Переброска судна "Метеор" через 110 метровую плотину Красноярской ГЭС, 1970 год.
Переброска судна "Метеор" через 110 метровую плотину Красноярской ГЭС, 1970 год.
Красноярская ГЭС на фотографии еще в стадии строительства, её запустят в 1972 году и она станет второй по мощности в стране.
В советское время было сильно развито пассажирское судостроение. По рекам страны рассекали скоростные теплоходы на подводных крыльях такие как: "Метеор", "Ракета", "Комета" и "Восход". По внешнему виду этот транспорт был не похож на обычную лодку или какой-либо другой транспорт и пользовался немалой популярностью.
«Лампочка Ильича».
Московская губерния , деревня Ботино, 1925 год.
В 1920-е годы по всей стране началась «электрическая трансформация» деревень и колхозов.
Шереметьевская улица, 1930 год.
Учитель со школьниками у деревянной школы в Марьиной роще. Плакат призывает: "Неграмотные, идите учиться в школу".
Анисим Иванович Калугин показывает пойманных тигрят жене Елене Исаевне и дочери Ирине. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы.
Женщины-саамы со своими детьми в Суоникюля в 1942 году.
Итак мы остановились на том, что СССР закупил партию танков "Виккерс 6 тонн" и лицензию на его производство.
Второй страной купившей лицензию был наиболее вероятный противник- Польша.
Если сказать, что собственной танковой промышленности в СССР не существовало до момента покупки иностранной техники, то это будет неправдой. В Союзе, с 1927 года выпускался танк Т-18, который вышел вполне на уровне машин середины 20-х годов.
Однако к 1930-му году танк устарел и встал вопрос как жить дальше. Поначалу в планах была модернизация Т-18, но в итоге решили поискать новые решения за рубежом.
В 1930 году закупочная комиссия была командирована за границу с целью приобрести образцы бронетанковой техники.
В Великобритании наибольший интерес вызывала продукция "Виккерс-Армстронг", у которой купили, в том числе, 15 Mk.E с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР.
Напомним, что "англичанин" обладал целым букетом недостатков, поэтому, изначально, речь о копировании "Виккерса" не шла. Планировалось спроектировать новый танк на основании конструкций перспективного танка Т-19 и В-26 (такое обозначение получил "Виккерс" в стране Советов).
Всё изменилось 26 января 1931 г.: "...по имеющимся в штабе агентурным данным, польское правительство ведет закупки 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка Кристи и усиленно готовится к их производству.
...используя англо-французскую помощь поляки в состоянии сделать уже к концу текущего года более 300 шт. легких 6-тонных англ. танков и до 100 шт. средних танков Кристи. В след. году они могут удвоить это число.
Таким образом Совет счел целесообразным рассмотреть вопрос о принятии на вооружение КА вышеозначенных танков и начать их выпуск немедленно как они есть - не дожидаясь окончания опытных работ, чтобы при необходимости нанести отпор возможной агрессии".
Маршевая колонна польских легких танков Vickers Mark E на параде на полигоне во время учений перед войной
13 февраля 1931 года танк приняли на вооружение Красной Армии как Т-26.
Нужно отметить, что с 1933 года танки стали выпускаться в однобашенном варианте.
В ходе производства, советским специалистам удалось избавить машину от многих недостатков присущих изначальному варианту и в итоге получился танк превосходивший своего прародителя по броневой защите , огневой мощи, решить проблему с разрушением бандажей катков, удалось повысить надежность не только мотора но и всех узлов в целом.
Первыми и единственным эксплуатантом двухбашенного Т-26 за рубежом была Турция. В 1933 году туда было поставлено от 2 до 4 машин.
В 1934 году турецкая армия приобрела еще 42 танка, в однобашенном варианте, а всего 64 Т-26 по цене 61-76 тыс. руб. (Разброс в цене видимо, обусловлен комплектацией) составивших основу танкового парка до конца 30-х годов. В советской технике турок подкупала неприхотливость, ремонтопригодность, возможность эксплуатации персоналом с невысоким уровнем подготовки, к тому же эта техника не уступала по качеству иностранным образцам как минимум.
Турецкие однобашенные Т-26.
С началом гражданской войны Т-26 поставлялся в армию Испанской Республики. Война в Испании стала первым со времён Первой мировой войны военным конфликтом, в котором танки в значимых количествах применялись обеими сторонами. Советская машина стала самой массовой из всех поставлявшихся в Испанию. Всего было поставлено: 1936 году-106 ед., 1937-150 ед., 1938 -25 ед..
Впервые вступив в бой 29 октября 1936 года у Сесеньи, недалеко от Толедо, в 30 км к югу от Мадрида советские машины действовали всю войну. Впоследствии, доставшиеся франкистам в качестве трофеев Т-26 служили до 50-х годов.
Танки Т-26 в Испании 1949 год.
Еще одним эксплуатантом Т-26-х стал Гоминдановский Китай. Туда было поставлено 82 танка. В 1938 году все поставленные танки, вместе с остатками довоенной бронетехники, вошли в впервые сформированную в Поднебесной 200-ю механизированную дивизию.
В июле 1938 г. из состава дивизии выделили танковую группу из десяти Т-26, а также роты 6-тонных "Виккерсов" и роты итальянских танкеток, которую отправили на фронт в район Кайфын-фу, где она внесла значительный вклад в остановку японских войск. В дальнейшем танки принимали участие в боях за Бирму, участвовали в гражданской войне с обоих сторон. Удивительно, но имея массу техники американского производства у националистов и японского у коммунистов, свои Т-26 противники поддерживали в рабочем состоянии до конца.
Чанкайшисты даже свои эвакуировали на Тайвань, где они благополучно прослужили до конца 50-х.
Танковое подразделение армии Гоминьдана во время эвакуации на Тайвань, г. Шанхай, май 1949 г..
Вот такая вот вышла калоша из интересной, но не до конца доведенной конструкции. К слову, поляки свой "Виккерс" тоже довели до ума и у них тоже получилась машина превосходящая своего прародителя. Вот только выпустили её весьма небольшой партией в 132 штуки, в то время как по количеству выпущенных Т-26 был не только самым массовым предвоенным танком, но и составлял в 30-х годах основу бронетанковой мощи, как минимум 4-х стран.
Как обычно, ради удобства чтения, статью порезал, в основном за счет фотографий и видео. Если будет интересно то 1 часть тут, а вторая тут .
Уважаемый читатель!
Если понравилась статья-ставь лайк.
Если есть замечание-пиши комментарий
Если смог узнать из нее что-то новое и не хочешь пропустить подобное в будущем-подписывайся. Ну и от донатов, если будет не жалко, я тоже не откажусь.