системе поощрений. Запланируйте нечто особенное для себя и используйте это как мотивацию для выполнения работы. С немного дисциплины и много веселья вы сможете учиться меньше, но учиться умнее.
Фаза быстрого сна 😴💤
Сон - неотъемлемая часть нашей ежедневной жизни, и он крайне важен для нашего общего здоровья и благополучия. Однако, когда речь идет о учебе, большинство студентов часто пренебрегают важностью получения достаточного количества сна. Недавние исследования показывают, что фаза быстрого сна (R.E.M.) играет значительную роль в закреплении долговременной памяти.
Гиппокамп, часть мозга, отвечающая за хранение памяти, во время фазы быстрого проходит процесс переноса временных воспоминаний в постоянные. Этот процесс консолидации критичен для сохранения того, что мы учили, и без достаточной продолжительности этой фазы сна информация, которую мы изучаем, не становится постоянной.
Взрослые обычно испытывают фазу быстрого сна каждые полтора часа после засыпания. Если вы не получаете достаточного количество сна, обычно около восьми часов, это значит, что вы не получаете достаточной продолжительности этой фазы. Этот недостаток сна может значительно влиять на вашу способность учиться и запоминать информацию.
Исследования показывают, что лучший отдых может значительно улучшить успех студента, потому что их мозг складывает информацию гораздо более эффективно. Однако, несмотря на доказательства, подтверждающие важность сна для обучения, многие студенты продолжают пренебрегать им.
Апноэ сна - это расстройство сна, которое влияет на многих людей и может значительно влиять на сохранение памяти. Люди с апноэ говорят о потере памяти, потому что их быстрый сон нарушается частыми пробуждениями, что затрудняет закрепление и сохранение постоянных воспоминаний.
Интересно, что никто не зарабатывает деньги, говоря людям больше спать, поэтому эту тему редко обсуждают в Интернете или в СМИ. Однако студенты должны не только придавать приоритет учебным занятиям, но и убедиться, что они получают достаточно сна, чтобы сохранить новые знания.
Легко увлечься другими занятиями и пренебрегать учебой, но мы должны задать себе вопрос: "Важнее ли эти занятия, чем наше образование?". У нас всех одинаковое количество времени в неделю, а именно 168 часов. Настоящий вопрос в том, как мы используем это время. Мы используем его разумно или тратим его на вещи, которые не имеют значения?
Итак, сон является важной составляющей обучения и сохранения информации. Мы должны приоритизировать наши учебные занятия и убедиться, что мы получаем достаточно сна для закрепления наших воспоминаний. Так что в следующий раз, когда вы пожертвуете сном ради других занятий, спросите себя, стоят ли эти занятия того, чтобы поставить под угрозу ваше образование. Помните, что изучать меньше, но учиться умнее также включает получение достаточного количества сна.
Промежуточный результат 📊📈
Сейчас давайте на минуту остановимся, и подытожим, что мы узнали о том, как учится меньше, но эффективнее:
🏫📝 - выделяем специальную зону для занятий; 📖🕒 - занятия по ~30 мин c короткими перерывами; 🧠🔁 - факты заучиваем, а концепции пересказываем своими словами; 📅✏️🏆😴 - планируем продолжительность занятий так, чтобы осталось время на поощрение и ~8 часовой сон.
Учебные группы🎓👥
Учеба может быть сложной задачей, особенно если вы занимаетесь в одиночку. Легко отвлечься или потерять мотивацию, когда вы сталкиваетесь с трудными концепциями или большой нагрузкой. Но что, если существует способ сделать учебу более эффективной и приятной? Введите учебные группы.
Учебные группы - это мощный инструмент, который часто недостаточно используется, особенно в сообществе колледжей. Многие успешные профессионалы, включая тех, кто работает в медицинской сфере, полагаются на учебные группы, чтобы помочь им учиться и запоминать информацию. Так почему бы нам не сделать то же самое?
Преимуществ учебных групп много. Прежде всего, они создают чувство сообщества и поддержки, что может сделать учебу менее подавляющей. Когда вы являетесь частью учебной группы, у вас есть обязательство быть на месте и вносить вклад, что может помочь вам сохранять мотивацию и держать курс.
Но, пожалуй, самым важным преимуществом учебных групп является ответственность. Когда вы занимаетесь один, легко сдаться, когда дела становятся сложными, или отвлечься на другие вещи. Но когда вы являетесь частью учебной группы, у вас есть обязательство перед своими товарищами быть готовыми и готовыми к учебе. Это помогает вам оставаться сосредоточенными и преданными своим учебным занятиям.
Еще одно преимущество учебных групп - возможность учиться у других. У каждого есть свои сильные и слабые стороны в обучении, и участие в группе позволяет использовать знания и опыт других. Вы можете обнаружить, что кто-то из вашей группы имеет уникальную перспективу или подход, который поможет вам лучше понять сложную концепцию.
Конечно, создать учебную группу может быть не всегда просто, но если вы найдёте людей, которые готовы учиться и работать вместе, то выигрыш может оказаться значительным.
Так что не бойтесь обратиться к своим одногруппникам или коллегам и создать учебную группу. Вас может удивить, насколько более эффективной и приятной может быть учеба, когда у вас есть поддержка и ответственность группы. Ваши оценки (и ваше будущее "Я") будут вам благодарны.
Активное повторение: лучший способ учиться 🔄🧠💭
При изучении чего-то нового часто можно столкнуться с проблемой сохранения большого количества новой информации и понятий.
Активное повторение включает в себя преподавание другим того, что вы узнали. Это может быть член семьи, сосед по комнате или даже пустое кресло. Процесс преподавания укрепляет ваше обучение и помогает вам выявить пробелы в понимании. Как говорится, "лучший способ учиться - это обучать других". Иными словами: определить, что вы на самом деле что-то выучили, это проверить, способны ли вы обучить кого-то другого полученными знаниями.
Одна из моих бывших учениц успешно использовала эту технику. Она возвращалась домой после уроков и пересказывала своей семье то, чему я её обучал, за обеденным столом. Это не только помогло ей закрепить своё понимание, но и позволило членам её семьи узнать что-то новое.
Но что, если у вас никого нет, кому можно было бы преподавать? Не беспокойтесь, вы всё равно можете практиковать активное повторение, говоря вслух себе. Сначала это может показаться странным, но это проверенный метод закрепления учебного материала. Вы также можете записать материал своими словами, а затем провести диалог с самим собой по этому поводу.
Исследования показали, что 80% времени, уделяемого учебе, следует тратить на повторение, а только 20% - на чтение. Это означает, что вместо того, чтобы проводить часы за чтением и деланием заметок, вы можете провести больше времени активно взаимодействуя с материалом и преподавая его другим.
Так что, в следующий раз, когда вы столкнетесь с трудностями в изучении чего-то нового, попробуйте активное повторение. Будь то преподавание члену семьи или беседа с пустым креслом, эта простая техника поможет вам учиться меньше, но учиться эффективнее.
Выделение текста в книгах (Распознавание против Воспоминания)🔎📘✒️
Изучение может быть неподъёмной задачей, особенно когда у вас много материала, который нужно освоить. Многие студенты прибегают к выделению текста в учебниках, надеясь лучше запомнить информацию. Однако просто выделять все подряд - не самый эффективный способ изучения. На самом деле, это может затруднить вашу способность запоминать важную информацию.
Когда вы выделяете все, вы фактически ничего не выделяете. Ключевым является фокусировка на самой важной информации и выделение ее. Когда вы первый раз читаете главу или книгу, обратите внимание на самые важные положения и выделите их. Не тратьте часы на создание красивого внешнего вида - сосредоточьтесь на сути.
Проблема выделения всего заключается в том, что это может вызвать путаницу между распознаванием и воспоминанием. Когда вы что-то распознаете, вам может показаться, что вы помните это, но на самом деле вы просто знакомы с этим. Например, вы можете узнать человека, с которым встречались много лет назад, но на самом деле не помните его имени или каких-либо подробностей о нем.
Аналогично, когда вы изучаете, просто распознавая выделенный текст, вы на самом деле не удерживаете информацию в памяти. Вам может показаться, что вы знаете это во время учебы, но когда приходит время для контрольной или экзамена, вы можете обнаружить, что на самом деле ничего не помните.
Чтобы действительно учиться и запоминать информацию, вам нужно активно изучать и взаимодействовать с материалом. Это означает, что нужно выходить за пределы простого выделения важной информации и действительно уделять время ее пониманию. Не только распознавайте текст - убедитесь, что вы действительно знаете его, проверяя себя и регулярно повторяя.
В заключение, выделение текста может быть полезным инструментом для изучения, но только если это делается правильно. Сосредоточьтесь на самой важной информации и активно взаимодействуйте с материалом, чтобы убедиться, что вы действительно понимаете и помните его. Не только распознавайте - действительно знайте информацию. Сделав так, вы сможете учиться меньше, но эффективнее.
Запоминание 🧠🔐💡
Мы часто сталкиваемся с трудностями в запоминании изучаемой информации. Мы проводим часы, занимаясь учебой, а на следующий день разочаровываемся в себе, потому что всё забыли. Но есть способы улучшить наш процесс запоминания.
Первый шаг - это проверить себя. Если вы можете взглянуть на кусок информации, перейти к следующему, а затем вернуться к предыдущему и все еще помнить о нём, значит, вы знаете, что вы запомнили его. Это простой, но эффективный способ оценить сохранение памяти.
Еще одна техника - это прочитать кусок информации, а затем попытаться объяснить его своими словами. Это заставляет вас обработать информацию и поместить ее в свой контекст запоминания, что облегчает в будущем процесс вспоминания. Вы можете даже попробовать визуализировать информацию, создавая в уме образы или диаграммы.
Важно отметить, что забывание за ночь не является нормальным явлением, если только не произошло серьезное повреждение мозга. Так что если вы обнаружили, что информация быстро забывается, это может быть признаком того, что вам нужно изменить свои учебные привычки. Возможно, вы не учитесь эффективно, или у вас не хватает сна или физической активности.
В заключение, запоминание информации является важной частью учебы, и существуют простые техники, которые вы можете использовать для улучшения своего воспоминания. Проверяйте себя, объясняйте информацию своими словами и визуализируйте ее. С практикой и последовательностью вы можете стать более эффективным учеником и сохранять информацию на более длительные периоды времени.
Промежуточный результат 📊📈
Пришло время остановится и обновить наше резюме о том, как учится меньше, но эффективнее:
🏫📝 - выделяем специальную зону для занятий; 🎓👥 - по возможности, собираем учебную группу для занятий; 📖🕒 - занятия по ~30 мин c короткими перерывами; 20/80%🕒 - чтение / активное повторение; 📘✒️ - выделяем только относительно важное; 🧠🔐- учим по малым частям, проверяем запоминание предыдущих; 🔢📝💭💬 - факты заучиваем, а концепции пересказываем; 🔄💬 - изучил, значит могу научить другого; 📅✏️🏆😴 - планируем продолжительность занятий так, чтобы осталось время на поощрение и ~8 часовой сон.
Ведение заметок: простое правило, которое вам следует знать 📓🖊️👀
Ведение заметок является важной частью обучения. Однако большинство студентов не следуют простому правилу, которое может значительно улучшить качество и сохранение их заметок. Это правило такое: сразу после занятия, желательно сразу же после занятия, вы должны сесть с вашими заметками и развить всё, что вы записали. Придайте записям глубину, развейте их.
Если вы подождете до того, как вернётесь домой, или сделаете это через пару часов, вы забудете некоторые из своих собственных заметок. Сколько из вас писали красивые заметки, только чтобы прийти домой и не знать, что вы написали, и перечитывая их, восклицали: "Это что такое?.. Что я здесь имел ввиду?.. А что это за дичь?" Что ж, это безнадежные заметки. Но если вы потратите немного времени сразу после занятия для их развития, то у вас будет намного больше деталей. Возможно, к вечеру вы всё ещё сможете вспомнить. Это будет мощным дополнением.
Потратьте всего около пяти минут на каждое занятие. Более того, если вы пытаетесь развить свои заметки и не можете вспомнить, о чем был тот или иной момент, то обратитесь к однокурснику. Они обычно рядом. Подойдите к кому-нибудь и скажите: "Эй, о чем это было?" Они могут вам рассказать.
Либо постарайтесь порадовать своего преподавателя. Преподаватели хотят, чтобы студенты преуспевали. Иногда это может не быть очевидным. Мы хотим, чтобы учебный материал усваивался вами хорошо. Это делает нас счастливыми. И каждый раз, когда студент подходит к нам в столовой или в кабинет и говорит: "Я не совсем понял это. Не могли бы вы привести еще один пример?", нам это нравится, это воодушевляет.
Так что, в следующий раз, когда вы на занятии и не совсем понимаете что-то, не стесняйтесь просить помощи. Ваш преподаватель хочет, чтобы вы преуспевали и будет рад пояснить вещи более подробно. Не забывайте, что лишь несколько минут, уделённых развитию ваших заметок сразу после занятия, могут иметь огромное значение в сохранении и усвоении материала.
Мнемоники 🔤💡
Если у вас возникают сложности с запоминанием фактов, не беспокойтесь, вы не одиноки. Многие студенты испытывают проблемы в запоминании информации, особенно когда речь идет о предметах, таких как анатомия. Но есть решение: мнемоника.
Мнемоника - это вспомогательные средства, которые помогают вам быстро и легко запомнить информацию. Существует несколько типов мнемоник, включая аббревиатуры, придуманные выражения и интерактивные образы. Эти методы более быстрые и легкие, чем механическое запоминание, и могут применяться к любому предмету.
Аббревиатуры - популярный способ мнемоники. Вы можете взять буквы и составить слово, чтобы запомнить определенные факты. Например, постановка цели с умом, SMART-цель, должна быть: S — Specific — конкретной; M — Measurable — измеримой; A — Achievable — достижимой; R — Relevant — значимой; T —Time bound — ограниченной во времени. Еще один пример - аббревиатура SAME, которая означает сенсорные-афферентные, моторные-эфферентные. Эта аббревиатура помогает запомнить, что сенсорные нейроны являются афферентными, то есть они переносят информацию к центральной нервной системе, а моторные нейроны являются эфферентными, то есть они переносят информацию от центральной нервной системы. Это можно использовать и в повседневной жизни, например, для списка покупок, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, руккола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.
Придуманные выражения - это еще один вид мнемонического приема. Например, "30 дней в сентябре, апреле, июне и ноябре" помогает вам запомнить количество дней в каждом месяце. "Вправо-туго, влево-легко" помогает вам запомнить, в какую сторону повернуть винт, чтобы затянуть или ослабить его.
Интерактивные образы являются наиболее эффективным видом мнемонического приема. Они включают создание ментального образа, который связывает информацию, которую вы пытаетесь запомнить, с чем-то другим. Например, чтобы запомнить, что углеводы содержат четыре калории на грамм, вы можете представить себе автомобиль с четырьмя колесами, так как "car" - это первый слог слова "carbohydrate" (углевод). Для белка (protein) вы можете представить себе профессиональную гонку с автомобилями, так как оба слова начинаются на "про" и имеют четыре буквы. Для жира вы можете представить толстого кота с девятью жизнями, так как в жире содержится девять калорий на грамм.
Чем более странный образ, тем лучше он запомнится. Но будьте осторожны, если надумаете поделиться ими с другими людьми, поскольку они могут не понять связи. Мнемоника - отличный способ учиться меньше и учиться умно. Попробуйте их и посмотрите, насколько легче стало запоминать информацию.
Изучение по учебникам может быть эффективным способом обучения, но многие студенты не учатся использовать их правильно. Фактически, некоторые студенты даже не покупают учебники из-за их высокой стоимости. Однако учебники разработаны для помощи студентам в обучении и считаются наиболее эффективным способом преподавания. В этом поможет метод SQ3R - техника, которая ранее широко использовалась, но с тех пор ушла в небытие.
SQ3R означает Обзор, Вопрос, Чтение, Воспроизведение и Повторение. Первый шаг - это проанализировать главу, просмотрев всю главу и рассмотрев иллюстрации. Это помогает возникнуть вопросам по мере просмотра главы. Следующий шаг - задавать вопросы, такие как "Что такое формальные концепции?" или "Что такое прототип?" Это поможет вам искать ответы по мере чтения главы.
Третий шаг - прочитать главу, а затем повторить то, что вы усвоили. Это мощный способ запоминания информации. Наконец, вы должны повторить главу, чтобы убедиться, что ничего не потеряли и не запутались.
Важно отметить, что студентам следует начинать учиться заранее и не ждать до ближайшего экзамена. Это позволит им достаточно времени использовать технику SQ3R и действительно понять материал. К моменту теста они должны повторять, а не изучать.
В заключение, учебники - это мощный инструмент для обучения, но студентам необходимо научиться использовать их правильно. SQ3R - ОВЧИП - эффективная техника, которая поможет студентам запоминать информацию и преуспевать в учебе.
Резюме
Как учиться меньше, но эффективнее:
📓🖊️👀 - конспекты перечитываем сразу после занятий; 🏫📝 - выделяем специальную зону для занятий; 🎓👥 - по возможности, собираем учебную группу для занятий; 📖🕒 - занятия по ~30 мин c короткими перерывами; 20/80%🕒 - чтение / активное повторение; 📑✒️ - выделяем только относительно важное; 🧠🔐- учим по малым частям, проверяем запоминание предыдущих; 🔢📝💭💬 - факты заучиваем, а концепции пересказываем; 🔤💡 - используем мненмоники для заучивания; 🔄💬 - изучил, значит могу научить другого; 👁️🗨️❓📖💭🔄 - по книгам (SQ3R = Survey, Question, Read, Recite, Review) (ОВЧИП = Обзор, Вопрос, Читал, Изложил, Повторил) 📅✏️🏆😴 - планируем продолжительность занятий так, чтобы осталось время на поощрение и ~8 часовой сон.
PS. Запоминание (Эббингауз)
0 повторение — изучение;
1 повторение — сразу после изучения;
2 повторение — через 10-20 минут после первого;
3 повторение — через 8-12 часов после второго;
4 повторение — через 24-32 часа после третьего;
5 повторение — через 3-5 дней после четвертого.
P.P.S. Не забываем, что повторение каким должно быть?
Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.