Огромное стадо северных оленей. Частично маршрут перегона проходит по трассе.
Огромное стадо северных оленей. Частично маршрут перегона проходит по трассе.
Начало девяностых. Я студент. Но, так получилось, что зная немецкий язык и имея небольшую сумму в валюте (это отдельная история), стали с другом гонять машины из Германии. Гоняли машины возрастом 1-3 года и стоимостью от 50 тыс марок. И вот, где-то под Минском нас останавливают милиционеры, на двух машинах, с автоматами. И вот мы стоим, два балбеса по 22-23 года, с руками на капоте, и даишники изучают наши документы. И находят в моём паспорте читательский билет читального зала городской библиотеки. И один меня спрашивает - "Ты что, в библиотеку ходишь?"
Хожу - отвечаю я.
Хм, ну ладно - ответил даишник, отдал документы и позволил уехать
Периодически, как и в любом бизнесе, приходится возвращать клиентам деньги. Далеко не всегда быстро, периодически за вычетом уже понесённых расходов, много нюансов, в общем. Тем не менее, всегда всё происходит мирно, могу гордиться тем, что в 2022 у нас не было ни одного судебного разбирательства.
Периодически же происходят некоторые ситуации, выбивающие из колеи своей абсурдностью, скажем так, на грани нечеловеческой глупости.
Написал как-то человек, мол хочу заказать авто из Европы, но никому не доверяю в интернете, где можно лично встретиться? Хм, ок. Я в Берлине, приезжайте-набирайте, встретимся и всё обсудим.
Он приехал буквально через неделю. На короткой встрече уточнил стоимость мероприятия и, выяснив, что для него это дорого — попрощался и уехал домой.
Счёт за эту встречу мне пришёл уже следующим вечером. Неспешно листая почту, я увидел сообщение и от этого человека. Там были аккуратно подсчитаны затраты на топливо туда и обратно, в сумме чуть больше 350 евро. Далее было уточнение, что возврат средств ожидается до конца месяца, ведь человек потратил своё время и деньги на встречу, но из-за завышенной цены на услуги (ниже рынка, на самом деле), сотрудничество оказалось невозможным.
Пиз%дец, что ещё сказать?
Гренландия-Исландия
Когда я зарулил на перрон аэропорта Нарсарсуак,меня уже встречал заправщик и техник. В NOTAM аэропорта была информация о том,что бензина 100LL осталось мало и нужно заранее узнавать,смогут ли вам обеспечить заправку!
Будучи еще в Канаде я позаботился об этом,связался с аэропортом,они меня успокоили и сказали,что уж 70 галлонов для заправки моего лайнера у них найдётся))
На остановку в Гренландии было запланировано 40 минут. Этого вполне достаточно для выполнения всех процедур.
На аэродроме царит спокойствие и умиротворение,воздух просто не передать словами!! За забором гуляет коренная жительница с коляской,всё совсем по-другому,не как мы привыкли. Но наверное очень скучно и конечно же очень дорого.
Пока шла заправка, я,не снимая свой отпадный костюм «помчался» в офис,чтобы оплатить всё это дело.
Счёт,на минуточку, составил 1100$!
Всё было готово и пришло время двигаться дальше в сторону Рейкьявика.
Проверил и долил немного масла в двигатель (на этих движках расход масла абсолютно нормальное явление,поэтому у меня с собой было пару литрушек, а точнее кварт.
Завёлся,да-да,именно завелся,а не запустился,забил маршрут по координатам,вырулил и взлетел. Взлёт из Нарсарсуака довольно интенсивный,в силу рельефа,нужно набрать минимально безопасную высоту за короткое расстояние.
Насчёт координат еще забыл дополнить: довольно легко допустить ошибку при их вводе,так как много одинаковых цифр могут идти подряд.
В авиации это называется Gross Navigation Error. Несколько лет назад я по своей невнимательности такую ошибку как раз и допустил,потом пришлось писать письма с объяснениями,так что наученный горьким опытом,в этот раз я всё несколько раз перепроверял.
Взлетел,набрал FL130 (почти 4000 метров),сделал доклад диспетчеру Nuuk radio,получил от него Oceanic Clearance и указание доложить пролёт Greenland Ice Cap( 80% территории Гренландии,которая покрыта толщей снега и льда).
Отлетев от аэродрома, я услышал в эфире те самые 2 Beechcraft Bonanza, которые вылетели после меня из Канады и тоже следовали в Европу,они заходили на посадку. Потом в гарнитуре послышался английский с явным немецким привкусом,это был экипаж,летящей на эшелоне Люфтганзы (Lufthansa,национальная авиакомпания Германии) которая следовала из Франкфурта куда-то в Америку. Видимо у ребят было хорошее настроение,а все анекдоты кончились и они решили поболтать с гренландским диспетчером и даже поинтересовались,много ли сегодня маленьких самолётов летит к ним на дозаправку! Услышав,что сегодня довольно загруженный по гренландским меркам день (5 мелких самолётов и еще несколько рейсов) пилот Люфтганзы воскликнул «wow! Looks like a lot of brave people crossing Atlantic today! God bless them! :) Я решил в стороне не оставаться и передал немцам привет от маленькой цессны, жужжащей где-то внизу над ледником)
Самое время пообедать,подумал я, тем самым супом из банки,который предусмотрительно был куплен еще в Америке. Холодным есть не хотелось, поэтому поставил банку в ноги под воздуховод печки пассажира,минут через 20 банка прилично так нагрелась, но удовольствия я всё равно никакого не получил,от слова СОВСЕМ))) очередная американская химоза. Отступлю немного от темы: каждый раз,когда прилетаю в США испытываю проблемы с питанием. Кругом сплошные закусочные,бургерные и так всякий гавнофастфуд. Чтобы поесть нормальную пищу,надо знать места либо сразу идти в нормальный ресторан и расчехлять кошелёк,но это не мой вариант,я же пилот,откуда у меня $$)) В этом плане спасают китайские рестораны с неограниченным подходом,там всегда можно поесть и морепродуктов и овощей и мясо,уже неплохо.
На этом более или менее занимательная часть полёта с бомбическими видами подходила к концу, самолёт медленно,но верно достиг восточного берега Гренландии и начались новые монотонные 4 часа полёта над водной гладью.
Очередной “position report” Гренландскому диспечтеру и указание работать с Gander Oceanic.
Несмотря на то,что я отлетел от Канадского берега уже приличное расстояние,я всё еще находился под руководством канадской службы управления воздушного движения. (См фото)
Кое-как установил связь,сказал своё местоположение,время пролёта следующей точки и продолжил своё движение в восточном направлении.
За всё время это были наверное самые утомительные 2.5 часа,так как очень хотелось спать.
Мысли о том,что будет,если откажет двигатель,какая будет моя реакция,долго ли я протяну в океане и так далее,уже совсем не будоражили мой мозг.
Но, как говорится, «сон и питание- основа летания», поэтому после приема пищи меня потянуло в сон,а мой друг автопилот продолжал вести самолёт в сторону Исландии.
Короче говоря,я всё-таки провалился в сон)) Длился он,я думаю, от силы минуты 3-4,но за это время мне успело присниться,что полёт «мягко говоря» пошёл не по плану и я быстренько взбодрился!
Очень хотелось по прилёту погулять по Рейкьявику,до этого бывал там один раз и только успел переночевать. Да,некоторые всё еще думают,что у пилотов всегда полно времени побродить по новому городу,изучить местный колорит)) Но нет,иногда времени остаётся только,чтобы поесть и отрубиться спать,а утром снова в путь.
Когда летишь на восток,время работает против тебя. И полёт до Исландии сожрал лишних 2 часа драгоценного времени. В Гренландии время -2 от Гринвича,а в Исландии уже непосредственно Гринвичское.
В общем,спустя еще (энное?) количество времени пришло время пытаться установить связь с диспетчером Iceland Radio. И о чудо,он меня услышал с первого раза ( это не то,что тщетно пытаться вызвать индийского диспетчера Mumbai radio,когда летишь посреди индийского океана)
выдал новый код ответчика и разрешил следовать прямо на RK(название) ,привод (маяк) аэродрома Рейкьявик.
Ну а дальше дело техники,всё стандартно,погода хорошая,запрашиваю визуальный заход,внизу уже туда-сюда шныряют катера и корабли,где-то вдали кажется слегка дымит какой-то вулкан и вот самолёт уже катится по ВПП номер 13, второго по величине аэропорта Исландской столицы.
Итого 6 часов 18 минут от запуска до выключения. Ура! Наконец-то Европа и нормальные розетки в отеле и еда))))
Быстро прохожу паспортный контроль,получаю указание от пограничников «сидеть в отеле»,заправляю самолёт с вечера и бегом на такси и в гостиницу.
В Исландии уже можно сказать начались белые ночи,плюс был выходной день,все гуляли и я не мог себе отказать в прогулке! Но в местах скоплений людей я не был!! Только издалека,одним глазком)) Народ на улицах был крайне весел,ни за что бы не подумал,что исландцы могут так отдыхать!
Город понравился,чистый,уютный,со своим северным колоритом,ну и конечно же я,как любитель старых «вёдер» не мог не оценить старые Volvo 240,740,940 ,катающиеся по дорогам,ну просто в идеальном состоянии!!
Цены на продукты в Исландии-боль. Зашёл купить еды на ужин,потом пересчитал на рубли и полночи не мог заснуть:)
Ну а мне пора было возвращаться,в 6:30 у меня уже был заказан трансфер в аэропорт. Следующий день должен был стать завершающим.