Привет! Меня зовут Colt248 и я снова пишу посты на яхтенную тематику.
Сегодня я расскажу немного о том как работают паруса и какие они бывают.
Или, если попроще, почему яхта плывет против ветра и че это за тряпошки))
"Colt," скажут мне, "там все понятно - ветер дует в паруса, паруса парусят и толкают посудину вперед. Полотенце над надувным матрасом натяни, будет такой же эффект. Банальная физика."
И... формально будут правы. Именно так и работали паруса в стародавние времена.
А сегодня? А сегодня на сцену выходит аэродинамика.
Аэродинамика? Да. аэродинамика, профиль крыла, прилипание потока, ламинарное, мать его, обтекание! Аэродинамика!
Соберитесь, сейчас будет немного занудной теории:
Когда ветер обтекает крыло (см картинку ниже) с внутренней стороны паруса он проходит по прямой, а внешнюю вынужден огибать по дуге -более длинному пути.
Т.к. путь более длинный, то воздушная струйка растягивается и создается разрежение. С одной стороны паруса обычное давление, а с другой разрежение = парус начинает выдавливать в зону разряжения, создается сила, движущая яхту.
"Только сила то тогда тянет вбок и вперед,"- скажете Вы, "при таком раскладе яхту просто будет сдвигать вбок и разворачивать!"
Правильно. Именно для этого снизу яхты прикрутили киль - пластину длиной от метра до трех. Она и не дает сдвинуть яхту вбок, в результате чего наша сила раскладывается на движущую и кренящую.
Силы действующие на яхту с парусом
Выставив парус правильным образом, мы формально можем идти даже против ветра (под небольшим углом). Вот, собственно, говоря и весь секрет.
Конечно, профи от яхтинга разведут Вам лекцию на 3 часа, где будут отвлекать Ваше внимание адской теорией, говорить слова типа "ламинарное течение, прилипание струек, срыв потока".
Попросите двигателиста рассказать как работает двигатель и услышите подобную же лекцию))
"Еще раз, можно идти прям против ветра?"-спросит меня читатель.
Нет конечно, прям против ветра не выйдет, парус должен быть "дугой", ветер должен дуть все-таки под углом где то градусов 25-30.
В верхнем полукруге паруса работают за счет обтекания потока, а в нижней - ветер просто давит на паруса
Теперь немного о количестве парусов.
"У черной жемчужины их было 12 штук!"- скажете Вы))
ДА! И еще нужна орава народу чтоб управлять всей этой машинерией.Поскольку оравы у нас нет, предлагаю рассматривать на примере типичной прогулочной яхты. На ней 2 паруса - грот и стаксель
Грот -основной парус в задней части судна. Он несет на себе функцию стабилизации яхты (от качки и рысканья) и передачи ей части движущей силы.Стаксель -треугольный парус впереди яхты именно он дает основную тягу.
А в паре они создают вообще бомбический эффект. Как мы помним парус тянет из-за перепада давления на нем. Вот картинка.
Внимание на верхний синий поток между парусами
Смотрим картинку -передний парус имеет на дальней от нас кромке пониженное давление, а на ближней повышенное. Это повышенное давление улетает в щель между парусами, дополнительно ускоряя поток на передней кромке заднего паруса (грота)!
И что?А то, что скорость потока больше = разрежение на передней кромке парусе больше, т.е. сила заднего паруса возросла.
Мы в плюсе? Да! А где бомбический эффект?
Так это не все. Задний парус создает перед собой сопротивление - т.е. зону повышенного давления, дополнительно поддавливая на передний и усиливая зону повышенного давления на нем! Т.е. передний парус "давит" сильнее из-за наличия заднего.
Вот такой вот взаимный эффект 2 парусов усиливающих друг друга!
Вот собственно и все что я могу рассказать о парусах!
Thats all folks!
Желающие читать меня в телеграмм- @ProstoYachta.
Технический момент:
Друзья, читатели, комментаторы - мой аккаунт colt249 забанен навсегда.
Спасибо что писали мне в личку долгие 4 месяца бана!
Я начинаю с начала, поэтому раз в 2 недели буду постить что-нибудь из старого, чтоб восстановить аккаунт. А раз в месяц-полтора добавлять новое.