Яна Тарасова второй раз за сутки обожгла кипятком засохший пакетик с цейлонской стружкой и начала усердно лупить ложкой по стенкам стакана. В магазине мебели «Табурет’Ко» заканчивался очередной рабочий день.
Яна Тарасова второй раз за сутки обожгла кипятком засохший пакетик с цейлонской стружкой и начала усердно лупить ложкой по стенкам стакана. В магазине мебели «Табурет’Ко» заканчивался очередной рабочий день.
— Вчера сестра фотки прислала, показывала горный хребет, красота-а-а, — с завистью в голосе рассказывала продавец торгового зала Палкина, растекаясь, словно пролитый кофе на матрасе премиум-класса.
— Здо́рово… — уныло поддержала разговор Тарасова. — А я вчера тоже хребет на фото видела. Свой собственный, после рентгена. Врач сказал, если не брошу сидячую работу, скоро у меня будет полный Тянь-Шань, можно даже туристам показывать.
— Так ходить надо больше.
Палкина потянулась как кошка, хрустнув всеми суставами.
— Так я хожу. До магазина хожу, до пункта выдачи, до мусорки.
— Это всё не то… — Палкина взглянула на возникших в магазине клиентов и перевернулась на другой бок. — Я имею в виду туризм. Пешие экскурсии там, трекинг. Вот ты сколько в день шагов делаешь?
— Не знаю, — задумалась Тарасова, — сорок, наверное.
—Тю-ю-ю, а надо минимум десять тысяч!
— Да куда тут ходить-то? У нас от первого до последнего дома пять тысяч от силы. Эстафету, что ли, бегать?
— А ты куда-нибудь скатайся. Хоть, вон, в Питер, хоть в Москву или Казань. Гуляй — не хочу, выпрямляй хребты, сжигай калории, физически и духовно преображайся.
— Смеешься, что ли? — Тарасова посмотрела на коллегу, как студент-бюджетник на скидки в автосалоне. — На какие я тебе шиши поеду? Вчера у стиралки ТЭН сгорел, собака опять сожрала что-то на улице ― к ветеринару вести надо; Ромка, балбес, заказал какую-то фигню для своего телескопа, а еще успокоительное мое подорожало, теперь оно, наоборот, бесит. Работаешь, работаешь, работаешь, а всё без толку.
— М-да, — зевнула Палкина, — прям не жизнь, а диагноз какой-то! От рассвета до заката! Не о том Родригес свои ужастики снимал. Ну тогда осваивай местные достопримечательности, углубляйся в краеведение.
— Лен, у нас три с половиной церкви, щебеночный карьер, крематорий и памятник цементному мешку.
— Это памятник благосостоянию области!
— Да пофиг. Я всё это еще в детстве облазила, а потом везде успела поработать. Нечего тут делать. И ходить некуда…
— Знаешь, Тарасова, с таким настроем тебе скоро придется наш психоневрологический посетить.
— Ну вот да! Про него я совсем забыла. Можно в турмаршрут включать и на открытках печатать.
— Есть у меня один экскурсовод знакомый, она тебя по таким местам проведет ― ты вообще забудешь, что в родном городе находишься.
— Экскурсовод? У нас? А я-то думала, что это у меня самая бесперспективная работа.
— Смейся сколько влезет, но если согласна, то могу дать тебе контакты, и незабываемые выходные обеспечены.
— Звучит как угроза.
— Ты думай, а я пойду покажу товар, а то у нас там какие-то настойчивые покупашки. Глядишь, кассу даже сегодня откроем.
Палкина, кряхтя, встала с кровати и направилась к посетителям.
Оставшиеся часы Тарасова провела в раздумьях. Сначала она вспоминала, как включить кассовый терминал; затем думала о предстоящих выходных, которые обычно занимала разговорами с мужем и вычесыванием собаки, а потом меняла их местами.
— Ладно, давай номер своего экскурсовода. Уверена, это будут самые незабываемые полчаса в моей жизни.
***
Тарасова пришла на остановку в шесть утра, как ей велела экскурсовод.
— Что это за туризм в такую рань? Я на работу к девяти хожу, — бубнила себе под нос Яна.
Прошло десять минут ожидания, девушка уже хотела пойти домой, но тут из-за поворота вырулил мрачный, как первый день после отпуска, катафалк и зачем-то остановился рядом с ней. Затонированное на сто десять процентов стекло опустилось, и изнутри черной повозки послышался звонкий женский голос.
— Доброго утречка. Яна?
— Э-э-э-э… — закоротило Тарасову. — Да.
— Залезай, нам пора.
Лица́ говорившего не было видно.
— Как пора? Куда?! — испугалась Яна.
— Ну сперва проведу тебе личную экскурсию, посмотрим на привычную жизнь с другой стороны, так сказать, а потом в морг заскочим.
— Я же не умерла? — понимая, что вопрос идиотский, Яна все равно задала его.
— Выглядишь живой, но я бы все равно посоветовала витамины пропить ― вид какой-то загнанный. А если ты про машину, то мне ее дядька всего на денек дал покататься. Я на права неделю назад сдала, а своей пока нет. Вот и решила по максимуму использовать. Ну что, едем?
Тарасова хотела отказаться, но тут дверь машины открылась, и Яна разглядела молодую водительницу в пестром платье и с легкой безуминкой во взгляде.
— Юля, — представилась экскурсовод. — О, кстати, чуть не забыла, — она вышла из машины и закрепила на заднем стекле катафалка огромный восклицательный знак ― «Начинающий водитель», а еще надпись: «Не суди, да не судим будешь!» — Можем ехать!
Ехали с приоткрытыми окнами, так как в машине сломался кондиционер. Юля включила флешку, и все люди на улице оборачивались вслед проезжающей мрачной машине, из которой вперемешку звучали лучшие хиты «Металлики», «Руки вверх» и «Кино».
— Начать предлагаю с культурно-познавательной программы, — сказала Юля и свернула в сторону промзоны.
— Извините, конечно, но в этом направлении из культур только овощеперерабатывающий комбинат, но на эти культуры я насмотрелась, когда в студенческие годы там глазки́ из картошки выковыривала.
— Нет, мы едем в уникальное место: первую в мире Живую галерею.
Закончив говорить, Юля снова включила поворотник и поехала в сторону строительной базы.
При въезде на территорию машина уперлась в шлагбаум. Из будки лениво выкатился заспанный охранник и, увидев черную траурную «карету», обратился к экипажу:
— К кому? Надеюсь, к гендиру?
— Нет, мы на выставку, — ответила Юля.
— Ясно, проезжайте, — грустно вздохнул охранник и поднял препятствие.
— Добро пожаловать в первую Живую галерею, — поприветствовал девушек начальник производства, взяв с них по двести рублей и протянув в обмен каски. — На нашем предприятии трудится уникальный маляр-художник Денис Иголкин, — начал экскурсию мужчина, провожая девушек в рабочую зону. — Он знаменит своей невероятной любовью к тяжелой технике и рисованию, а также способностью совмещать это в виде нательных шедевров.
Тарасовой казалось, что ее разыгрывают. Это был обычный завод, и люди здесь были самые обычные.
— Позвольте представить: первая картина в нашей Живой галерее. Максим Максимович, — подозвал начальник какого-то толстенького дядьку, перепачканного в солидоле. — Максимыч, у нас экскурсия, — ввел подчиненного в курс дела мужчина в белой каске.
— Понял, — кивнул тот и, повернувшись спиной, начал задирать куртку вместе с майкой.
— Может, не надо? — хотела было отвернуться Тарасова, но тут перед ней предстала невероятная татуировка, каких она раньше никогда не видела.
— Двадцатипятитонный автокран «Клинцы», — произнес начальник, показывая на спину Максима Максимовича.
Кран выглядел как настоящий. Татуировщик смог изобразить детально каждый узел машины: шланги, рычаги, гидравлика, опоры — всё было прорисовано до мелочей, включая потертости на стреле крана.
— Пятнадцать лет на нем отработал, — гордо сказал Максимович, — мой боевой товарищ.
— Круто, да? — улыбнулась Юля, заметив завороженный взгляд Тарасовой.
— А-а-ага…
— Пройдемте дальше, — предложил экскурсовод.
В течение часа девушки разглядывали мужские шеи, предплечья, спины, животы, а иногда и более интимные зоны, забитые самой разной техникой: от автовышек до экскаваторов. Водители с гордостью демонстрировали свои татуировки, а в конце экскурсии Яну даже познакомили с художником. Правда, парень был слишком увлечен творчеством и потому немногословен.
— Я и не знала, что у нас такие таланты водятся. А почему вы не ездите по стране со своей выставкой? — поинтересовалась воодушевленная культурным открытием Тарасова.
— А вы представьте: двадцать пять мужиков возить год по командировкам и при этом следить, чтобы они всегда были трезвые, чистые и вели себя прилично. Никаких нервов не хватит.
***
— Куда теперь? — спросила Яна, когда они выехали с базы.
— Теперь на концерт. Сегодня у нас выступает местный оркестр, снискавший мировую известность. Они играли для великих людей в самых разных точках глобуса.
— Быть не может, что в нашей деревне есть такие знаменитости, — фыркнула Тарасова. — Почему я раньше никогда не слышала?
— Просто на их концерты обычно ходят по особым приглашениям, но у нас есть VIP-доступ, — объяснила Юля.
«Очень интересно, что за доступ такой», — размышляла про себя Яна, и только когда машина свернула на кладбище, поняла, о чем речь.
— Что мы тут делаем? — спросила Тарасова, когда экскурсовод припарковалась неподалеку от большого скопления людей.
— Сегодня тут прощание с одним очень богатым бизнесменом. Играет тот самый ритуальный оркестр, про который я говорила.
Вокруг было много людей в очень элегантных нарядах. Судя по смешкам и каким-то отстраненным разговорам, никто особо не скорбел, пока не объявили выход музыкантов.
— На скрипке ― Алешка, мы с ним в детстве в музыкалку ходили, — подтолкнула Яну экскурсовод. — Его соло — просто взрыв мозга.
Яна хотела уйти. На подобных церемониях ей было тяжело находиться, и меньше всего хотелось слушать траурный марш, который потом долгие месяцы играл бы в памяти, не давая заснуть. Но тут ударил оркестр, и гвалт, стоявший в воздухе, утих.
Музыка была бесконечно прекрасна и лирична. Ни намека на мрачнейшую часть шопеновской сонаты, но при этом чувственное и проникающее в самое сердце исполнение заставляло души раскрываться. А когда казалось, что прекраснее уже быть не может, скрипач заиграл соло. От переизбытка чувств многие начинали рыдать. Не смогла удержаться и Тарасова. Привыкшая к синтезированной, пережатой различными форматами электронной попсе, Яна не справлялась с нахлынувшими эмоциями. Нет, от музыки не хотелось грустить. Хотелось жить, но слезы сами текли рекой. Под этот массовый плач и прощались с бизнесменом, который, как потом узнала Тарасова, был очень малоприятной личностью.
— А познакомишь с артистами? — спросила Яна после церемонии.
— Рада бы, но они улетают через три часа в Гонконг, боюсь, не успеем. Да и у нас впереди еще гастрономическая часть.
— Вообще, мне советовали больше ходить, — вспомнила Яна.
— С этим как раз проблем не будет, — кивнула Юля, заводя двигатель.
— А можем по дороге в какой-нибудь SPA заглянуть? Вы ведь знаете недорогие и хорошие места? — заерзала Тарасова в кресле.
— Спина болит?
— Ага, я бы на массаж сходила, — щурилась от боли пассажирка.
— Знаю я одно место. Будешь как новенькая, — улыбнулась экскурсовод и поддала газу.
Через пять минут катафалк заехал на парковку спортшколы олимпийского резерва по тяжелой атлетике.
— Тут где-то есть SPA? — с подозрением покосилась Тарасова на Юлю.
— Лучше. Тут есть массажный кабинет тети Даши.
Внутри спортшколы Тарасову чуть не сбил с ног запах пота и вид атлетических торсов. Кое-как сдюжив, она проследовала за Юлей прямиком в маленькую каморку под лестницей, из которой доносились истошные крики.
— Я туда не пойду, — замотала головой Яна.
— Да ты что, будешь как новенькая, — хлопала ее по плечу экскурсовод.
— Да там же убивают кого-то!
Судя по звукам, внутри страдало какое-то крупное животное. А потом внезапно раздался истерический смех. Через минуту дверь открылась. Из нее вышел огромный, красный, заплаканный и одновременно улыбающийся спортсмен.
— Следующий, — раздался голос из преисподней.
Тарасова предприняла попытки к бегству, но прыткая Юля смогла затолкать ее внутрь. Тетя Даша оказалась маленькой щуплой старушкой и на первый взгляд внушала доверие. Яна расслабилась. Но когда массажист двумя пальцами схватила блин от штанги и отложила в сторону со словами: «Вечно разбрасывают где ни попадя», девушка проглотила огромный комок в горле.
— Теть Даш, есть пять минут? — задорно спросила Юля. — У нас тут программный туризм, показываем приезжим местный сервис. Можете нам сеанс релакса организовать?
— Я местн… — хотела было возразить Яна, но сама не заметила, как оказалась на массажном столе, и сильные руки начали растягивать ее позвоночник точно портупею, проверяя на прочность.
Захрустели хребты, из глаз брызнули слезы. Яна кричала, но не слышала собственных криков, а в конце, словно из вакуума, к ней пробился приятный, убаюкивающий бабушкин голос: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый…» Стало вдруг так щекотно, что Тарасова захрюкала от смеха.
Встав со стола, она почувствовала себя воздушным шариком — так легко было ходить.
Поблагодарив старую массажистку от всей души, девушки двинулись дальше.
— Мы въезжаем в гаражный кооператив номер пять. Дальше пойдем пешком, — объявила Юля, паркуя машину.
— Зачем? Можно же доехать, — удивилась Тарасова.
— По этому лабиринту можно кататься вечно, прежде чем найдешь нужный номер гаража. Говорят, что души строителей до сих пор бродят здесь в поисках выхода. А бензин, знаешь ли, не казенный. Да ты и сама хотела пройтись.
— А что вообще мы тут делаем?
— Здесь у нас состоится ужин.
— В гаражах? — поморщилась Яна.
— Испокон веков в гаражах готовились шашлыки и коптилась рыба, а один мужчина достиг таких высот в этом деле, что теперь является чуть ли не лучшим поваром на континенте. Говорят, что секрет маринада ему открыл сам дьявол, а может, это был его собственный дед ― никто точно не знает.
— А как мы его найдем? — спросила Яна спустя некоторое время, понимая, что лабиринт из гаражей бесконечен, а последовательность номеров на воротах не всегда последовательная.
— По запаху жареного мяса, разумеется.
Проблема была в том, что мясом здесь пахло отовсюду. Десятки мангалов коптили небо, как ТЭЦ.
— Ты поймешь, когда услышишь тот самый аромат, — объяснила Юля. — Он тоньше, насыщеннее, проникает прямиком в желудок.
Через полтора часа ходьбы, когда ноги уже дрожали от усталости, Яна что-то такое уловила.
— Я тоже чувствую, — прикрыла глаза Юля, и они обе потянулись за струйкой запаха.
Через пятнадцать минут невидимая веревка вытянула их на место. Напротив одного из гаражей за пластиковыми столиками сидело человек двадцать минимум, а сам шашлычник раздувал угли старым пылесосом.
— Дядь Толь, я второй этаж бронировала, — поздоровалась Юля с поваром.
Усатый мужчина в выцветшем кителе кивнул и проводил девушек к лестнице, ведущей на обустроенную под летнее кафе крышу гаража, где стояло еще несколько столиков, огороженных заборчиком, и открывался вид на речку.
— Ого как красиво! Никогда не видела нашу речку с такого ракурса, — удивилась Яна, расположившись за столиком под зонтиком.
— Ты еще много чего в нашем городе не видела, — кивнула Юля. — Советую микс: индейка, свинина, печень. Меню тут нет.
Тарасова не стала спорить и последовала совету.
Шашлык был настолько мастерски приготовлен, что даже лук не обгорел, а от запаха кружилась голова. Насытиться было невозможно.
Девушки ели, пили и наслаждались видами, словно находились не среди гаражей, а на веранде какого-то фешенебельного отеля.
— Ладно, поехали, мне еще карету сдавать, — вытирая жирный блеск с лица, промычала сытая Юля.
— А точно пора? — Яне не хотелось, чтобы этот день заканчивался.
— Еще салют, — вспомнила Юля и, достав из кармана ракетницу, пальнула в проступающую на небесах Большую Медведицу.
***
— Ну, что скажешь? Как тебе местный туризм? — спросила Палкина на следующий день.
— Удивительно, — призналась Тарасова. — Не думала, что в нашем городке столько всего.
— И это вы еще на щебеночный карьер не ездили.
— А что там? — загорелись глаза у Яны.
— Сходи ― узнаешь. У Юльки целая программа на полтора дня. Я раньше тоже думала, что жизнь заканчивается, как только оседаешь где-то. Но потом выходишь за привычную дверь, а перед тобой совершенно незнакомый мир.
Александр Райн
Мой канал с рассказами https://t.me/RaynAlexandr
Воспоминание разблокировано.
Я была в 8 классе, год 2005-2006, жили мы в селе, и не сказать, чтобы богато. Скорее, даже чуть ниже среднего.
Как-то к нам на урок заглянул директор и попросил минутку внимания. Он зашел прорекламировать тур по Золотому кольцу России, который организовывал кто-то из области, по всем школам собирали желающих поехать. Тур включал в себя поездку на поезде, сух паёк, организованные обеды в кафе, посещение музеев в городах Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Москва. Стоимость тура была 4000 рублей. Я прекрасно понимала, что у моих родителей нет такой суммы, а если и есть, то существуют более важные расходы. Помню, как после школы шли с одноклассницей, обсуждая поездку и фантазируя, как было бы круто поехать вместе. Расстались с ней на том, что поговорим с родителями.
Я заходила домой с мыслями о безнадёжности моей затеи, начала маме рассказывать про тур, в красках, прям как описывал директор :)
- Мам, можно мне поехать?
- Можно.
Помню свою реакцию в тот момент:
Мало кто может в это поверить, не увидев собственными глазами, но Беларусь – это страна замков. За годы и столетия было построено более 150 замков. Но, увы, Беларусь расположена так, что через ее территорию постоянно проходили все самые разрушительные войны и походы Европы. Уцелело немногое, но и сейчас здесь есть замки на любой вкус: средневековые, в стиле барокко, классицизма. Есть замковые руины, как например, в городе Новогрудке, а есть роскошные дворцы как в Косово или Жиличах.
Самый знаменитый – Несвижский замок. Называется он так по имени города Несвиж. Город и замок - бывшая резиденция самого знаменитого белорусского магнатского рода князей Радзивиллов.
Радзивиллы были очень влиятельными и невероятно богатыми. Им принадлежали города, предприятия, заводы, фабрики. Они владели землями чуть ни на всей территории современной Беларуси, которые приносили арендный и сельскохозяйственный доход.
Радзивиллы владели недвижимостью в девяти европейских странах – нынешних Австрии, Германии, Польше, Украине, Франции, Литве. Так, например, современная резиденция польского президента в Варшаве находится в бывшем дворце Радзивиллов.
За могущество и богатство их называли «некоронованными королями». У Радзивиллов брали в займы деньги даже королевские особы, нередко их слово в государственных делах было решающим. А в 18-м веке во всей Европе богаче Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку был только французский король.
К слову, Пане Коханку был последним, на ком остановилась прямая несвижская линия рода Радзивиллов. С тех пор их состояние, замки и дворцы, предприятия и земли, стало постепенно приходить в упадок.
Тот же Несвижский замок долго стоял в запустении, в 19-м веке на его возрождение приехали Радзивиллы немецкой ветви, отремонтировали замок буквально с нуля. После Вторая мировая война сделала свое «черное дело». Немцы вывезли из замка все, что можно было оторвать и вынести. После них остались только камины и единственный бильярдный стол, который не проходил в двери. А затем советская власть приложила руку – местные чинуши, которые имели доступ к замку, растащили и последние изразцы с каминов. И устроили в замке санаторий.
Реконструкция замка началась в 2000-м году. Хорошо, что остались фотографии от последних владельцев замка. Одна из потомков Радзивиллов Эльжбета Радзивилл, которая к тому времени жила в Польше, как только узнала, что в замке начинается реконструкция, привезла весь семейных фотоархив. По нему и сделали реконструкцию. Ученые ездили по всем аукционам Европы и Америки, искали ту мебель, которая была запечатлена на фотографиях. Пусть современные интерьеры замка и не принадлежали самим Радзивиллам, но вся мебель подобрана в мельчайших деталях, где учитывалось даже направление завитка на резном комоде. К слову, спальные покои княгини удалось найти подлинные. Их выкупили у американского коллекционера за 75 тысяч долларов. А вообще на реконструкцию замка было потрачено 50 миллионов долларов.
Сегодня Несвижский замок входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристов замок принимает круглый год, работает без выходных.
Но помимо замка в городе Несвиж есть еще удивительной красоты костел Божьего тела. Его в 16-м веке построил Николай Радзивилл по прозвищу Сиротка. И таких костелов в мире всего три: в Несвиже, Кракове и Риме. Что примечательно, в костеле сохранилось все – и фрески, и лепнина, и алтарь. А под костелом находится усыпальница князей Радзивиллов. В Европе она считается третьей по количеству захоронений после усыпальниц Габсбургов в Вене и Бурбонов в Париже. Сюда можно прийти с экскурсией, проследить историю этого знаменитого рода через невероятной красоты убранство костела.
А еще в Несвижском замке проходит самая необычная экскурсия во всей Беларуси – «Ночной Несвиж». Туристы, а их совсем небольшая группа в 15 человек, остаются в замке абсолютно одни.
Представьте себе…
На Несвиж опускаются сумерки, из замка уезжают последние посетители, и он погружается в темноту. В замке только вы, фонарь и… парочка привидений. Со стен с потрескавшихся портретов за вами следят былые хозяева замка. В потускневших зеркалах отражаются странные тени. Вы бродите по пустым залам, и от осознания того, что в целом замке вы одни, становилось немножечко не по себе. Вокруг ни души и вдруг… неожиданная встреча с ночными обитателями замка! От внезапности происходящего некоторые особенно чувствительные туристы даже вскрикивают!
Экскурсия «Ночной Несвиж»– это история Несвижского замка и его владельцев через необычный исторический спектакль, где герои оживают и рассказывают свои истории. Туристы проходят по всему замку, и в каждом зале встречают нового персонажа. Это настоящий спектакль, во время которого вы находитесь внутри происходящего, а не наблюдаете из зрительного зала. От ночных экскурсий в Несвижском замке в восторге абсолютно все туристы! Действительно, невозможно остаться равнодушным, когда узнаешь историю в таком необычном формате! Как сказал, побывавший в свое время на ночной экскурсии в Несвижском замке белорусский театральный режиссер Андрей Курейчик, - «это впечатления, которые останутся на всю жизнь».
Как и на любом театрализованном зрелище, во время экскурсии запрещено фотографировать. Поэтому основные кадры только после самой экскурсии с ее героями.
Так как экскурсии проходят в полной темноте, освещает путь экскурсантам только фонарь, на «Ночной Несвиж» допускаются дети от 12 лет. Оно и понятно – вокруг находятся ценности на миллионы долларов.
Экскурсии проходят только в зимнее время, когда рано темнеет. Сезон «Ночного Несвижа» с ноября по март. Сезон короткий, поэтому запись идет заблаговременная и в Несвиж едут за приключениями со всей Беларуси.
Мы, туристическое агентство «Amazing Day» проводим такие экскурсии в Ночном Несвижском замке. А еще у нас есть множество других авторских туров по всей Беларуси. Причем, мы занимаемся как групповыми, так и индивидуальными путешествиями по любым нестандартным маршрутам и запросам.
Наш сайт amazingday.by
Наш телеграм Amazing Day Путешествия по Беларуси
Неторопливая, недолгая пешая экскурсия по Москве без дат и прочих занудностей, но с московскими байками и анекдотами.
На Красную площадь ты уже посмотрел. И посмострел на толпы дятлов, которые ходят с длинными палками и снимают, как они ходят по Красной площади.
Пойдём. Вот справа гостиница “ Москва ”.
А ты знаешь, что это самая знаменитая гостиница в мире? А все почему? Она изображена на этикетке водки ”Столичная”.
А водку все любят. Она вкусная. Ну почти все . И картинку эту знают.
Смотри какой фасад у здания необычный. Несимметричный. Щусев нарисовал на одном листе два проекта и дал на рассмотрение Сталину. Виссарионычу было недосуг и он поставил подпись не глядя. Строго по центру. Тревожить еще раз вождя не решились и построили здание по двум проектам сразу. Кстати, то , что ты видишь – это новодел. Лужок снес старое здание и отгрохал новое. Свинство, конечно, но , как оказалось, есть и плюсы. Когда старое здание разбирали, в подвале нашли немерянно тротила. Оказывается в 1941, здание заминировали, что бы в случае чего обрушить, и затруднить немцам проход на Красную площадь и в Кремль. Последний рубеж обороны так сказать. Ну а потом были другие дела и про тротил забыли. Так он и лежал 60 лет. А мог бы и бабахнуть.
Ну пойдем на Тверскую. Видишь на противоположной стороне дом?
Это сейчас он просто дом номер 6. А в пятидесятые тут располагался знаменитейший ”Коктейль Холл”. Или по русски "Ёрш изба".
И Тверская тогда называлась улицей Горького. Но наши отцы и деды, некоторые из которых стиляжили рядом с Коктейль Холлом, называли эту улицу Бродвей. Или Брод. Или Пешков стрит. Бродили они по этому Бродвею, пугая прохожих ботинками на ”манной каше” и галстуками с обезьянами. А из окон Ёрш избы неслось Зиганшин буги.
Сейчас мало кто про Зиганшина помнит. А в начале шестидесятых его во всем мире знали. А потом Гагарин полетел и про Асхата Зиганшина забыли. А зря. Еще неизвестно, кто из этих двоих больший герой. Ну ладно, пошли дальше.
Центральный телеграф.
Крутое здание. Апофеоз советского ар деко.
В течение долгого времени, вплоть до середины восьмидесятых, на ступенях перед входом была основная тусовка уроженцев Кавказа. Тут они встречались, беседовали, глазели на девушек.
В фильме "Покровские ворота" режиссер М. Козаков это упомянул.
Посмотри, первые этажи многих домов отделаны камнем одного цвета. В 1941 году немцы подогнали к Москве эшелон с этим камнем. Вроде он из Италии. И хотели из него быстренько построить монумент своей победе. Ну понятно чем там дело закончилось. А камень то остался. Не выбрасывать же.
Это Тверская площадь. Справа когда-то был ресторан ”Арагви”. Тоже знаковое место. Ну а в центре , на коне – наш отец основатель Юрий Долгорукий.
Когда этот памятник в 1954 году открывали, там забавная история произошла. Его привезли слишком заранее и , до поры закрыли брезентом. Пока он стоял укутанный, то покрылся каким-то налетом и в ночь перед открытием было приказано, не снимая брезента, его очистить. Бригада всю ночь отскребала его. Справились. Успели. И вот торжественное открытие. Министры всякие. Писатели. Историки. Гости иностранные. Ленточку перерезали. Брезент сняли…. А у коня яйца блестят. Ну каждый работяга для хохмы тиранул и в результате такой задор получился.
Напротив Долгорукова - здание мэрии. Раньше это был дом московского генерал-губернатора.
В 19 веке жулик по фамилии Шпейер умудрился фиктивно продать этот дом богатому иностранцу. Тот потом пришел и пытался выгнать генерал - губернатора.
А это уже Пушкинская площадь. Пушка. Или Пуша.
Под памятником Александру Сергеичу до сих пор свидания назначают.
Парни волнуются, девчонки опаздывают. Ты бы видел какие светлые у них лица. Не фейсбучные какие-то. Живые.
А вот слева от Пушкина происходили другие свидания. Тут стояло интереснейшее кафе "Пирамида".
Оно было разделено стеклянной стеной. В одной половине цены в меню были демократичные, в другой не очень. Состоятельные господа из дорогой половины, рассматривали девушек из дешевой половины через это стекло. Как правило знакомства завязывались на тему - сгонять на месяцок в Ниццу или Куршевель.
Все были довольны, но Собянин Пирамиду снес.
Дом , который через дорогу, настоящие москвичи называют ”Дом под юбкой”.
А почему? До конца пятидесятых там была огромная статуя балерины. Её демонтировали, а прозвище осталось.
На другой стороне - первый в СССР Мак Дональдс.
Теперь Точка джы или что-то в этом роде.
Может видел по телевизору очереди многочасовые? Ну интересно же было. И я тоже стоял пару раз.
А раньше на этом месте было кафе ”Лира ”. Помнишь Макар пел – Вот Товарищ с востока, он танцует жестоко, ему пара нужна...
Это о ней. О Лире.
Ладно пойдем по бульвару.
Это Тверской бульвар. Твербуль. Слева самое дорогое кафе России. ”Пушкинъ”. Там завтрак стоит дороже, чем бюджет Молдавии.
Красивый, спокойный бульвар.
В конце его площадь Никитские Ворота.
Тут памятник Тимирязеву.
Давай его обойдем. Обходим.
Понятно почему у этого памятника короткое , хлесткое прозвище? Его зовут ”Ссыт”.
Слева здание ТАСС.
Оно должно было быть раза в 4 выше, но не разрешили. Поэтому и вид немного странноватый.
Справа церковь , где венчался Александр Сергеич и Наталья Николаевна. А перед ней дурацкий им памятник. Прозвище – ”Залупа”.
По Никитскому бульвару пойдем молча. У меня про него историй нет.
Дальше площадь ”Арбатские ворота”. Перекресток Бульварного кольца и Нового Арбата. Он же – Калининский проспект, он же “Калина”, он же “Вставная челюсть Москвы”.
Правей старый Арбат. Туда не пойдем. Времени мало. Хотя надо бы. Там классный памятник Окуджаве поставили. Но , я думаю, Булат Шалвович нас простит.
Обернись. Видишь на другой стороне Калины, правей дом странный стоит. Ракушками весь утыканный.
Его купчина построил богатый. Арсений Морозов. Что-то похожее в Испании увидел и решил в Москве повторить. Когда мать его это чудо увидела, она сказала – ”Раньше я одна знала, что ты дурак. Теперь вся Москва знать будет”. Мамы они такие... Могут брякнуть что – нибудь ободряющее..
Следующий бульвар называется Гоголевским. Гоголя ( ударение на я). Тут снималась сцена из фильма ”Москва слезам не верит”. На этой лавке встречалась Катя и хмырь с телевидения. Помнишь?
А вот издали угадай кому этот памятник?
Нет не деду Мазаю. Хотя почти угадал. Его так и называют ”Дед Мазай и кони”. А вообще это Шолохов.
Мы дошли до конца Гоголей.
Это Кропоткинская площадь. ( Сейчас Пречистенские ворота.) Смотри чуть правей улица Остоженка, а на ней дом. На крышу посмотри.
Ага. Это рюмка, ты правильно понял. Мужик - домовладелец, который этот дом строил – пил до одури. И решил завязать. Вот этой рюмкой он как бы и черту подвел под пьянством своим. Все. Бульвары кончились.
Давай по Саймоновскому проезду дойдем до Москвы реки. Слева – Храм Христа Спасителя. Копия. Я на его строительство тоже деньги давал хоть и неверующий. Но получилось как-то не так. Не знаю в чем дело. Нет в нем благолепия.
Справа дом Перцовой. Сказочный дом. Необычный для Москвы. Там, говорят привидения по ночам бродят.
Набережная. Посмотри направо. Эта жуть вдалеке – мужык с газетой.
Церетелевский памятник Петру первому. Вообще ставить в Москве памятник деятелю, который лишил её столичного статуса как-то не гуд. А уж тем более в таком исполнении. У него есть еще одно прозвище. “Трусы сушатся”. Посмотри на обвисшие паруса. При этом флаги развиваются.
Пойдем налево. С другой стороны реки – знаменитый “дом на набережной”.
Построили в тридцатые годы для партийной верхушки. Там весь фасад утыкан мемориальными досками с датой смерти 1937 год. Эти клоуны сами себя пожирали. Да ну и шут с ними. Уходим с реки в сторону Александровского сада. Вспоминаешь? Воланд, Азазелло и т. д. на крыше этого дома на холме. Это Пашков дом.
По мне - самое красивое строение Москвы.
Дальше библиотека имени Ленина ( или Леннона, кому, что ближе). Видишь памятник?
Это Достоевский. Только не ржи. Прозвище у него – ”Геморрой”. Что аффтору Федор Михалыч плохого сделал - непонятно.
Дальше Манеж. Его когда в 1941 году к бомбежкам готовили – обнаружили, что весь чердак завален табачной крошкой. Так в старину от гнили и паразитов защищались. Ты ж понимаешь, что у кое – кого было , в итоге, что покурить до самого конца войны.
Ну вот и всё. Вернулись к гостинице "Москва".
И не устали и есть, что вспомнить.
Но, если честно, то этот маршрут можно идти еще раз и еще раз и истории не закончатся.
Довелось мне работать в одной из Московских организаций,которая начинается на "Мос" и заканчивается на "сток". Работал там в период с 2008 по 2016 год. Был рядовым инженером в одном из эксплуатационном районе ,и как раз, в мои обязанности входило обследование и проход по подземным рекам и коллекторам.Описывал техническое состояние трубопроводов,колодцев и прочего. Прошёл все реки данного района ,а некоторые по несколько раз. И что я Вам хочу сказать: есть интересные места и участки трубопроводов, но в остальном же,делать там вообще нечего,вот реально совсем там нечего смотреть. Сырость,запах и грязь - вот что Вас ожидает там и больше ни-че-го! Истории про неглинку стоит слушать исключительно только стоя на улице и от экскурсовода! Там нет ничего кроме фрагментов старой кладки из кирпича и камня,вот от слова совсем. Но,есть нереальная опсность того ,что оттуда вы можете не выбраться живыми. Первое,как вы уже поняли это утонуть,второе - задохнуться от скопившихся газов. Напомню что нахождение в пространстве с метаном,хоть и не продолжительное время,дает необратимые последствия для организма. Поток в трубе диаметром 2 метра даже чуть выше колена сильно сносит,что вы уже не сможете стоять на месте,а если это будет 70 см и более - жди беды! Вас унесёт, а поток не даст черпнуть воздуха и ваши трупы прибьёт в очистные или к выходному оголовку реки. Если прям в жопе свербит ,да так что мочи нет как хочется пройтись по подземной реке - выбирайте зимний период для походов, в хороший минус,что бы исключить дождевые и талые воды,при себе иметь газаанализатор и каждые метров 30 сверяться с ним,заряженый телефон на 100 процентов,фанарь и комплект запасных батареек,питьевая вода. На поверхности должен быть человек который будет вас провожать в месте спуска и встречать в месте выхода (подготовит отрытие люка,будет иметь веревочную лестницу при себе) в оговоренное время. На карте обозначить промежуточные колодцы в доступе,где в случае чего Вас можно будет искать. В случае внезапного наполнения коллектора ,необходимо приблизиться к выходной горловине (тоесть люку) которые расположены каждые 100 метров друг от друга,либо при наличи врезок меньших диаметров в коллектор,там максимально залезть и зафиксироваться к лестнице,по возможности попробовать вытолкнуть люк и выбраться. То что я написал - это минимум вашей безопасности внизу,максимум - не спускаться туда и уж тем более летом! Настоящий свод правил безопасности работы в коллекторе написан кровью,как и любое ТБ,и подразумевает гораздо больше правил ,сизов и т.д.