Командир взвода танков Т-34 25-го отдельного танкового полка лейтенант А. Е. Малофеев. 1943 г. Колоризация

Т-34 из 15 тысяч фотографий ВОВ. Нижний Новгород, Кремль

Около Дмитриевской башни

Оружие победы

Девочка дарит цветы советскому танкисту. Колоризация

Смекнешь да схитришь — врагов победишь

В фильме "Офицеры" есть эпизод: на станцию идут немецкие танки, санитарный поезд торопится забрать раненых, часть легкораненых организовывают оборону. Гранаты, лозунг " Коммунисты, комсомольцы - вперёд!" Люди сознательно шли умирать чтобы жили другие. Все бы и погибли, но появляются советские танки, немцы отворачивают в панике. В фильме не объяснялось откуда и как взялись наши танки, может посчитали что главное массовый подвиг советских солдат показать, может не смогли бы практически это продемонстрировать: компьютерной графики не было, съёмки были натурные, а такое демонстрировать в мирное время, погоны сорвут даже с маршала...

Что было вне экрана. Февраль 1943, Сталинградская группировка немцев окружена. Немцы швыряют танки с Кубани на прорыв к Паулюсу. Наши посередине степи кое-как организовывают оборону - основные силы ещё под Сталинградом душат котёл. Немецкая авиаразведка проходит над степью - чисто почти - немного пехоты, даже артиллерии нет. Приказ танкам в направлении станции можно наступать. Через пару часов в радиоэфире паника - мы горим! Фланговый удар русских танков! С лётчиками разборки на уровне гестапо - в степи зимой проглядеть танки не возможно! Это предательство рейха!

Что было в реальности. За пару часов до того танков НЕ БЫЛО. Ни единого. Были раненые и остатки пехоты. На станцию влетел санитарный поезд и начал погрузку. Полуживые люди взялись за гранаты прикрывать остальных А тем временем чья та неразумная, но как оказалось для всех удачливая головушка отправила вслед за санитарным поездом эшелон с платформами - танковый батальон, может меньше, не знаю сколько по тем временам один паровоз мог уволочь за собой тяжело гружёных платформ. Состав на станцию войти не смог: путь забит санитарным. В тех краях до 90-х в большинстве случаев ещё была одноколейка. Может сейчас что и сменилось, но тогда состав встал на подходе к станции в степи. Для разгрузки танков по всем положениям нужна возвышенность - станционная платформа и мостки что бы по ним сползти. В теории. А на практике - степь, танки задраны на высоту платформ и насыпи. В 1941 у нас так немцы эшелоны целые неразгруженной техники захватывали, а то просто сжигали.

Но это был уже 1943, люди не те, уставы и положения соблюдали при условии - не мешает бить врага, а иначе - поеб... Если удавалось разбить врага, никто не награждал, но и не давил, если нет - трибунал. как говорится - думайте сами, решайте сами. Технику угробите на платформах или... Комбат решил или. Приказ: из танков боезапас долой. Минут 15 и вытащили. Экипажам покинуть машины, смотреть. Комбат сам за водителя садится, поворот на 90 градусов на платформе - танк (НЕ БТшка, а т-34!), 27 тонн - прыгает вниз с высоты не менее 2-х метров. Видели? Механикам - водителя - делай как я! По исполнении боезапас загрузить!

Минут за сорок батальон готов к маршу. Две машины перевернулись на бок - оставили одну дёргать их тросами, остальные вперёд. Высаживались в стороне от станции - в результате вышли во фланг наступающим немцам. Борта немецких Т4 из орудий тридцатьчетвёрки прошивались хорошо + неожиданность. Немцев уверяли что это будет прогулка гусеницами по пехоте, а это оказалось избиение. Хотелось самим жить, на Паулюса уже наплевать, немцы повернули - кто не успел загореться. Про лётчиков в гестапо уже поминал. Никто не мог поверить, что танки так можно разгружать.

Увидеть бронепоезд и «ЗАВАЛИТЬ»

8 ноября 1922 года в деревне Синчуваж, Горьковской области родился Дмитрий Евлампиевич Комаров, до призыва в 1941 году в РККА он работал бухгалтером на железной дороге.

В 1943 году Комаров закончил 2-ое «Горьковское танковое училище» и став командиром экипажа «Т-34» был отправлен на фронт. Воевал под Орлом, за проявленное мужество в боях по освобождению городка Речица был награжден орденом «Красной Звезды».

В ноябре 1943 года горел в танке. Пока Комаров находился в госпитале его экипаж погиб от взрыва боекомплекта после прямого попадания вражеского снаряда. За бои под Минском был награжден орденом «Отечественной войны I степени».

Летом 1944 года 15-я гвардейская Речицкая бригада, в которой воевал Комаров, получила приказ «пощипать» вражеские тылы и перерезать снабжение противника на железнодорожном отрезке «Лунинец - Бобруйск».


В ходе наступления батальон Комарова должен был выбить немцев с ж/д станции «Черные Броды». Этой станции отводилась ключевая роль в снабжении немецкой обороны, поэтому у фрицев был приказ удерживать этот опорный пункт до последнего солдата, для укрепления обороны немцы перебросили сюда бронепоезд.

В начале атаки на станцию танк Дмитрия Комарова вырвался вперед и напоролся на перекрестный огонь немецкой противотанковой батареи и артиллерии бронепоезда. Экипажу оставалось только одно, пройти меж двух огней, или сгореть на глазах у противника и своих боевых товарищей.

На полном ходу «тридцатьчетверка» понеслась к неповоротливому стальному удаву, умудряясь на ходу долбить по нему снарядами. Наводчику от бога удалось погасить все пушки на центральной бронеплощадке, расстреляв при этом весь боезапас. Когда до бронепоезда оставалось три сотни метров, в танк попал снаряд. 21-летний командир экипажа получил ранение в голову, наводчик Петрухин и заряжающий Хисматуллин были убиты, а 18-летний механик водитель Михаил Бухтуев контужен.

Можно было выбраться из горящей машины и постараться спастись, но Комаров крикнул: «Мишка жми к бронепоезду, тарань его в середку».

Объятая пламенем «тридцатьчетверка» совершила последний рывок, и мощным ударом опрокинула с рельсов броневагон. Водитель погиб, а Комаров выбрался через командирский люк и качаясь побежал к лесу.

В тот день их батальон отбил у немцев станцию, а раненного Комарова поутру в лесу подобрали возвращавшиеся с задания  разведчики. За мужество и отвагу проявленные в том бою командование присвоило Дмитрию Евлампиевичу Комарову и Михаилу Артемьевичу Бухтуеву звание «Героя Советского Союза».

6 сентября 1944 года Дмитрий Комаров погиб.

Владимир Подгорбунский - гений танковой разведки

Владимир родился 25 апреля 1916 года в Чите, в семье учителей социалистов. В Гражданскую его родители воевали в красном партизанском отряде.

Отец мальчика принял страшную смерть от рук белогвардейских карателей. Мать решившая строить новую жизнь, переехала в Москву, оставив сына родной сестре. После того как его тетушка скоропостижно скончалась, Владимир сначала оказался среди беспризорников, а потом в читинском детском доме. Чтобы досыта наестся, ему вместе с другими ребятами приходилось красть.

Воровская жизнь привела пацана сначала к «малолетке», а потом к лагерю. Во время очередной «ходки» он познакомился с полковником танкистом осужденным по навету лучшего друга. К моменту судьбоносной встречи у Владимира за плечами было два побега и «планируемое» освобождение из лагеря на пятом десятке лет.

Узнав что в Гражданскую родители нового знакомца партизанили, полковник взял над парнишкой шефство.

Тяжело заболев, танкист потребовал от Владимира написать под его диктовку письмо товарищу Калинину. В нем запутавшийся парень рассказал о боевом пути своих родителей, мученической смерти отца партизана, своих мытарствах, преступлениях и жизни в лагере. В конце своего послания 19-летний зэк попросил Михаила Ивановича, поспособствовать его «условно-досрочному освобождению».

Всесоюзный староста услышал мольбу парня, в 1936 году Подгорбунского освободили и отправили «перековываться» в РККА, где он стал первоклассным мехводом.

После демобилизации в 1939 году Владимир работал на ткацкой фабрике в Иваново, в 1941 году его призвали в армию. Позже он говорил друзьям однополчанам, что проклятая война дала ему шанс, оставить после себя на Земле добрую посмертную память.

Летом 1943 года младший лейтенант Подгорбунский, награжденный к тому времени медалью «За отвагу» попросил командование доверить ему управление взводом танковой разведки.

Осенью в районе Сум он познакомился с хорошей девушкой Аней Беляковой, служащей банно-прачечного отряда. 10 мая 1944 года они поженились, и Владимир успел подарить любимой очаровательную девочку.

28 декабря 1943 года разведчики Подгорбунского в районе украинского города Казатин на двух тридцатьчетверках с 29-ю десантниками на броне обошли немецкую оборону, и въехали на пустую окраину. Позже выяснилось, что подходы к городу защищали три пехотные, две танковые и одна артиллерийская дивизия. Разведчики неслись вперед, огнем и гусеницами уничтожая все на своем пути. Железнодорожная станция была ключевым перевалочным пунктом вермахта, снабжавшим ресурсами группу армий «Юг».

На привокзальной площади танкисты метким огнем накрыли прибывший на станцию немецкий эшелон и спасли советских людей угоняемых в Германию, из подожженных нацистами вагонов. Заняв круговую оборону, разведчики продержались до похода основных сил 69-го гвардейского танкового полка. За этот подвиг командование представило Владимира Николаевича Подгорбунского к званию Героя Советского Союза.

Вскоре Владимир получил тяжелое ранение и был направлен на лечение в госпиталь. 28-летнего еще не оправившегося от ранения Героя, хотели было комиссовать, но он подделав справку о выписке вновь уехал на фронт к своим бойцам.

В марте 1944 года гвардии капитан Подгорбунский вместе со своими разведчиками форсировал Днестр, захватил немецкий понтонный парк и притащил его в полк. Саперы воспользовавшись нежданным подарком быстро навели переправу, по которой наши танки беспрепятственно переправились на вражеский берег. За этот подвиг командование наградило отважного танкиста орденом «Красного Знамени».

29 марта разведчики на двух танках покуражились в немецком тылу в районе западноукраинского города Станислав (сегодня Ивано-Франковск). В ходе их стремительного рейда фрицы лишились:

Четырех танков PzKpfw IV.;

Одного Тигра;

Восьми бронетранспортеров Sd.Kfz. 251;

Двух самоходок StuG III.

Автомашины, мотоциклы и повозки разведчики не успели посчитать. В рейде было уничтожено 22 артиллерийских орудия и 6 складов с боеприпасами.

19 августа 1944 года во время нового разведрейда в немецкий тыл, разведчики, возвращаясь с задания попали в засаду, осколком Владимиру оторвало стопу. Танкисты предложили командиру вместе с другими ранеными покинуть место боя на бронетранспортере, но капитан уступил свое место 19 летнему бойцу.

Владимир Николаевич Подгорбунский умер в этот же день, причиной смерти стали множественные ожоги и большая кровопотеря.

Его супруга Анна Константиновна, родила прекрасную девочку Галю и больше никогда не выходила замуж, верно храня память о любимом муже Герое.

"Т-34" здорового человека

Думаю многие посмотрели цветную, полнометражную, художественную фильму "Т-34" и помнят сцену побега, в которой много условностей, фантазий и компьютерной графики: и "случайно" найденные снаряды, и дуэли с "Пантерами", и слоумо, и надпись "Пермь" на танке того времени, и прыжки по "немецкому автопрому".

А вот как выглядит сцена в оригинале, который современные киноделы творчески переосмыслили. Хронометраж в разы короче, но ощущения что Ужас и Тьма вырвались на свободу, несравненно больше.

P.S

Всё таки компьютерная графика настоящий танк с хорошим мехводом внутри не заменит. Восприятие не то.

Нарва без Т-34. Можно снести памятник, но не память

В Бурятии танк Т-34 привезли к дому ветерана-танкиста Ивана Голощапова

9 мая прошёл, но видео очень доброе ^^

Рекомендуем
@lenis2
@wortyp
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: