(или хотя бы просить у оцифровщиков примеры, что получится в итоге)
Потому что качество проделанной ими работы может легко оказаться полным говном, что я здесь и покажу.
Итак, типичная студия которая делает оцифровку при помощи специального устройства и в нём же сразу нарезает на DVD-диск, против моей собственноручной работы с помощью обыкновенного USB-тюнера за пару кусков, вот такого:
(В наличии была именно такая штуковина, Rombica Pro Studio, купленная 3 года назад. Не реклама, у неё свои недостатки. Например, во время продолжительной работы 2 раза зависала, вероятно из-за перегрева.)
Оцифровщики (скрины с неизменённого содержимого полученных DVD-дисков, только с фильтром устранения чересстрочной развёртки):
Контраст увеличен, но слишком сильно - иногда чёрные и белые участки окажутся выбиты, т.е. станут сплошным пятном чёрного (0,0,0) и белого (255,255,255).
Убран паразитный оттенок (его можете увидеть на чёрных участках ниже в «моё»), это плюс. Но на этапе, когда вам по сути нужно просто получить «так же как на кассете», это далеко не главное. Работать с цветом и делать любые реставрационные действия нужно потом (если вообще захотите, это ведь не обязательно).
РЕЗКОСТЬ!!!!! Как она выкручена. Ореолы вокруг предметов. Сколько из-за неё вылезло шума!
Ну и конечно, картинка зашакалена. Кодек Mpeg-2, как обычно для DVD-материала, битрейт 9000 кбит/с, но его (и возможностей кодера) не хватает. Этот кадр - первый в новой сцене, поэтому на нём зашакаленность видна особенно хорошо.
Это результат после всех этапов записи и обработки. Резкость по сравнению с кассетой увеличена лишь немного, + был подавлен шум (помехи с кассеты и магнитофона). Кодер x264, битрейт 4000 кбит/с, пожато в 2 прохода с преднастройкой "very slow" (кстати, не советую так делать, просто материал был длинный и я решил вручную указать битрейт пониже, чтобы файл получился менее объёмным. Для максимального качества лучше однопроходом и показатель качества crf=16 (более чем достаточно для среднестатистических кассет, при значениях с более высоким качеством разницу уже не увидите, имхо) ).
Пример 2. Та же сцена, но на 20 кадров вперёд, чтобы у оцифровщиков бедный кодер Mpeg-2 хоть немного улучшил картинку.
Оцифровшики («среднее по больнице» качество видеоряда у них выглядело вот так):
Оцифровщики - весь кадр состоит из шума:
Общий вывод - у оцифровщиков похерен реставрационный потенциал изображения, и это очень плохо, если не сказать хуже некуда. Не выполнена главная цель - получить полноценный исходный материал в цифровом виде.
Такие вещи как резкость, контраст, цвет, шум (исходный), прочие проблемы с видеорядом - можно исправить ПОТОМ! Главное - чтобы было с чем работать, то есть оцифрованная запись была бы качественной! А у них картинка получилась уже дополнительно испорченная.
Так что повторюсь, если обращаетесь к оцифровщикам, постарайтесь предварительно увидеть, что получится.
Конечно, для самостоятельной работы нужно чтобы у вас был видеомагнитофон и устройство захвата. А ещё это дело трудоёмкое и долгое (в моём случае 2,5 месяца почти непрерывной работы, чтобы сделать 30 кассет. Это с учётом того, что часть из них пришлось делать заново, т.к. я несколько раз менял подход к работе в поисках наилучшего.). Да и желания разбираться в технических тонкостях может не быть. Но по мне, оно того стоит, хотя бы для материалов которые вам особенно дороги.
Коротко о моей схеме работы:
Предварительно в драйвере устройства настроить картинку. В моём случае (Rombica Pro Studio) был слишком сильный контраст, и белые области иногда проваливались в чисто белое пятно.
2. Чтобы записать видео - не использовать идущее в комплекте с устройством однокнопочное ПО. Использовать программу OBS Studio. Настройка кодирования при записи - x264 , CRF 10, шаблон "ultrafast" для меньшей нагрузки на ЦП (это качество заоблачного уровня, с большим-большим запасом, гарантия что никаких зрительных потерь не будет).
3. Звук писать как отдельный источник, не с устройства захвата (ущербные кодеки вам порежут верхние частоты), а подключив магнитофон напрямую в компьютер отдельным кабелем. Писать в формат WAV. После обработки кодировать в OPUS - максимальное сохранение качества.
4. Этап монтажа и обработки изображения - в VirtualDub . Хорошие фильтры для чистки и увеличения чёткости картинки: Camcorder Color Denoise, Frequency suppressor of the noise, Super temporary cleaner (у всех трёх автором указан "Stolyarovskiy Sergey").
5. Окончательное кодирование - x264, CRF 16, шаблон "medium". Это очень высокое качество без зрительных потерь (при таком уровне чёткости, как в моих примерах. Должно подойти для большинства кассет). Можно уменьшать на ваше усмотрение.