У меня логоневроз с раннего детства. В легкой, наверно, форме. Сейчас почти не проявляется, но в детстве и в юности бывали периоды, когда из-за заикания не мог отвечать у доски или выступать на аудиторию.
И вот однажды в университете пришлось нам на одном непрофильном гуманитарном предмете делать доклады. То есть, тот же реферат, но ты не просто его сдаёшь преподу на проверку, а выходишь перед группой и зачитываешь. Потом заинтересованные лица могут задать вопросы.
Я заранее подошёл к преподавательнице и рассказал, что у меня есть проблема с речью, я начинаю сильно заикаться, когда говорю на публике. Поэтому прошу в порядке исключения разрешить мне сдавать доклад ей лично, а не на группу.
Хрен там плавал. В 90-е к студентам в нашем Вузе относились лишь немногим лучше, чем к заключённым в тюрьме. Преподавательница уперлась рогом и принялась орать, что мы долбаные хитрожопые лентяи, задолбали её своими хитрожопостями и никто не получит никаких гребаных поблажек, все будут докладывать как положено!
Ну ладно, сказал я. Вы сами этого захотели.
Все читали свои доклады примерно по пять минут. Кроме меня. Мой доклад растянулся на 20. Хотя по моим ощущениям прошло часа два, пока я справился со всеми "И-и-и-исст-т-тоория вэ-вэ-вэ ваааа-а-ап-рос-сэ-сэ э ух-хо-о-ди-и-ит-ит-тэ кэ-кэ-кэ кор-рэ-рэ-эня-я-я-ми-и... " и так далее, до конца.
Когда я закончил, я был весь мокрый от напряжения. Лицо горело. Одногруппники уважительно молчали. Преподша сидела красная от стыда, никаких вопросов по докладу она мне не задала. Пролепетала что то типа" Ну я же не знала, что у вас такие проблемы с речью... "
Одногруппники рассказали, что она несколько раз будто бы порывалась меня остановить жестами, но я стоял к ней спиной и читал громко, не делая больших пауз, так что не мог отреагировать.
Уходил я с пары с ощущением победы. Дал небольшой урок зарвавшейся преподавательнице, а самое главное - смог преодолеть обстоятельства и выступил, черт возьми, с докладом.