Будучи студентом железнодорожного ВУЗа, имея дикое желание быть полезным обществу и не менее дикое желание поднять бабла, два лета работал проводником. Исколесил всю Россию: был на юге, севере и на востоке нашей необъятной.
Первый год работы, в 2010 году мы с отрядом назначаемся на сезонные поезда в Адлер и в Анапу. Ехать не долго, дней 5 в одну сторону, так что историй про неработающий кондиционер у меня хоть косой коси.
Июльский рейс в Адлер, половина вагона едет из одного сибирского города в Сочи, а вторая половина периодически входит и выходит, проезжая в среднем не больше дня.
Как сейчас помню, вагон достался замечательный, иностранного производства. Купе. Мечта просто. В народе такой вагон называли ГДРовским, внутри он был отделан также как стенки в квартирах зажиточных граждан СССР. Если внутри там все действительно было по-гдровски, то снаружи вагона, на раме, была небольшая табличка -
Baudatum - April 1945. То есть вагон в теории вполне мог застать одного австрийского художника при жизни.
Конечно, никакого кондиционера в этом вагоне не было. Пока ехали по Сибири, этот факт не напрягал никого, внутри были комфортные +22-24 в зависимости от величины открытия форточки в купе.
Ситуация усугубилась под Волгоградом, когда уличные +40 разогревали температуру в вагоне до +55. Вообще не шучу, была настоящая баня.
Та половина вагона, которые ехали с самого начала, вспомнили, что едут на юг, достали купальники и трусы и ходили по вагону исключительно в таком виде. Конечно, они сначала пытались высказать все мне, но видя, как я в +55 обливаюсь потом в форменной одежде из белой плотной рубахи и темно-синих брюк, как-то быстро отставали, понимая, что, наверное, дело не в проводнике.
В районе Ростова было уже невыносимо, рубахи из белых превратились в желтые от пота, а надетые брюки грозили перегревом важных органов. Спасал халат, в котором положено делать уборку вагона. У каждого проводника таких халатов несколько, один новенький всегда возится с собой на всякий случай. Рассудив, что всякий случай настал, снял форму и вместо нее надел новенький зелененький халатик, который хоть как-то позволял оставаться в рабочем состоянии.
Пассажиры прониклись ситуацией и на высокие стандарты обслуживания закрывали глаза, понимали, что проводник тоже человек и ему жарко. Только понимали не все, а только та половина вагона сибиряков, ехавших с самого начала.
Пассажиры из южных регионов, проехав в поезде минут 15, начинали бегать ко мне и просить включить кондиционер, который по их мнению я выключил специально, ну, чтобы веселее ехать. Услышав, что кондиционер не предусмотрен конструкционно, начинали орать, что я виноват в том, что при покупке билета их не предупреждали. Оставалось только оправдываться и извиняться. Особо настырные шли к начальнику поезда и писали жалобы на внешний вид.
Больше всего запомнил даму, которая написала жалобы и за техническую неисправность и за внешний вид на имя Президента РЖД (удивился, почему не России). А узнал я об этой жалобе уже после работы, в октябре, когда мне позвонили из вагонного депо и попросили прийти к начальнику на ковер. Сказал им, что я уже студент и вообще уже уволился как месяц, но прийти попросили, но уже не целью публичной порки, а для написания объяснительной, чтобы начальнику депо не прилетело.
В жалобе была просьба лишить меня премии и взыскать с моей зарплаты компенсацию за билеты этой самой мадам. Если бы я работал, что-то мне подсказывает, что часть из этого в угоду пассажира была бы удовлетворена.
Замечательное было время, веселое. Таких историй у меня вагон и целая тележка, если вдруг появится интерес, пишите, буду рассказывать :)