Ткань ее туники затрещала и порвалась, представив на суд седовласых членов ареопага красоту, подобной которой они никогда не видели. Молодая, стройная женщина вскрикнула, тщетно пытаясь закрыться руками.
Ткань ее туники затрещала и порвалась, представив на суд седовласых членов ареопага красоту, подобной которой они никогда не видели. Молодая, стройная женщина вскрикнула, тщетно пытаясь закрыться руками.
"Посмотрите же на нее! - вскричал оратор, поднимая, словно флаг, тунику, которую он только что сорвал со своей подзащитной. - Разве такая красота может быть преступной? Разве в таком храме могут таиться демоны?".
Имхо, все куда проще. Действительно, в Спарте уничтожали детефективных детей (да и в целом в мире) т к нет резона их кормить. Нынешнее стремление сохранить жизнь любому ребёнку - непозволительная роскошь в древности. Кому нужен потенциальный инвалид, которого ни в войско призвать, ни даже скот пасти нельзя доверить? Тут бы здоровых людей прокормить.
Знаете почему древние спартанцы сбрасывали младенцев со скалы? Потому что историю Спарты писали древние афиняне
Я всегда мечтала побывать в Афинах. Легендами Древней Греции грезила с тех пор, как домой принесли книгу, выкупленную за сданную макулатуру. И вот свершилось. Мы компанией из 5 человек (я с подругой и трое наших детей - подростков) на туристическом автобусе отправляемся сбывать мою мечту. В автобусе гид долго и упорно предупреждает, рассказывая истории незадачливых туристов, об особенном виде мошенничества. Главное условие было - если вам предлагают купить шубу - бегите! Но мы то же умные, шубы нам не нужны, да и денег на ненужные шубы у нас нет. Поэтому спокойно идём гулять по улочкам старых Афин. Понятно, что маленькие ресторанчики пройти мимо не дадут, очень хочется сделать фото с чашечкой кофе за кукольный столиком в столице Греции. Выбрали кафе, уж не знаю почему, где заказ надо было сделать за стойкой, потом уже ждать его за столиком на улице. И вот тут-то заветное, на чисто-русском "девушки, шубы нужны?". Рядом материализовался добродушный мужик с бородой. Мы шуб не покупаем, нас предупредили. Однако поболтать были рады, пока делали заказ. Мужик махал руками, улыбался, делал комплименты! Мы же думали о том, вдруг сейчас шубу продаст и были начеку, всячески избегая пушистости в любом проявлении (манто и прочие горжетки нас тоже не интересуют!). Поболтав с ним минут 10, озвучили заказ и ушли за свой столик. Когда же официант принёс чек, глаза наши округлились! Было ощущение, что где-то что-то нам все-таки завернули (воротник, например). Позвали официанта. Молодой человек на ломанном, понятном нам по школьной программе английском, объяснил: ваш френд с бородой сделал заказ и сказал, что вот эти леди его гёрлфренды и рады угостить его по старой дружбе. И тут мне помогла фраза, которую советуют туристы, посетившие эту мекку древних руин и мошенников. Надо сказать одно слово "полиция"! Чем я и воспользовалась. Одного этого слова хватило, чтоб чек нам пересчитали и отпустили.
А нас предупреждали!...
Первая подробно описанная эпидемия (так называемая «Афинская чума») состоялась в 430-426 годах до нашей эры во время войны Афин со Спартой (так называемой Пелопоннесской войны).
Эта война длилась с 431 по 404 год и закончилась победой Пелопонесского союза, возглавляемого Спартой.
Обстоятельства, приведшие эти полисы к войне таковы. Афины и Спарта вложили огромный вклад в отражение персидской агрессии в ходе греко-персидских войн, закончившихся в 449 году до нашей эры и стали наиболее влиятельными государствами в Древней Греции. Столкновение этих государств в борьбе за гегемонию было неизбежным.
Карта. Греция в начале Пелопонесской войны (431 год до н. э.)
В значительной степени противоречия были обусловлены и различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда, как в Спарте был установлен государственный строй, сочетавший элементы олигархии, монархии и архаичной демократии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичное собственному государственное устройство.
Существенные различия были между этими государствами и в организации вооруженных сил. У Спарты была наиболее мощная сухопутная армия, и вступать с ней в прямое столкновение было самоубийственно.
Армия любого греческого полиса, и в том числе Афин, в случае прямого боестолкновения, неминуемо была бы разбита.
Древнегреческие гоплиты. Изображения на чернофигурном кратере
Она, впрочем, как и армии других греческих полисов, состояла из свободных граждан государства, фактически крестьян, имевших собственное хозяйство, к которому были прикреплены, так называемые илоты, представлявшие собой рабов (или, скорее крепостных спартанского государства).
Поэтому спартанские воины должны были возвращаться из похода домой к началу сбора урожая. Да и оставлять надолго без присмотра илотов, не испытывавших к спартанцам добрых чувств, также не хотелось.
Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям. Художник Фернан Сабатте
Ввиду этого, военные кампании спартанцев были краткосрочными и продолжались не более трех-четырех недель. В 430 году до нашей эры кампания продлилась беспрецедентно долго – целых сорок дней.
В составе афинских вооруженных сил был неплохая, но все, же уступающая спартанцам сухопутная армия и могучий флот, составлявший основу мощи Афин.
Перикл (494-429 гг. до н. э.)
Исходя из особенностей вооруженных сил, афинский стратег Перикл предложил план войны со Спартой.
Суть его предложения сводилась к тому, чтобы основную тяжесть войны перенести на море и действовать на коммуникациях врага, по возможности, разоряя прибрежные районы государств – союзников Спарты.
В случае же вторжения спартанской армии на афинскую территорию, следовало эвакуировать сельское население в город и там, за городскими стенами пересидеть вражеское нашествие.
Афины спартанцы взять никак не могли – штурм стоил бы огромных потерь, осаду, в силу кратковременности пребывания спартанцев, также предпринимать не имело никакого смысла.
Длинные стены
Афинам не грозил голод или недостаток каких-либо других жизненно важных продуктов, все это бесперебойно доставлялось морем, через порт Пирей, составлявший с Афинами единый комплекс, благодаря, так называемым Длинным стенам. Это две стены, протяженностью в 26 километров, соединяли Афины с Пиреем.
Теперь обратимся непосредственно к описанию эпидемии. Итак, в мае 430 года до нашей эры спартанское войско вторглось на территорию Афинского государства и принялось разорять окрестности.
В соответствие с планом Перикла, сельское население было эвакуировано в город с тем, чтобы там пересидеть нападение.
Перикл произносит речь, Художник Филипп фон Фольц
Историк Фукидид сообщает об этом так: афиняне выслушали Перикла и приняли его предложение: стали переселять с полей в город женщин и детей и перевозить остальную движимость, которую использовали в хозяйстве, уничтожали даже деревянные части самих жилищ.
Мелкий скот и вьючных животных они переправили на Эвбею и другие прилегающие острова.
Когда они явились в Афины, то помещения там нашлись лишь для немногих; кое-кто нашел приют у друзей или родственников. Большинство же беженцев поселились на городских пустырях, и храмах, за исключением расположенных на акрополе.
Многие устроились в крепостных башнях и вообще, где и как могли: город не мог вместить в себя всех собравшихся; впоследствии они заняли даже длинные стены и большую часть Пирея.
Скученность людей привела к тому, что они были вынуждены жить в антисанитарных условиях. В Афинах тогда было всего несколько колодцев, а жители Пирея вообще не имели колодцев, и пользовались водой, собираемой в цистерны.
Афинский акрополь. Реконструкция Лео фон Кленце
Воды с трудом хватало для питья, а помыться было нечем. Это вызвало завшивленность, возле людей появилось большое количество крыс. Неудивительно, что в этих условиях началась эпидемия.
По мнению Фукидида, болезнь началась в Эфиопии, что над Египтом (то есть, в нынешнем Судане). Оттуда она распространилась на Египет, Ливию и на большую часть владений Персии.
Первые случаи заболевания появились среди населения Пирея, позднее болезнь проникла в Афины. То есть, по мнению Фукидида, жители Пирея, а затем Афин заразились от моряков, прибывших с грузом из Египта.
Фукидид, сам переболевший, описал основные симптомы этой болезни: У человека без всякой внешней причины вдруг появлялся сильный жар, покраснение и воспаление глаз.
Парфенон. Реконструкция
Глотка и язык тотчас становились кроваво-красными, а дыхание - прерывистым и зловонным. Больной начинал чихать и хрипеть, и через некоторое время начинался сильный кашель.
Затем начинались тошнота и рвота, сопровождаемая сильной болью. Большинство больных страдало от мучительного позыва на икоту, вызывавшего сильные судороги.
Тело больного было не слишком горячим на ощупь и не бледным, но с каким-то красновато-сизым оттенком и покрывалось, как сыпью, маленькими гнойными волдырями и нарывами.
Внутри же жар был настолько велик, что больные не могли вынести даже тончайших покрывал, кисейных накидок или чего-либо подобного, и им оставалось только лежать нагими, а приятнее всего было погрузиться в холодную воду.
Фукидид. Мозаика ІІІ века нашей эры
Мучимые неутолимой жаждой, больные, остававшиеся без присмотра, кидались в колодцы и сколько бы они ни пили, это не приносило облегчения.
Смерть наступала в большинстве случаев от внутреннего жара на девятый или седьмой день. Если же больной преодолевал кризис, то болезнь переходила в брюшную полость, вызывая изъязвление кишечника и жестокий понос; чаще всего люди и погибали от слабости, вызванной этим поносом.
Скученность приводила к тому, что умирающие лежали друг на друге или валялись на улицах, полумертвые от жажды. Храмы, приютившие беженцев, были полны трупов. Чрезвычайная заразность болезни приводила к тому, что больные умирали в одиночестве, а те семьи, где больных не бросали, вымирали почти полностью.
Чума в Афинах. После Николя Пуссена
При погребении никто уже не придерживался предписываемых обрядов, мертвых просто сбрасывали в общие могилы. Это сообщение Фукидида подтвердили современные археологи, раскопавшие массовое захоронение того периода в афинском районе Керамик. Около тысячи скелетов были там свалены как попало.
Болезнь поражала людей, не взирая на их благочестие по отношению к богам, люди чувствовали себя брошенными богами и прекращали им поклоняться. В преддверии близкой смерти, люди перестали исполнять законы и придерживаться традиций и правил приличия.
Ни страх перед богами, ни закон человеческий не могли больше удержать людей от преступлений, так как они видели, что все погибают одинаково и поэтому безразлично, почитать ли богов или нет.
Чума в Афинах. Картина Франсуа Перье.
С другой стороны, никто не был уверен, что доживет до той поры, когда за преступления понесет наказание по закону, ведь гораздо более тяжкий приговор судьбы уже висел над головой. Поступки, которые раньше совершались лишь тайком, теперь творились с бесстыдной откровенностью.
У всех на глазах внезапно менялась судьба людей: можно было видеть, как умирали богатые и как люди, прежде ничего не имевшие, сразу же завладевали всем их добром. Поэтому все ринулись к чувственным наслаждениям, полагая, что и жизнь и богатство одинаково преходящи.
Смерть Перикла. Гравер Алонзо Чаппель
Болезнь свирепствовала в 430 году до нашей эры, затем возвратилась в 429 году, и, наконец, снова пришла зимой 427-426 годов до нашей эры.
В 429 году от болезни умер фактический глава Афинского государства Перикл, а всего, по подсчетам исследователей погибло от 25 до 35% населения Афинского государства, которое в целом насчитывало 250-300 тысяч человек.
Чума нанесла огромный ущерб Афинам. Был существенно ослаблен моральный дух армии, а смерть многих граждан существенно снизила мобилизационные возможности Афин. С полной уверенностью можно сказать, что чума была одной из важнейших причин, приведших к поражению Афин в пелопонесской войне и дальнейшему их упадку.
Чума во Фригии. Гравюра Маркантонио Раймонди
Позднейшие исследователи попытались на основании описания Фукидида поставить точный диагноз этой болезни. Однако до сих пор единого мнения на этот счет не сложилось, слишком уж много различных болезней подходило под его описание.
Одним из первых диагнозов была бубонная чума, но от этой версии довольно скоро отказались. В публикациях нынешних медицинских работников выдвигаются версии, что Афинская чума – это корь, оспа, сыпной тиф.
Антропологическая реконструкция облика афинской девочки, погибшей от чумы и захороненной в общей могиле
Большинство исследователей, впрочем, сходятся на мысли, что это была эпидемия брюшного тифа, что как будто подтверждают и генетические исследования, проведенные в 90-х годах прошлого века.
Есть также довольно экзотические, на мой взгляд, версии. Среди них сап – это болезнь, поражающая лошадей, мулов и ослов. В пользу этой версии говорит то, что люди действительно могут заражаться сапом от животных.
Изображение мула на древнегреческой терракотовой амфоре
Часть исследователей поставила диагноз эрготизм – это отравление, вызванное употреблением в пищу продуктов из зерна, засоренного грибком спорыньи. Это не инфекционное заболевание, а случаи вымирания целых семейств, адепты этой теории объясняют тем, что все члены семьи ели одинаково отравленную пищу.
Некоторые исследователи считают, что это была лихорадка Эбола. По их мнению, многие симптомы Афинской чумы характерны для указанной лихорадки. Кроме того, лихорадка Эбола впервые зафиксирована в Судане, то есть именно в том регионе, где возникла афинская чума.
Слабым местом этой теории есть то, что впервые эта болезнь зафиксирована лишь в 1976 году, а до этого о ней нет никаких упоминаний.
Я не врач, а историк, потому не могу высказываться в пользу какой либо из версий. Время и дальнейшие исследования покажут, кто из исследователей прав, и я не исключаю, что правильным будет диагноз, который сейчас мне представляется экзотическим.
Больные лихорадкой Эбола в одной из больниц Уганды
И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале "Mihnik" https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA
Групповое изнасилование 25-летней беременной женщины в Агиос Пантелеймон рано утром в среду шокировало общественность.
Женщина, находящаяся на третьем месяце беременности и предположительно страдающая психическими расстройствами, сообщила в полицию, что её изнасиловали четверо иностранцев.
По её словам, во вторник вечером 25-летняя девушка поехала в Омонию в центре Афин, чтобы починить свой мобильный телефон.
К ней подошел молодой человек афганского происхождения, который отвёл её в темное место, а затем изнасиловал.
Потрясённая, 25-летняя женщина обратилась за помощью к проходившим мимо трём пакистанцам, которые уговорили её последовать за ними, чтобы помочь ей.
На такси они отвезли её в подземную квартиру в Агиос-Пантелеймон, где она была изнасилована ещё раз.
Трое мигрантов уже задержаны, им предъявлены следующие обвинения: изнасилование, пособничество при изнасиловании и подстрекательство к нему, а также похищение людей, сообщает Proto Thema.
Четвертый человек, разыскиваемый полицией, также был привлечен к ответственности за изнасилование.
https://greekcitytimes.com/2021/06/24/serious-prosecution-pa...