ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

Общение с рождения:

1. Разговаривайте с ребенком, даже если он еще не умеет отвечать. Рассказывайте ему о вашем дне, эмоциях, планах, описывайте окружающую обстановку.

2. Используйте преувеличенные интонации и мимику. Дети очень внимательно наблюдают за выражениями лица и слушают интонации, чтобы понять эмоциональный контекст слов.

3. Называйте вещи своими именами. Показывайте ребенку предметы и говорите, как они называются, чтобы он учился их распознавать.

4. Отвечайте на лепетание. Когда ребенок издает звуки, отвечайте ему, имитируя эти же звуки или превращая их в слова. Таким образом, вы будете поддерживать "беседу" с ребенком.

Общение на стадии появления первых слов:

1. Слушайте и отвечайте. Как только ребенок начинает произносить первые слова, активно хвалите его за каждое новое слово или фразу.

2. Расширяйте высказывания ребенка. Если ребенок говорит "машина", можно ответить: "Да, это большая красная машина, которая едет быстро!"

Общение в повседневных делах:

1. Описывайте действия, которые вы выполняете. "Сейчас мы будем готовить. Берем яйцо, разбиваем его..." Это способствует пониманию последовательности действий и появлению новых слов.

2. Повторение и рутина. Стабильная ежедневная рутина и повторение одних и тех же фраз помогают запоминанию и пониманию языка. Например, каждый вечер говорите: "Спокойной ночи, моя звездочка".

Использование живой и разнообразной речи:

1. Избегайте "детского" языка. Хотя простые слова и фразы уместны, важно постепенно вводить в общение полноценную взрослую речь.

2. Вставляйте паузы. Давайте возможность малышу обработать информацию и отреагировать на нее.

Со временем малыш начнет имитировать слова и интонацию и сам будет инициировать общение. Важно, чтобы вы всегда поддерживали его стремление выражаться, даже если вначале это будет просто бессмысленный лепет. Ваше терпение и постоянная вербальная взаимосвязь положат здоровую основу для будущих речевых навыков вашего ребенка.

Часы

Повсюду мат

Я из обычной российской семьи. Из маленького российского городка.

Я заметила, что мата за последние 20 лет стало очень много. Раньше, если матерились младшие классы, нас это шокировало. А сейчас матерятся все и повсюду. У меня раньше не матерились родители, а сейчас ругаются очень часто, даже при младшем брате.

Людей не ругающихся матом можно пересчитать по пальцам - моя бабушка ( ей 75), преподаватель в институте и главный начальник на работе. Всё.

Все остальное матерятся постоянно и не по делу. Я понимаю, если пиздец реально пиздец, а тут просто с нихуя пиздец.

Я не матерюсь, по крайней мере, языком. Просто потому что я так воспитана. Я могу культурно оборотисто обложить. Но, я не понимаю. Почему так много мата стало? У нас народ в знахарей заделался ( предки знахари, там мат при заклинаниях очень нужен) или деградация общества? Или это всё негативное влияние военных, сидевших ? Или что?

А что прикольно, меня матерится пытаются заставить. Но я не хочу, шлю всех на хрен.

Не забывайте родную речь!

Мальчик произносит речь Рокки перед Сильвестром Сталлоне и добивается успеха

Ответ на пост «Шпаргалка поздравлений С Новым Годом!»

Все придумано до нас.

Речевая археология: простой деревенский разговор

С Масквы

В последнее время очень часто стал замечать в речи вокруг перекос предлогов "с/из" в сторону "с".

Взял с холодильника;
Приехал с дома;
Принес с магазина; 
Клубника с Адыгеи;
И т.д.

Мне кажется это пошло из южных регионов, там вроде как все так говорят.

Поэтому
"Родом с Ростова"
звучит немного менее ужасно, чем
"По дороге с Санкт-Петербурга". 

В русском языке тут простое и понятное правило:
Если действие "на" - то обратное "с".
Если действие "в" - тогда обратное "из".

На полку - с полки
В холодильник - из холодильника
В магазин - из магазина (а не "с магазина")
В ящик - из ящика.
На работу - с работы.
В Москву - из Москвы.
На остров - с острова (Крым, Камчатка и т.д)

Кстати, это самый простой тест на приезжих: 
- вы откуда
- я с Москвы 

Тут сразу видно, что человек сначала "на Москву" сделал, как минимум, набег!

В связи с этим вспоминаю поездку в Тбилиси, когда это ещё не было мейнстримом, году в 2012. Продавец чурчхелы, грузин, говорит по-русски:
- Вэй, здравствуйте! Как дела, приходите, выбирайте, дорогой! Вы откуда приехали?
- из России
- да я вижу, что из России (я блондин:) ), город какой?
- из Москвы
- как, как вы сказали? Из Москвы или с Москвы?
- из Москвы (растерянно в задумчивости повторил я).
- очень хорошо, проходите пожалуйста сюда, мне теща такую чачу принесла, поговорим с вами, побеседуем!

Тот момент, когда человек на чужом для себя языке говорит лучше, чем многие носители великого и могучего.

Понять такое можно: в разговорной речи короткое "с" озвучить проще, чем сложное "из" , да и сочетается в связке с другими словами легче, но простить нельзя :)

Эффект домино, или поговорим о пользе закрытого рта

Сейчас будет неожиданная информация, но без неё никак.
Наружным органом для дыхания является нос. Дам вам несколько секунд отойти от шока этого нежданного откровения, и продолжу.

Воздух, проходящий через нос, согревается и очищается. Благодаря этому обеспечивается нормальный газообмен в легких: кислород поступает в кровь, а углекислый газ выводится из организма.

Вторая неожиданная информация: рот не является органом дыхания и служит резервным органом при невозможности дышать носом.

Чем дышат ваши дети? Носом или ртом?

Ко мне приходят на занятия разные дети. Открытый рот всегда вызывает у меня вопросы. Почему рот открыт? Как давно? Все отвечают так: это только сегодня. У ребенка небольшие сопли/заложенность/аллергия/плакал, миллион причин. У части детей это так. А некоторые на каждое занятие приходят с открытым ртом. Однажды ребенок начинает прокладывать язык между зубами, его становится видно. Ребенку не мешает, он привык. А в его челюсти, и во всем организме начинают происходить неприятные изменения (звучит тревожная музыка).

Я обязательно в конце статьи приведу ссылки на статьи, которые можно будет почитать.

Итак, к чему приводит открытый рот? Приведу выдержки из статьи Сатыго Елены Александровны (Сатыго Елена Александровна, доктор медицинских наук,  профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии СЗГМУ  имени И. И. Мечникова, практикующий детский стоматолог).

- Затрудненное носовое дыхание характеризуется несмыканием губ, неправильным положением языка, что отрицательно влияет на формирование зубных рядов и прикуса в целом. Язык у таких детей расположен внизу, иногда между передними зубами или с упором во фронтальный участок нижней челюсти, рот приоткрыт. Часто у таких детей нижняя челюсть сдвинута кзади.

- Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте не только вредно влияет на развитие скелета грудной клетки, но и приводит к деформации лицевого отдела: верхняя челюсть развивается аномально, сближаются ее боковые части, твердое нёбо становится узким, высоким.

- В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное и тесное положение зубов сначала верхней челюсти, а затем и нижней.

- Ребенок с нарушением носового дыхания не может нормально жевать и глотать, а также произносить ряд звуков.

- При изучении изменения электрической активности околоротовых, жевательных и лицевых мышц установлена связь снижения их функции с нарушениями дыхательной проводимости. Было показано, что круговая мышца рта имеет низкую электрическую активность. У некоторых пациентов была достоверно снижена активность всех лицевых и мимических мышц. Жевательные мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, также имеют низкую электрическую активность.

- При затрудненном дыхании у многих детей выявили аденоидные разрастания на задней стенке глотки, у сошника, увеличенные нёбно-глоточные миндалины и другие виды патологии носоглотки.

-  При таком нарушении развития ноздри обычно узкие, переносица широкая, губы не сомкнуты, контур подбородка нередко двойной, речь нарушена.

- Поскольку биоэлектрическая активность всех мышц имеет стандартные показатели для поддержания скелета в равновесном состоянии, мышцы шеи, подбородочная мышца и даже трапециевидная мышца берут на себя нагрузку «ослабленных» мышц. У детей с ротовым типом дыхания часто можно увидеть парафункции мышц при произношении звуков, при глотании. Ротовое дыхание неблагоприятно отражается на биоэлектрической активности всех мышц скелета, поскольку приводит к деформациям на всех уровнях.

Делаем паузу на осмысление прочитанного. Ребенок родился здоровым (или если есть какие-то сопутствующие нарушения, они с этим не связаны), но в результате ряда причин (о них позже), произошло следующее. В норме у любого человека при закрытом рте язык поддерживает нёбо (прямо сейчас протестируйте себя, где язык в свободном положении при закрытом рте?) . Длительное открытие рта приводит к изменению положения языка, он либо лежит на дне ротовой полости, либо проложен между зубами (а теперь откройте рот, язык окажется внизу). Круговая мышца рта ослаблена, в результате чего речь становится нечеткой. (Неожиданное последствие – так как ребенок нечетко выговаривает гласные, он потом начинает пропускать их при письме, или писать неправильно. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Эта информация из статьи Архиповой Е.Ф. доктора педагогических наук, профессора МПГУ, ссылка в конце. )

Итак, нарушения мышечного баланса в челюстно-лицевой области отражаются на формировании лицевого скелета и повышения тонуса мышц шеи. В результате перераспределения нагрузки происходит искривление шейного отдела позвоночника (на уровне 3-4 позвонков).  Часто у детей с ротовым типом дыхания врачи-ортопеды отмечают нарушение осанки и плоскостопие (Архипова Е.Ф,).

Также у ребенка, который не дышит носом, появляется хроническое кислородное голодание. (опять отсылка к статье Архиповой Е.Ф.). Ребенок постоянно в гипоксии. Утомляем, невнимателен, работоспособность снижена.

А теперь самое интересное – причины.
В самом названии – миофункциональном нарушении, кроется ответ. Это нарушение функции мышцы. (Есть отдельное нарушение дизартрия, может выглядеть похоже, но оно имеет неврологические причины). Миофункциональное нарушение не неврологическое.

У взрослых людей строение определяет функцию. Их челюстно-лицевой аппарат уже сформировался. А у детей наоборот, функция определяет строение. Сначала эта функция – сосание. Потом ребенок становится старше и приходит пора жевать. Но если ребенок в год продолжает питаться через соску (и сосать соску!) у них формируется задержка в формировании правильных процессов жевания и глотания.
(пример из практики: девочка, 2г.2мес. нормотипичная, но речь непонятная, губно-губных звуков п,б,м в речи нет, хотя отдельно есть. Круговая мышца слабая, рот приоткрыт. Из чашки пить не хочет, пьет из поильника с соской, ночью сосет обычную соску. Рекомендация: убрать соску, делать упражнения для развития круговой мышцы рта).

Помимо сосания сосок, пальцев и карандашей есть еще один враг – пюрированная пища. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение).

И вот мы пришли к тому, с чего начинали.
Я не буду давать вам способы решения этой проблемы, в статье Елены Александровны и Елены Филлиповны есть все ответы. Я хочу привлечь внимание к этой проблеме. Очень важно понимать, откуда все началось. Чем раньше получится обнаружить нарушение и начать действовать, тем быстрее будет результат.

Ссылки:
Архипова Е.Ф. https://cyberleninka.ru/article/n/k-chemu-privodit-privychno...
Сатыго Е.А. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://bukbook.ru/media/files/book/book/Miofunktsional'naya... - не пугайтесь слова трейнеры, в статье приведены упражнения.

Ребенок не говорит. История первая.Про часики

Я логопед. Занимаюсь с неговорящими детьми. Эти дети все очень разные, как снежинки. Причины отсутствия речи тоже разные. Сегодня мы поговорим о сценарии, который развивается позитивно. Ко мне на занятия пришел малыш, три года. Давайте назовем его Илья. У мальчика не было ни одного слова. Мамы, папы, бабы, ничего не было. Зато были жесты (не жестовый язык, а обычные бытовые жесты). Он таким образом мог взаимодействовать с родными, показывать какие-то свои просьбы. (Это хороший звоночек, у парня есть инициатива в общении). Звуки, даже звукоподражания тоже были (му - это корова, бе - это барашек, ав - собачка и т.п.). А речи не было.

А ещё у парня было "замечательное" поведение. Надо сказать, что у детей с таким речевым диагнозом поведение это частый гость. Их злит, что их не понимают. Они не знают, когда им дадут ту или иную вещь, а если вообще не дадут? Поэтому на отказ дать ему вещь "вотпрямщаз" начинается скандал. А мы ведь с вами понимаем, что ВСЁ дать ребенку невозможно. Эмоционально-волевая сфера не зрелая, сами себя остановить они уже не могут. И поэтому случаются истерики, драки и прочие неприятные вещи. Сразу скажу, шлёпать не вариант. Каким образом удар по мягкому месту поможет ему успокоиться? Никаким. Он начнет бить вас в ответ. Этот юноша кстати дрался очень больно.

Пока наш товарищ заливается слезами и орет, давайте поговорим про речевой диагноз. У него нет аутизма (нет ни одного диагностического критерия по МКБ-11). Это моторная алалия. То есть у ребенка сохранен интеллект, сохранно понимание речи. Нарушена только моторная сторона речи. То есть его язык, губы могут отлично двигаться, но он не понимает как ими двигать. Нам надо его научить. Это самый благоприятный прогноз, на мой взгляд. Само оно конечно не восстановится, но с регулярными занятиями у парня есть отличные шансы даже пойти в обычную школу.

Итак, что было сделано? Мне не удалось уговорить родителей на ABA, пришлось устаканивать поведение в рамках лого-занятий, чтобы мы вообще могли заниматься. С помощью введения ряда правил парень понял, что единственный способ от меня получить игрушку - это сделать задание. Нет задания - нет приза. Также за хорошее поведение у него отдельный супер-приз. Я даю ему ставить часики (таймер) на десять минут. Если он начинает рыдать, или драться, или убегать я таймер останавливаю. Делает задание, снова включаю. Через десять минут, когда часики начнут пищать, Илья может сбегать к маме за конфетой или за соком или просто побегать. Через минуту возвращается (сам!!!) И снова ставит себе часики. Поведения уже давно нет. А речь? Полгода назад ничего не было. А сейчас он может рассказать как его зовут, что папа купил ему машинку, мама дала конфету, машинка большая, а конфета вкусная, и много чего ещё. Работы ещё много, динамика отличная. Самое главное, что теперь его понимают не только родители, но и все вокруг, и он больше не злится.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: