Недавно услышал фразу вроде: "Дайте человеку оклад - и он не будет работать. Дайте человеку KPI - и он будет заниматься не работой, а KPI". За точность не ручаюсь, но смысл примерно такой. А теперь настало время для истории, которая произошла порядка трёх лет назад. Она поучительная.
Три года назад я работал тренером в компании B2C сегмента. Говоря проще, обучал юных продавцов адекватно презентовать товар клиенту в торговых центрах нашего города. И так как руководство считало эту задачу наиболее приоритетной, то и платили мне исключительно за её выполнение.
Тут нужно добавить несколько слов о руководстве. Управляли компанией три товарища, выходцы из силовых структур. Вероятно, в связи с этим, подход был больше армейский, нежели коммерческий. В основе менеджмента стояли не цифры, а непререкаемый авторитет и уверенность в собственной правоте.
И в один прекрасный (или не очень) момент, увлекся трехглавый Змей Горыныч составлением KPI. Для всех отделов и каждого сотрудника. И если с отделами, которые завязаны на финансовом результате, особых сложностей не возникло, то HR-служба, в которую входил и я, влетела по полной.
Изначально всем сотрудникам ставили разные цели и планы. У меня, например, одно время была подвязка на количество часов тренинга. Но как только я начал проводить много тренингов, то мне изменили мотивацию, так как я превышал их ФОТ (фонд оплаты труда). Потом была завязка на количестве обученных людей. Я решил совместить приятное с полезным и звал всех приятелей, кто хотел получить опыт продаж на бесплатные для них тренинги. Сумма стала выходить большой. Мотивацию опять изменили.
И так было несколько раз. Каждый раз, когда я начинал зарабатывать, мне меняли мотивацию. После очередной консультации со своим бизнес-гуру, они решили поставить сквозную мотивацию на отдел, которая выражалась в следующем: "Мы вам будем платить за количество человек, прошедших обучение и отработавших на торговой точке две недели. И только за это. Точка".
А теперь вопрос к вам, уважаемые читатели, что значит такая мотивация? Как в ней зарабатывать? И когда закончится заработок? Давайте, минутку вам на размышление.
А ответ очень простой. Заработок закончится тогда, когда штат будет укомплектован на 100% компетентными продавцами. То есть, я перестану зарабатывать, если выполню свою работу. А я напоминаю, что являюсь штатным тренером, а не приглашенным на проект специалистом. И у HR-ов, скажу по секрету, та же ситуация. Их стремление заполнить штат на 100% рационально тормозится нежеланием потерять в деньгах.
План созрел быстро и выглядел следующим образом:
1) Набираем как можно больше людей. Как адекватных, так и не очень;
2) Отправляем их стажироваться на торговые точки на две недели;
3) Правдами и неправдами просим руководителей торговых точек слить всех через две недели;
4) Ищем новых людей
...
PROFIT!
Поработав в течение месяца в таком формате и получив зряплату (в данном случае это не опечатка), я честно сказал руководству о схеме и о причинах, которые вынудили к ней прийти. А дальше, шок, они сказали, что их всё устраивает и они к этому готовы. Я еще раз переспросил для верности и пошел продолжать трудиться для получения зряплаты.
Привело всё это к тому, что в течение года вакансии непрерывно весели на ХХ.ру, на что потрачены добрые пара сотен тысяч вечнодеревянных, а HR-бренд и репутация пострадали.
Дайте человеку KPI - и он будет заниматься не работой, а KPI. К сожалению, далеко не все понимают как выстраивать систему мотивации и сопоставить её с реальными задачами компании. Поверьте, если систему можно сломать, её будут ломать. Поэтому, если вводите KPI, то доверьте это профессионалам, а потом проверьте на прочность результат.
С уважением Сергей Максимов.
Психолог.