Первая линия московского метро была открыта в 1935 году и проходила от «Сокольников» до «Парка культуры».
На доме 13 по улице Русаковской есть мемориальная доска в память о заложении первой шахты.
Строительство было масштабным и очень непростым. Но в итоге, в мае 1935 метрополитен начал свою работу. Были открыты 13 станций (к основной линии шла ветка до "Смоленской")
Над павильонами станций появилась красная буква «М». Логотип был придуман архитектором И. Г. Тарановым. На долгие годы он стал символом московской подземки.
Эскалаторы к тому времени уже появились в лондонском метро.
Один такой образец приобрели за 200 тысяч золотых рублей. Его разобрали и скопировали, увеличив длину.
Работая круглосуточно в течение месяца метростроевцы собрали эскалаторы на ряде станций.
На тот момент действовало всего несколько станций и указатели были куда проще.
На первой схеме указаны время в пути и расстояние между станциями.
Станция " Красносельская"
Интересно, что покрытие платформ на некоторых станциях изначально было асфальтовое. С годами его заменили на гранит, что выглядит несомненно лучше.
Станция "Кировская" (позднее "Чистые пруды") была построена по английскому типу. Здесь не было центрального зала. Только боковые платформы и небольшое пространство, через которое пассажиры проходилина эскалаторы, а затем на поверхность.
Сейчас станция реконструирована.
Станция "Дзержинская" (позднее "Лубянка") была построена по такому же типу.
Сейчас станция так же перестроена, так как тут появился пересадочный узел. Вместо интересных закруглённых пилонов разных оттенков, появились угловатые мраморные конструкции. Оригинальные светильники также были заменены.
Освещение вдоль центральной оси платформы бвло главной изюминкой станции "Охотный ряд".
Огромные торшеры довольно скоро убрали. Во-первых, открылся переход на станцию "Театральная". Во-вторых, эти конструкции мешали движению пассажиров.
Станция "Дом Советов" (позднее "Кропоткинская")получила свое название по сооружению, которое в итоге не было построено на месте храма Христа Спасителя.
Интересно, что архитекторы йвдохновлялись Древним Египтом при создании станции . На лестницах даже установили тропические растения.
Станция "Коминтерн" ("Александровский сад")
С 1953 по 1958 годы линия до "Киевской" не работала. Участок закрыли за ненадобностью, потому что начал работать параллельный отрезок Арбатско-Покровской линии глубокого заложения. Но позднее поезда здесь поехали вновь, уже по Филёвской линии (изначально Арбатско-Филёвской).
Поезда поначалу были совсем небольшие и насчитывали всего 4 вагона. Платформы строили с запасом, поэтому довольно скоро количество вагонов увеличили до 6 и даже до 8ми.
Спасибо за внимание! Прогулки и краеведческие заметки в телеграм - https://t.me/kraeveddi