Чемодан

Во время работы в геофизике жизнь меня сталкивала с самыми разными людьми. Чаще всего это были обычные бичи – люди, не любящие и не желающие работать постоянно, но готовые ради хорошего заработка поработать ударно пару-тройку месяцев на казённых харчах и в казённой же одежде. Очень много вернувшихся из мест не столь отдалённых, что и неудивительно: подобным людям сложно устроиться на работу, а в поле их брали довольно спокойно. Люди в полях мне встречались самые разные: и обычные и не очень, но иной попадались просто уникальные личности. Были среди них и кок с ледокола «Арктика», решивший подзаработать во время отпуска, и начальник участка с Архангельского целлюлозо-бумажного комбината, технолог с рыбного комбината, писатель, ищущий новую тему для книги, и даже военный лётчик-пенсионер. Об одном таком человеке мне и хотелось бы рассказать.

Николаич был из тех мужиков, которым можно спокойно дать как 35, так и 55 лет. Чем-то он напоминал гриб-боровик – такой же крепко сбитый, коренастый и темнокожий от въевшегося в кожу загара. Видно было, что человек он работящий, таких людей любят брать на работу – сразу ясно, что на него можно будет положиться. Как ни странно, но он не поинтересовался заработком, только расспросил, что нужно брать с собой в поле и как долго планируется работа в партии. Внимательно выслушав ответ, он только кивнул головой и что-то записал в маленький блокнотик, который таскал в нагрудном кармане рубашки, чем немало удивил начальника партии.

К выезду на работу он явился точно в срок, таща на плечах брезентовый рюкзак-плевок, а в руках - чемодан. Обычный такой советский кожаный чемодан с металлическими уголками и жёсткими стенками. Тут уже изумились все: в поле ездили с туристическими рюкзаками, с фанерными и металлическими коробами, но вот с чемоданом – такое видели впервые даже самые старые работяги. Местные хохмачи тут же вспомнили популярный в ту пору мультфильм про троицу из Простоквашино и начали приставать к Николаичу с вопросом: «Не за грибами-ли с чемоданом собрался?»

Ответ на пост «Увольнение»

Как мило) А ещё , меня не перестаёт удивлять человеческое магическое мышление.
Например, раз приехали геофизики - то сейчас всё будет замечательно, и подземная вода сразу найдётся, причём там, где хочется заказчику, и всё это получится недорого)
-А вот найдите мне подземную воду вот здесь!
(Тыкает пальцем в конкретное место)
-Так и бурите скважину здесь, для чего вы нас вызвали?
-Я хочу чтобы вода была здесь!
-Вы же понимаете, что мы выполняем геофизическое исследование по всему вашему участку, и задаём наиболее оптимальную точку для бурения? И иногда, самая оптимальная точка для бурения скважины, может быть неудобной для вас!
В конце концов, мы не можем переместить водонос туда, где вам удобнее!
-Я. ХОЧУ. ЗДЕСЬ!!!
- Были рады знакомству, до свидания!)
Таких примерно 3 случая в год...
Некоторые люди непробиваемо тупы...
С ними абсолютно невозможно взаимодействовать...

1998 год. Про наст, дождь и немножко сложно

1 сентября 1998 года выпал снег. Только вчера мы с бригадой и приключениями поднялись на хребет Кваркуш, чтобы провести на нём запланированные электроразведочные работы.

С Днём геолога

Всех, кто сидел у костра.

Переправа, переправа...

Самый нелюбимый метод геофизиков – магниторазведка. Не потому, что она даёт плохие результаты, напротив, это один из самых крутых геофизических методов исследования Земли. Но очень уж он дёшево стоит: чтобы заработать более-менее приличные деньги на магнитке, нужно в день проходить с работой не меньше 8-10 километров. Геофизика ноги кормят! А что поделать: и работу сделать нужно, и заработать хочется — вот и приходится носиться по профилям, как угорелому, невзирая ни на погоду, ни на природу.

Летом 1996 года наша геолого-съёмочная партия выехала на работу в Красновишерский район Пермского края. Работать нам предстояло на Кутиме – северной реке, пересекающей Урал и впадающей в приток Вишеры Улс. Река эта знаменита среди геологов – в конце 19-го века на её берегах было найдено уникальное Кутимское гидротермальное железрудное месторождение. В когда-то сонное царство охотников и рыбаков ворвалась цивилизация – началась самая настоящая железная лихорадка. Строились мелкие заводики по переработке руды, хитники отправлялись в горы на поиски новых месторождений железа и золота, а по Вишере стали ходить пароходики. Край лихорадило лет двадцать, пока не оказалось, что вывозить с Вишеры железо очень накладно и невыгодно: Кутимский завод взорвали, деревни и пристани забросили и Кутим снова превратился в край, где кончаются дороги. В 30-х годах было ещё несколько попыток изучения Кутимского месторождения, да видно места здесь очень уж дальние да негостеприимные. Вообще про то, как открывали и изучали Кутимское месторождение можно рассказать много интересного (я довольно много времени провёл за чтением старых отчётов в архиве Пермского геологического комитета) но это, пожалуй, тема для отдельного рассказа.

В общем, в конце 90-х годов на берега Кутима прибыл наш геофизический отряд, чтобы провести детальные магниторазведочные работы в районе месторождения. Вообще, Северный Урал – край не особо гостеприимный, но Кутим, даже по меркам Урала, очень мрачное место: непроходимые леса с многоэтажными завалами, болота, скалы и самая бурная река. Да не забудьте добавить сюда ещё и следы многолетней человеческой деятельности – в любой момент под ногами могли неожиданно открыться древний шурф или канава, выкопанные, возможно, больше 100 лет назад.

Когда пропала радиосвязь

Наверное, каждый сезон можно охарактеризовать каким-нибудь словом. Был у меня сезон провальный, он же таинственный, были голодный и приключенческий, занудный и мокрый… Сезон 2000-го можно охарактеризовать одним словом – странный. А начался он с того, что за два дня до отъезда на полевые работы умер геофизик, начальник второй бригады. Сердечный приступ прямо на улице.

Всё-таки жизнь – штука непредсказуемая. Только представьте: набран народ на работу, закуплены продукты, погружены в машину необходимые для полевых работ вещи и инструменты, получены все необходимы документы. Гружёный ЗИЛ-131 у конторы ожидает сигнал к выезду и тут БАЦ! – одного из руководителей нет. Вот что тут делать? Разгонять вторую бригаду? Раздавать продукты по другим отрядам и партиям? Менять план работ?

Хренушки.

Виктор Яковлевич, начальник Мойвинской партии, покряхтев и погладив свою бороду, немножко поразмыслил, после чего сказал:

- Никого мы увольнять не будем. Берите-ка Вы, Дмитрий Иванович, обе бригады под своё руководство и отрабатывайте участок согласно утверждённому плану работ.

- А чем я их всех займу-то? – попытался отбрыкаться я.

- Вы начальник отряда, вот и придумайте. Работы предстоит много, люди лишними не будут, - отшил меня начальник.

Делать нечего, через два дня наш Зилок, гружёный продуктами, барахлом и людьми, выехал в сторону Красновишерска. Работать нам предстояло в самом зекоопасном месте Северного Урала в районе спецпосёлков Красный Берег, Усть-Язьва и Усть-Цепёл - в тех самых местах, где количество заключённых раз в десять превышает количество обычных граждан. Дамам в подобных местах появляться не рекомендуется категорически, да и всем остальным тоже не очень-то желательно. Но, с другой стороны, в последний раз геологические работы проводились там в 1948 году, а геофизику там не делали вовсе. Настоящее белое пятно! А это уже не просто круто, а сверх круто знать, что я первый буду ставить геофизику на этом участке и что все остальные будут отталкиваться уже от моей работы. Круто, но очень ответственно – тут уже не слажаешь и не забьёшь на работу. А у меня десять человек вместо пятерых… Охохонюшки!

Ответ tod88 в «Переоценка ценностей»

Был у меня один знакомый - работал в Новодвинской геолого-геофизической экспедиции техником-геофизиком. Этакий классический мизантроп: всю жизнь один, ни с кем не общался, даже в поле таскал с собой отдельную палатку, чтобы ни с кем "жилплощадь" не делить. Работал, правда, хорошо, деньги хорошие зарабатывал, квартирку кооперативную приобрёл, машину, и не какой-нибудь "запор", а вполне крутую по тем временам "Ниву".  В отпуск опять же в лес уезжал на рыбалку или охоту, очень уж страстный охотник был.

И вот как-то раз у него в этой самой квартире сердечко-то и прихватило во время отпуска. Да так прихватило, что он из квартиры выйти не мог, чтобы на помощь позвать. Лежал на полу и размышлял: "Вот помру, а никто и не вспомнит, пока отпуск не закончится". И так ему обидно стало, что жизнь прошла, а никого рядом с ним нет, что он даже разревелся. Как он потом мне рассказывал: "Реву и думаю: если выживу - женюсь!" Часа два пролежал, пока сердце не отпустило.

А ещё через полгода и вправду женился.

Таинственная пропажа

В самом конце 80-х годов в Ненецком автономном округе запретили передвигаться летом по тундре на вездеходах. Запретить-то запретили, а работать нужно, поэтому было принято решение: геофизиков вместе с аппаратурой перевозить с точки на точку вертолётами. Быстро собрали два маленьких фанерных балка, установили в них электроразведочные станции ЦЭС-2, солярную печку, двухэтажные нары и даже маленький складной столик, которым, к слову, практически никогда не пользовались, поскольку был он очень мелким и неудобным.

Вот такой балок: неказистый, мелкий, зато вертолёт его легко переносит

Из Нарьян-Мара до Мезени балки дотащили по воздуху вертолётом Ми-6: он легко поднял в воздух оба балка. Одну бригаду оставили на восточном берегу реки Мезень, а вторую - на западном, недалеко от посёлка Каменки. И всё заверте..

Рабочие расставили датчики, геофизики запустили свои станции; начался рутинный процесс изучения глубинного строения Земли длительностью 53 часа. Как только отработали точку - заказали вертолёт на переброску. Как будет проходить переброска, в тот момент толком ещё никто не знал, но русский авось побеждает любые преграды! Итак, вертолёт заказали, осталось его только дождаться. Весьма, доложу я Вам, муторное дело: приходилось каждый час выходить в эфир и узнавать, вылетел борт или нет. По какой-то причине, вылет откладывали несколько раз подряд и, в конце концов, начальник бригады, которая стояла на западном берегу, решив, что вертолёта сегодня не будет, скомандовал своим рабочим: "Отбой!" Рабочие, поняв, что работы сегодня не будет, отпросились у начальника прогуляться до Каменки, дабы полюбоваться на поселковые достопримечательности и пообщаться с местными жителями. Начальник дал добро и отправился отдыхать. А ещё через два часа он был разбужен громким шумом. Выскочив из балка, начальник малость обалдел - на поляну перед балком садился вертолёт!

Фото было сделано во время другого перелёта, но вот именно таким образом цепляли балок на подвеску. Тут наверху сижу я.

Командир экипажа всего лишь парой слов сумел донести до геофизика, что вертолёт не такси, ждать ушедших не собирается, и если через пять минут балок не будет подготовлен к перевозке, то геофизик со своими бойцами потащит его на своём горбу! Против этого аргумента начальник спорить не стал, быстро собрал разбросанные вещи, и вертолёт, подцепив фанерный домик на подвеску, перенёс его на восточный берег Мезени.

Вечером, надегустировавшись продукции местного самогонного производства, рабочие вернулись домой. А дома-то и нету! Есть мусорная яма, есть туалет, есть даже умывальник, прибитый к ёлке, а вот дома нет! Исчез дом!! Совсем!!!

Мозги рабочих, и так довольно сильно затуманенные достопримечательностями Каменки, съехали практически набекрень. Они бегали по лесу в поисках балка, материли исчезнувшего вместе с балком начальника, по нескольку раз заглянули в туалет и в мусорную яму. Всё было тщетно, балок не появился. Тогда рабочие, оторвав от ёлки умывальник, отправились обратно в Каменку, дабы залечить душевные раны, нанесённые таинственной пропажей.

На своё счастье, в Каменке они встретили рыбака, который видел, как вертолёт переносил какой-то полосатый домик через реку.По какой-то необъяснимой причине, он решил, что это рыбнадзор придумал какое-то новое злодейство, чтобы ловить рыбаков.

Радостные рабочие объяснили ему, что это не рыбнадзор, а их балок, который они уже не надеялись найти. Рыбак переправил бедолаг на другой берег, а к вечеру следующего дня они встретились со своим балком и своим, не побоюсь этого слова, горячо любимым начальником. А ещё через три дня вертолёт увозил их в Нарьян-Мар, поскольку работать дальше они почему-то дружно отказались.

А полевой сезон продолжился своим чередом, впереди нас ждали буран на речке Снопе, зов сгущёнки на Кафтанниковых озерах, комсомольско-молодёжный экипаж и много другое...



P.S. Мне очень интересно общаться с читателями своего блога. Всегда рад вашим комментариям, критике, пожеланиям и поддержке.

Ну и, конечно же, буду рад благодарности в денежном эквиваленте в любых мыслимых или немыслимых количествах :-))).

Утопленный вездеход

В самом конце августа 1989 года наша электроразведочная бригада стояла на берегу прекрасного Куприянова озера, есть такое на севере Архангельской области. Рядом с нами стояла вторая бригада нашего геофизического отряда. А рядом мы стояли, чтобы провести контрольные работы и сверку станций - весьма нудное занятие, если, конечно, вы не находитесь на берегу озера, полного рыбы, с берегами, усыпанными грибами и ягодами.

наша палатка у озера
геофизический пикник на берегу озера

а это я сам, молодой красивый и немного заросший

тяжело уезжать с такого места, согласитесь!

Проторчали мы на озере практически неделю, но всё хорошее когда-нибудь да заканчивается. Закончили и мы свои контрольно-сверочные работы. Нужно было двигать вперёд. А впереди нас ждала одна точка на озере Першино, а следующая - посреди болота. А закон у нас в отряде волчий: кто первый с места сорвётся, тот на озере стоять будет, кто не успел - на болоте.

Часов в шесть утра нас с вездеходчиком разбудил начальник и шёпотом сказал: "Тихонечко грузим вездеход, пока соседи не проснулись!" Стараясь не шуметь, мы загрузили свою ГТС-ку, забрались в неё, и под негодующие вопли конкурентов, рванули к желанной цели. Ну, как рванули: 7км/ч - не очень-то высокая скорость, но пешком всяко не так комфортно. Конкуренты собрались на удивление лихо и уже через полчаса пустились за нами в погоню.

Гонка двух беременных барахлом вездеходов - это эпическое зрелище, по красоте не уступающее марафонскому забегу черепах или гонкам муравьёв на улитках. Наш ГТС медленно прёт по берегу озера, а в полукилометре от него тащится вездеход конкурентной бригады. Кажется, он догнал нас на целых 50 метров! Серёга, газуй! А-а-а-а, конкуренты применили нечестный приём! Они решили срезать и переплыть через узкое место напрямик через озеро. Такой подлости мы не от них не ожидали. Остановившись, мы с грустью наблюдали, как их вездеход медленно поплыл по озеру. Но, видимо, что-то пошло не так: неожиданно они развернулись и двинулись в обратную сторону.

-Э, испугались, слабаки! - радостно подумали мы, и поехали дальше. Теперь-то они нас точно не догонят. Через какое-то время я оглянулся назад, чтобы посмотреть, где там наши конкуренты. Их вездехода я не увидел, зато за нами кто-то бежал. Один. Без вездехода. Блин...

Бегуном оказался Гриша - рабочий из второй бригады.

- Утоп наш вездеход, вытаскивать надо, - сообщил он, отдышавшись, - Я к топографам пробегу, у них ещё вездеход попрошу. И Гриша побежал дальше к лагерю топографов, обосновавшихся на южном конце озера. А мы отправились обратно. Пока мы ползли по берегу, мимо нас по озеру пролетел вездеход топографов.

- Вот блин, - подумал я, - Пока мы доползём, спасать уже некого будет, опоздаем.

Как же я ошибался! Когда мы подъехали, то застали прекрасную картину: "утопленники" в трусах и телогрейках на голое тело прыгали вокруг здоровенного костра, пытаясь согреться.

- А где вездеход? - подбежал я к Марсу, начальнику бригады "утопленников".

- А вон видишь, пузыри идут? Вот там и вездеход, - Марс ткнул пальцем в сторону озера.

Вездеход утонул полностью, не дотянув до берега метров двадцать. И утонул он по очень дурацкой причине: дня за два перед выездом водитель чистил кузов вездехода и сливал воду через специальные отверстия в днище. Но он забыл закрутить пробки обратно, поэтому вездеход довольно быстро набрал воду, а во время поворота зачерпнул воды бортом и моментально отправился на дно. Парней спасло только то, что в кабине были открыты верхние люки, через которые они выбрались наружу.

Чтобы вытащить эту махину, нужно было нырнуть в озеро и зацепить трос за фаркоп. А вода-то в озере была уже градусов 7 если не меньше, несмотря на солнечную погоду.

- Пусть самый молодой ныряет, - решило общество и посмотрело на меня, - дерзай, студент, совершай подвиг.

Меня подвезли на лодке к месту крушения, попутно давая очень ценные советы: - Ты, когда на кабину встанешь, постой, отдышись, сразу не ныряй. Так легче будет.

великий момент моего ныряния, снятый неизвестным фотографом

а вот и сами неизвестные фотографы, Яков Карлович и Александр Иванович )))

И вот наша лодка остановилась над вездеходом. Я нырнул. Блин! Такое чувство, что я очутился в котле с кипятком! Воздух с шумом вылетел из моих лёгких, которые сжались до какого-то микроскопического размера. Я схватил лежащий на куче груза трос и пулей вылетел на поверхность.

- Ну как водичка? - ехидно поинтересовался Вовка Смирнов, вездеходчик топографов. Я бы ему обязательно ответил, но поскольку воздуха в лёгких практически не осталось, то я только разевал пасть, пытаясь сделать хоть какой-то вздох. Мне было холодно. ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ХОЛОДНО! Наконец, мне удалось чуть-чуть отдышатся, стоя на кабине затонувшего "корабля". Взяв трос, я снова нырнул. Мордой вездеход уткнулся в дно озера, поэтому нащупать фаркоп мне удалось только со второго захода. Но вот я зацепил трос и влез в лодку. Боже, как меня трясло! Ни до, ни после меня так больше не трясло, как в этот день. Как будто каждая клеточка в моём теле отплясывала свой собственный танец, руки и ноги ходили ходуном. А потом был костёр, тёплая телогрейка с начальственного плеча и 50 грамм технического спирта с перцем для профилактики.

Ох, и трудная это работа, из болота тащить бегемота. Спасение вездехода длилось часа три: рвались тросы, разгибались крюки на чекерах, слетали гусеницы... Но вот, наконец, "утопленник" застыл на берегу, весь облепленный водорослями, тиной и макаронами из расплывшегося в воде крафтового мешка. Слили воду, на удивление быстро запустили двигатель и в темпе похоронной процессии отправились к лагерю топографов. Там мы оставили потерпевших сушиться, а сами отправились на новую точку.
вот так выглядела кабина вездехода, когда его вытащили на берег

Во время вечернего сеанса связи мы связались с пострадавшими.

- Привет, Марс, как у вас дела? - спросил наш начальник по рации.

- Сгорели, - ответил Марс.

- В смысле, сгорели? Вы же только что утопли? - обалдело спросил начальник.

- Ну вот, палатку да барахло сушили, да перестарались...

Аплодисменты, занавес.

У меня вопрос к подписчикам и всем читающим: я пишу геологические истории. Стоит ли писать истории из армейской жизни, или страшилка из пионерлагеря, или как я в секс-шоп в Париже ходил?
Рекомендуем
@denis2001
@fastone
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: