Природный недостаток

Во время съемок картины "Живет такой парень" Василий Шукшин попросил Куравлева, чтобы его колоритный герой -- Пашка Колокольников - немного заикался. Тот так и сыграл. Как-то через полгода встречает Леонид Шукшина на студии: "Как дела, Вась?" - "Да сегодня сдавал картину в Госкино,- отвечает Шукшин. - Одни ругали, другие, наоборот, хвалили, а один чиновник сказал: "Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссер использовал природный недостаток артиста Куравлева - его заикание!"

Фото со съёмок фильма Вий 1967 г

Один актёр - разные роли

Ответ на пост «"Афоня" - "Золушка" для мужиков»

А я выскажусь в защиту Афони. Это, в целом, беззлобный человек. Потерянный просто. Вырос, выучился, работает. Плохо работает? Да как все он работает. Его стиль работы - сатира на многих. Афоня не хреновый работник, а обычный, как все. На десятый без лифта ему лень, калымит по возможности, не лишен тщеславия, которое реализует, выпросив себе студентов-практикантов. Вот рабочий коллектив Афони, как и упомянутые студенты - притянуты за уши и искусственно добавлены, чтобы оттенить его распиздяйство. Известный сатирический прием - взять обычного чувака и поставить его на фоне чуваков более близких к идеалу.

Афоня пьет? Пьет, но он не алкоголик, это я как алкоголик могу заявить. Он не бухает запоями, а просто пьет в свободное время. Он пьет потому, что ему больше нехуй делать в этой жизни. У него нет увлечений, нет мечты, он не представляет себе других развлечений. Помните, когда Леонов у него спрашивает:

- Афанасий, а если бы тебе предложили планету с любой жизнью, ты бы какую выбрал?
- Да, где пьют бесплатно.

Этот ответ дан не из-за алкоголизма, Афоня просто отмахнулся от странного вопроса. Он не умеет мечтать, у него нет отвлеченных от бытовухи желаний. Но виноват ли он в этом? Афоня - продукт своего времени. Да не во времени даже дело. Сейчас тоже полно людей, которые на подобный вопрос ответили бы какую-нибудь стандартную чушь, типа: "Ну, чтобы бесплатная медицина, соцгарантии, уверенность в завтрашнем дне". А разница в чем? Это такое же отсутствие фантазии.

Бабник? Да, возможно, но в начале фильма он женат и жена уходит от него не из-за баб, отсюда можно сделать вывод, что Афанасий начал ходить по бабам, когда один остался. А что удивительного? Он не старый, ну да, неразборчивый, а с чего бы ему таким быть? Совсем не факт, что он будет бегать по бабам от Кати.

Афоня живет аскетично, что, кстати, странно по тем временам. У него нет пресловутого серванта с хрусталем, ковра на стене, телевизора. Наше, многими презираемое потреблядство не сегодня появилось, оно в те времена уже цвело и пахло. Кстати, интересно, чем оно принципиально лучше, чем жизнь, которую ведет герой фильма?
Но Афоня почему-то и тут оказался чужим, не вписался в тренд. Ему это барахло нафиг не нужно, т.е. у него нет даже материальных мечтаний.

Про духовный голод, точнее отсутствие оного, рассказывает его же фраза: "Телевизора нет и радио нет, и газет я не выписываю!". А зачем? Он не знает зачем. Его не научили.

В этом трагедия Афони - его научили работать, но не научили жить. Жить не в бытовом, а в морально-философском плане. Он нахватался чего мог - выпивать, на танцы ходить, да девок охмурять. А чего он мог еще в деревне у тетки нахвататься?

Мы судим Афоню по сути за то, что он не похож на окружающих. Какого черта этот мудак (почему-то в комментах его даже мудаком называют) живет так, как он живет? Не хочет лезть вверх по социальной лестнице, не гоняется за шмотками, не читает даже газет, а только работает на отъебись, пьет и гуляет?! Но никто не спрашивает себя "А почему он так живет?". Да потому, что никто не рассказал, как надо. Или как можно иначе. И единственная попытка, которую делает общество в его воспитании - это товарищеский суд на работе из-за того, что "опять бумага на тебя пришла, Борщев!".

"Он не заслужил Катю!" - тут каждый должен добавлять "...а я заслужил!!". Чаще всего такие фразы от зависти или чувства несправедливости. Кто-то где-то когда-то нас обманул, внушив, что если жить правильно, то все лучшее будет тебе доставаться. Правильно это, разумеется, не пить, не курить и хорошо работать. И сразу должно с небес посыпаться - деньги, девки, слава, успех.
Но это не так. Любовь вообще нельзя заслужить, если на то пошло. Возможно Катя - его последнее спасение и возможность не спиться в конце пути.

Будет ли у них будущее? А почему нет? С чего мы взяли, что для Кати будет лучше с нелюбимым, но порядочным, чем с обожаемым Афоней-распиздяем? Да и не факт, что он распиздяем останется, если у него появится хоть какой-то смысл в жизни, в виде любимой женщины.

"Афоня" - "Золушка" для мужиков

— Афанасий! А ты не знаешь, что там ООН насчёт Гондураса решил?
— Кто он?

В 1975 году художественный фильм «Афоня» посмотрело 62 миллиона зрителей. И чем больше проходило лет, тем больше зритель понимал насколько это гениальная картина.

Это первый фильм сценариста Александра Бородянского. Это потом по его сценариям снимут множество фильмов: и «Зимний вечер в Гаграх», и «Мы из джаза», и «Курьер» ... А тогда он вообще работал штукатуром-маляром и учился заочно на сценарном отделении ВГИКа. Жизнь автора чем-то напоминала жизнь его героя, и Александр сначала хотел сделать Афоню маляром, но в семидесятых сантехники были популярнее, про них все время сочиняли анекдоты, в газетах писали критические статьи.

И вот Бородянский придумал историю про сантехника, про человека, который прозевал собственную жизнь. В этой идее прожигании жизни и скрывается смысл и суть фильма «Афоня». Получилась вещь в лучших традициях русского критического реализма, и при этом комедия. Что с ней делать? Приятель посоветовал отправить на конкурс сценариев о жизни рабочего класса. Смех, да? Афоня — бездельник, пропойца... но ведь рабочий же? Бородянский отправил, сценарий дебютанта занял призовое место. Он был очень счастлив, когда получил телеграмму: снимать фильм «Афоня» будет Данелия!

По сценарию Афоня нравился женщинам, поэтому играть его должен был кто-то убедительный. Были претенденты на главную роль фильма: Владимир Высоцкий (и тогда Афоня должен был взять гитару и спеть что-нибудь, разрывающее душу) и Леонид Куравлев.

Данелия насчет Куравлева сомневался: слишком популярный, после роли в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» вся страна его просто обожает. А тут алкоголик - раздолбай. Казалось бы идеальная роль для Высоцкого. Но. Афоню в исполнении Высоцкого зрители просто возненавидели бы.

Куравлев в фильме «Афоня» покорил зрителей. Простодушный и даже в низостях обаятельный Афоня Куравлева вызывал какое-то удивительное сочувствие. И может быть, это милосердие.

И всем остальным героям фильма невольно сочувствуешь. Когда фильм «Афоня» вышел в прокат и начались творческие встречи, оказалось, что публике ужасно понравился Федул, которого играл актёр Борислав Брондуков. Его всегда встречали горячими аплодисментами. Роль Федула была сначала микроскопической, но Брондуков так понравился режиссёру, что он расширил её до нескольких сцен. Борислав Брондуков - великий актёр второго плана.

К слову о великих. Не бывает маленьких ролей - бывают маленькие актёры.

Самым главным фаворитом зрителей оказался вообще Савелий Крамаров, сыгравший маленькую роль Егозы, друга детства Афони. Казалось бы, появился на пять минут...

На роль Кати, влюбленной в Афоню еще со школьных лет, Данелия сразу утвердил Евгению Симонову, студентку Щукинского училища. Она была такой светлой, трогательной — если кто и может спасти пустоглазого сантехника, то вот этот ангел. Интересным фактом создания фильма «Афоня» стало то, что Симонова уже отправлялась в Башкирию сниматься в «Пропавшей экспедиции». Данелия злился, искал новую Катю, но второй такой найти не мог. И тогда директор картины полетел в Башкирию, как-то там договорился, всех убедил и Евгения на три дня прилетела с ним в Ярославль, сниматься у Данелии в фильме «Афоня». За это отдельная благодарность.

В СССР секса не было. Была любовь.

Любовную сцену снимали, преодолевая сопротивление Куравлёва. Ему неловко было сниматься в любовной сцене с девушкой на 20 лет моложе, и он наотрез отказался снимать штаны: впрочем, в СССР сцены соития до перестройки часто снимали именно так. Секс в советском кино — это когда её голова лежит у него на плече, они разговаривают и смотрят друг на друга. Эту сцену сняли за один дубль. Кончили и разбежались. Никакой срамоты!

Художественный фильм про сантехника Афоню должен был закончиться трагедией. Сценарист написал честный финал этой истории, и мы понимаем, что по карме и справедливости могло быть только так. Афоня валяется в алкогольном угаре на лётном поле в провинциальном аэропорту, ему всё равно куда лететь, его жизнь — полный провал. Женщина, в которую он влюблен, даже не помнит о его существовании. Влюблённую в него девушку Катю он жестоко бросил. Тётя Фрося, которая воспитала его и была вместо матери, умерла год назад, а он и не знал.

Что совсем добило Афанасия, так это пачка писем, которые тётка присылала себе от его имени: пусть в деревне знают, племянник её не забыл..

Итак, здесь, на маленьком аэродроме на краю географии, Афоня понимает, что оказался в полном тупике, и жизнь можно закрывать...

К нему подходит милиционер, просит предъявить документы. Афоня достает паспорт: на фотографии веселый беззаботный парень, кудрявый, с открытой улыбкой. А милиционер (и мы!) видит бесцветного мужчину с пустыми глазами и пустой душой. Конец.

Афоня в полной мере заслужил такой мрачный финал, но Данелии он не нравился. Справедливо, но разве любовь не выше справедливости? Разве не заслуживает надежды даже такая пропащая душа? Возможно, вы сказали бы — нет. Вы усадили бы медсестру Катю с ангельской внешностью актрисы Евгении Симоновой рядом, налили бы чаю и объяснили кое-что про настоящие ценности. «Ох, сестрёнка, поверь, что нет такого мужчины, за которым стоит бегать по провинциальным аэропортам. И разве ты забыла, как жестко он тебя обманул?»

Но есть женщины в русских селеньях. Они не считают зазорным спасать своей чистой любовью даже и таких, как Афоня. А главное, конечно, Данелия. Георгий Данелия не хотел рассказывать сказку с несчастливым концом. Он хотел, чтобы в финале был хотя бы проблеск надежды. "Афоня" - это "Золушка" для мальчиков мужиков.

И они со сценаристом Александром Бородянским придумали такое: в Аэропорту Афоню окликает Катя: «Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы».

Привет

«Живет такой парень»: как Леонид Куравлёв людям добро наносил

«В фильме я хотел рассказать о хорошем, добром парне, который как бы «развозит» на своем «газике» доброту людям, - говорил Василий Шукшин о замысле своей картины. - Он не знает, как она нужна им, он делает это потому, что добрый запас его души большой и просит выхода. Не ахти какая мысль, но фильм делать стоило».

«Живет такой парень» – это дебют Василия Шукшина в полнометражном кино, его первая работа в качестве режиссера и сценариста. За 4 года до этого он окончил ВГИК, снялся в нескольких фильмах, в 1963 г. был принят режиссером на Киностудию им. М. Горького. В это же время в журнале «Новый мир» были опубликованы его рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», которые Шукшин и взял за основу сценария фильма «Живет такой парень».

Жанр этого фильма определить сложно – это и комедия, и трагикомедия, и мелодрама одновременно. Сам режиссер не знал, какой получится результат, когда только начал создавать киноисторию о простом алтайском шофере Пашке Колокольникове, безалаберном, веселом, влюбленном в жизнь, хвастливом, любвеобильном, но при этом очень добром и способном на геройский поступок. Шукшин рассказывал: «Я хотел сделать фильм о красоте человеческого сердца, способного к добру. Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Пашка не лишен юмора и всегда готов выкинуть какую-нибудь веселую шутку. От доброго сердца. Так серьезно я думал, когда мы приступали к работе над фильмом. А теперь, когда работа над ним закончена, я в полном недоумении, ибо выяснилось, что мы сняли комедию.»

Еще во время учебы во ВГИКе Василий Шукшин подружился с Леонидом Куравлевым, снял его в своей дипломной короткометражке «Из Лебяжьего сообщают», и главную роль в новом фильме снова предложил ему. Шукшин был настолько уверен в своем выборе, что даже не стал приглашать на пробы других актеров. У Куравлева было хорошее чувство юмора, без которого этот образ бы не состоялся. Эта работа стала первой главной ролью и первой заметной творческой победой Леонида Куравлева. Хотя до этого он сыграл уже около 10 ролей, именно после этого фильма к нему пришли узнаваемость, признание и успех. Леонид Куравлев называл фильм «Живет такой парень» самой любимой своей картиной.

Съемки начались осенью 1963 года и проходили на Алтае. Отдельные сцены снимались в селе Усть-Сема, близ Манжерока, в Горно-Алтайске.

«Работоспособность Шукшина поражала, - вспоминал Леонид Куравлев,- многим из нас необходимо что-то вроде кабинетного вакуума - особая обстановка, специальный настрой, тогда приходит желание работать. А в Шукшине поражала настолько идеальная неприхотливость, что он уже «читался» предметом природы как некий камень, который можно поднять, осмотреть с разных сторон и положить на место».

Чуйский тракт — рабочая трасса Алтая, — вторая постоянная тема фильма. Здесь во время съемок на натуре Шукшин увидел жизненные ситуации, которые включил в сюжет фильма. Шукшин до боли возмутился, увидев, как строился деревянный мост. Работали женщины, а бригадир-мужчина прохаживался мимо да покрикивал на них. Режиссер «отомстил» лентяю и хаму: в фильме свидетелем подобной сцены стал Пашка, вдосталь поиздевавшийся над бригадиром.

Куравлев благодарно признавался позже: «Режиссер Шукшин учил меня правде».

Помимо других качеств хорошего актера Куравлев владел юмором, без чего роль попросту бы не состоялась.

Симпатично в своей доброй улыбке чуть округлое лицо Пашки, простодушное, но с лукавинкой, с неглупыми глазами. Сидит он за баранкой чуть небрежно, даже картинно.

Рабочая одежда обычная: старенькая ковбойка или растянутый, захватанный свитер, пиджачок с пятном бензина на плече или ватник. На ногах — солдатские сапоги. А вот когда Пашка идет в клуб или к знакомой, надевает светлую рубаху с узором, военную фуражку, которую не иначе стибрил в армии. Из-под козырька выпускает чуб. Любит парень малость пофорсить.

Но сколь бы ни был обаятелен этот добряк и фантазер, прозванный «Пирамидоном», история о нем неблагостна Пашка самоуверенно ведет себя только в роли волокиты, да и то недолго. Что-то точит этого парня, и в каждом эпизоде главным становится некое томление его души. Пашка врет много, а знает мало, как аттестует его в одной из заключительных сцен сельский учитель. Однако течение всего фильма как раз и подтверждает, что одной городской образованности и внешних навыков культуры отнюдь не достаточно, чтобы определить смысл жизни и обрести гармоничное состояние души, чего взыскует Пашка.

С каким наивным доверием вслушивался он в претенциозный лепет «культурной» гражданки, которую ему довелось подвезти в своей кабине. И какое разочарование он испытал, услышав ее мужа, походя и высокомерно оскорбившего всю разъезжающую по тракту «шоферню». Как охотно идет Пашка в Дом культуры на показ мод, устроенный приехавшим в глубинку коллективом Дома моделей. И какой невыразимой пошлостью веет, как убеждается зритель фильма, от демонстрации моделей «рабочей одежды» «для птичницы Маши» и купальников для нее же.

«Ну чем, чем я хуже его?» — мучается Пашка, обнаружив, что молодая библиотекарша, в которую он влюбился, предпочитает заезжего инженера, который в свою очередь не считает ее себе ровней. Весь фильм Шукшина, отвечая на этот вопрос, подтверждает, что Пашка не «хуже».

Когда к Пашке, угодившему с переломами в больницу, приходит корреспондентка газеты, студентка-практикантка из Ленинграда, не он, а она терпит в глазах зрителей фильма полное фиаско. Девицу в брючках и «хемингуэевском» свитере крупной вязки играла поэтесса Белла Ахмадулина, чьи характерные интонации и жесты в простонародной и шутейной стихии сцены нечаянно обернулись жеманством ее героини.

Журналистка загодя написала стандартно-высокопарный текст о «подвиге», ей нужно было только уточнить кое-какие детали. Но она не предполагала, что наткнется на героя, который то впадает в смешливое словоблудие («Я в-волнуюсь, мне трудно г-говорить»), то искренностью своих ответов невольно обнаружит цену ее профессиональному, казенному пафосу. На ее вопрос: «Что вас заставило броситься к горящей машине?» — он высказывается просто: «Дурость, я же мог п-подорваться».

Зритель-то знает, что Пашка и на самом деле настоящий герой. Когда все в ужасе закричали при виде загоревшегося на территории нефтебазы грузовика, он один рискнул приблизиться к машине, отогнать ее подальше от склада горючего и выскочить на ходу из кабины как раз перед тем, как машина, нагруженая бочками с бензином, кувыркнулась с обрыва.

Но чем истиннее выказанная им отвага, тем ценнее неосознанность и естественность его героизма, отсутствие в Пашке хотя бы задним числом горделивости и хвастовства. «Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — писал Шукшин. И в этом именно смысле Пашка Колокольников, шоферюга с шестиклассным образованием, по-настоящему умен.

Любопытно, что и сам Шукшин решает «героическую» сцену в своем фильме без канонической патетики, даже делая смешным ее финал. Какая-то бабка полощет в реке стираное, вдруг — с обрыва впереди нее падает адская, объятая огнем машина, гремит взрывами. Бабка роняет белье, пятится задом, как от нечистой силы, потом бежит прочь.

Любопытно, что, когда в 1964 году картина вышла на экраны, Шукшин пытался объяснить, что «не комедию делал». Однако зрители, которым фильм очень понравился, находили его уморительно смешным. И не зря. В нем многое окрашено тем «русским комизмом», в котором Томас Манн некогда оценил «правдивость и теплоту».

Характерный пример тому — эпизод сватовства. Одинокая тетка Анисья, которую играет Нина Сазонова, просила Пашку «присмотреть» ей хорошего пожилого мужика. А старшему напарнику Пашки — дяде Кондрату (Николай Балакин) — одинокому человеку, осточертело по чужим домам постояльцем болтаться. Вот Пашка и предложил ему «вариант».

Все нравится Кондрату в гостях у Анисьи — и сама приветливая, хлебосольная хозяйка, и прибранная, уютная ее горница. Но он смущается до потери дара речи и дрожания рук от неуклюжих Пашкиных попыток поторопить ход событий, вынудить застенчивых пожилых людей моментально прийти к решению и объявить его. Анисья, спасаясь от Пашкиного балабольства, прибегает к обману: выходит из избы под выдуманным предлогом — присмотреть за свиньями.

Но свиней-то у нее нет, и это служит Пашке еще одним доводом в пользу его рассуждений о прихотях женского характера, и, следовательно, необходимости со стороны уже оцепеневшего от стыдливости Кондрата активных атак на Анисью…

Великолепный этот эпизод, легко и выразительно исполненный актерами, был снят как бы играючи, за одну смену.

В финале Пашка, поправляющийся в больнице, глядит в окно. Идёт снежок, пришла зима. Опять томит нашего героя смутное желание как-то изменить свою жизнь. Опять он задается вопросом, не больше и не меньше чем — что такое счастье?

«Это ещё не история, — заверил Шукшин после съемок, — это предыстория, а история впереди, ибо сам Пашка не унывает, живёт и помаленьку учится». И в самом деле, конфликты в последующих фильмах Шукшина станут глубже, острее, а герои по возрасту перешагнут безоблачную пору молодости. Первый же фильм останется свидетельством душевной авторской влюбленности в свою малую родину, в её людей, в жизнь.

Василий Макарович позже написал такие слова: «Я хотел сделать фильм о красоте чистого человеческого сердца, способного к добру. Мне думается, что самое дорогое наше богатство — людское. Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке.»

Пиво без водки...

А Евгения Симонова клёвая, братцы-кролики)

Пересматривая фильм "Афоня" как-то по особенному взглянул на актрису Евгению Симонову. Она же шикарная!❤️

В детстве не понимал, почему Афоня не хочет с ней в серьезные мутки. В юности понял и как-то тяжко вздохнул. После тридцати прям вообще запал на её персонажа, желая встретить такого же лучезарного человека на своем пути.

И вот снова пересматриваю "Афоню" и замечаю мелочи, которые раньше обходил стороной. Всё-таки Данелия был великолепный режиссер в жанре драмедии. Вроде и юмор, а сколько жизненной грусти, печали и разочарования в его фильмах. Хотя, почти всегда, в конце своих картин, он дарит надежду зрителю на хорошее. Один из моих любимых фильмов это "Орёл и решка" за его авторством. О нем надо обязательно вам рассказать. Скоро-скоро!

Атмосфера

Рекомендуем
@tramp
@yankol
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: