Особая магия утренних полетов. Тишина прерываемая лишь звуками природы и шумами горелок аэростатов.
Особая магия утренних полетов. Тишина прерываемая лишь звуками природы и шумами горелок аэростатов.
3 воздушных шара не установленного происхождения сбиты ракетами (кажется) с истребителей США.
Что то мне подсказывает, что по сравнению с стоимостью ракеты, цена воздушного шара где то около нуля.
То есть если с некого неопознаного судна, или десятка судов, будет запущено пара сотен кирпичиков на воздушных шариках, дельце будет очень даже выгодное :)
или метеорологи задолбались объяснять, что это просто ЗОНД
*кадр из любимых "особенностей"
М-17 "Стратосфера" – советский высотный самолет, предназначенный для борьбы с дрейфующими аэростатами.
Инцидент с китайским, как это не сразу выяснилось, аэростатом, мирно проплывшим над территорией Соединенных Штатов, наделал много шуму. Казалось бы — что может быть проще, чем сбить свободно плывущий в небе аэростат? Но — радары ПВО его не видят, летают они в стратосфере на высотах до 25км, отражающая поверхность меньше, чем у любого этого вашего стелса, головки самонаведения ракет, работающие в ИК-диапазоне, шар не распознают, он не создает теплового излучения. Расстрелять из пушки с истребителя — если попадете в неподвижную мишень на скорости порядка 1000 км/час на высоте 15000−18000 метров.
Да и если попадете — аэростат наполнен гелием, наверняка многосекционный, он еще долго будет дрейфовать и место приземления рассчитать будет достаточно сложно. Под аэростаты используются ракеты с тепловой головкой самонаведения (Р-73) и специальные противоаэростатные зажигательно-трассирующие снаряды, с особым взрывателем, который срабатывает при касании тоненькой оболочки шара. От капель дождя этот взрыватель тоже срабатывает, поэтому в дождик ими лучше не стрелять. Но Пентагон справился — подняли F-22 и ракетой AIM-9X сразили белый шарик. На четвертый день паники
На самом деле СССР такие задачи решал еще полвека назад во времена Холодной войны.
Разработка самолета М-17 началась в 1970 году. К этому времени на вооружении США появилось новое средство доставки аппаратуры в воздушное пространство нашей страны - автоматические дрейфующие аэростаты, запускаемые с территории стран НАТО. Используя ветры на больших высотах, они пересекали территорию СССР с запада на восток. Управление осуществлялось по радио и могли по команде с земли изменить высоту полета от 0 до 45-50 км. При этом аэростаты могли нести не только «безобидную» разведывательную аппаратуру, но и достаточно широкий спектр взрывчатых веществ, которые могли быть сброшены по команде с земли.
Советские ПВО вынуждены были использовать ракеты типа "воздух-воздух", либо "земля-воздух", стоимость которых в десятки раз превосходила стоимость аэростата, выполненного из дешевой мейларовой либо дакроновой пленки. Более того, подготовка аэростатов к полету и развертывание технических средств не требовало от натовцев большого количества времени, поэтому их массовый пуск ставил оборону СССР под угрозу.
В 1970 году по заказу ПВО СССР были начаты работы по теме №17, которая и предполагала создание высотного самолета-истребителя. Ведущим конструктором проекта стал В. М. Морковкин. К тому моменту в ОКБ уже успели детально изучить обломки сбитого под Свердловском высотного разведчика U-2, были составлены достаточно пухлые тома сравнительных характеристик агрегатов и систем данного самолета с советскими аналогами. При этом советских инженеров подкупала незатейливость и простота конструкции американского самолета и его систем. Результаты, полученные в ходе изучения обломков U-2, показали, что создание отечественного высотного перехватчика на базе советской науки и техники – это достаточно кропотливая и долгая работа, которая потребует поиска новых решений.
В 1971 году разрабатываемый самолет получил официальное обозначение М-17 «Стратосфера». В техзадании по данному проекту было поставлено условие по достижению высоты барражирования в 23-25 км., а также обеспечению его пилотирования обыкновенными строевыми летчиками.
Для уничтожения разведывательных аэростатов была выбрана ППУ – подвижная пушечная установка, созданная ММЗ «Дзержинец» на базе хорошо себя зарекомендовавшей в эксплуатации 23-мм скорострельной пуши ГШ-23Л, обладавшей скорострельностью на уровне 3400 выстрелов в минуту. При этом весила она всего 47 кг. Помимо этого конструкторам пришлось разработать высокочувствительный взрыватель, который срабатывал бы при ударе об очень тонкую оболочку аэростата, что явилось еще одним важным шагом на пути поражения аэростатов 23-мм снарядами.
К сожалению, уникальный самолет стал заложником изменившейся обстановки. Работы по его созданию затянулись, в то время как американцы запустили свой последний аэростат в ноябре 1983 года с территории Норвегии. В дальнейшем США просто прекратили использование этих разведывательных средств против СССР. Весной 1990 года самолёт установил 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъёмности для самолётов массой 16-20 тонн, оснащённых одним турбореактивным двигателем. К 1990 году было построено три экземпляра М-17, последний уцелевший экземпляр находится в музее авиации в Монино. Однако наработки по М-17 не пропали даром и стали основой для создания гражданской версии самолета М-55 «Геофизика».
Все радуются победе великой страны над страшным и ужасным аэростатом. Но вот что происходило в то время, когда этот объект находился над территорией США и до того как его сбили...